Метод отраслевых соотношений

Метод отраслевой специфики (отраслевых соотношений) является такой модификацией метода рынка капитала (предусматривая и его алгоритм), в которой ценовым мультипликатором выступает соотношение «Цена/Валовой доход» (то же самое - «Цена/Выручка», «Цена/Объем реализации»).

Соответственно на шагах 3 и 4 алгоритма метода рынка капитала используется этот мультипликатор и валовый доход оцениваемой компании в качестве базы, на которую для получения определяемой стоимости данной компании множится указанный мультипликатор.

Уже название этого метода показывает, что его применимость ограничена специфическими отраслями - теми, в которых действительно наблюдается достаточно надежная корреляция между рыночной стоимостью компаний с ликвидными акциями и объемом реализации ими продукции (их продажами).

Такими отраслями в основном являются отрасли топливно-сырьевого комплекса, а также прочие конкурентные отрасли с явно выраженным стандартизированным продуктом, где динамика прибылей определяется в первую очередь не обновлением продукта, а успехом в поддержании и расширении доли на рынке, количеством продаж стандартизированного продукта. При этом учитываемые прибыли незначительно отличаются от денежных потоков предприятий отрасли, так как на обновление продукта и на поддержание производственных мощностей инвестиции (не учитываемые в анализе текущих прибылей и убытков) осуществляются сравнительно редко.

Метод отраслевых соотношений (синонимы: метод отраслевых коэффициентов, формульный метод) заключается в определении ориентировочной стоимости предприятия с использованием соотношений или показателей, основанных на данных о продажах компаний по отраслям и отражающих их конкретную специфику. Отраслевые коэффициенты или соотношения рассчитываются, как уже было сказано, на основе статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами.

Рынок купли-продажи готового бизнеса в России только развивается, поэтому метод отраслевых коэффициентов еще не получил достаточного распространения в отечественной практике. На Западе рынок бизнеса развит давно и в результате обобщения были разработаны достаточно простые соотношения для определения стоимости оцениваемого предприятия.

Таблица 7.2. Отраслевые соотношения для определения стоимости бизнеса

Метод целесообразно использовать только в случаях, когда подобные предприятия часто продаются, а оценщик имеет накопленный опыт оценки объектов данного вида. Причем отраслевые соотношения могут быть разработаны оценщиком самостоятельно на основе анализа отраслевых данных. Наиболее типичные соотношения, используемые при определении ориентировочной стоимости бизнеса в рыночных странах, приведены в табл. 7.3.

Вид бизнеса Соотношения между ценой и финансовыми показателями, позволяющие оценить бизнес
Пиццерии, кофейни Цена * Месячная прибыль х 4 + Стоимость запасов
Рекламные агентства Цена = 75% годовой выручки
Хлебопекарни Цена = 15% годового объема продаж + + Стоимость оборудования + Стоимость запасов
Продажа новых автомобилей Цена = 50% годовой выручки + Товарные запасы и оборудование
Аптеки Цена ~ 75% годовой прибыли + Стоимость оборудования + Стоимость товарных запасов
Автомастерские Цена = месячная прибыль х 2 + Рыночная стоимость оборудования

Метод отраслевых соотношений постепенно находит применение в российской практике, в частности в связи с введением единого налога на вмененный доход, когда можно узнать ориентировочный доход бизнеса и сопоставить его с ценами продаж.

Отметим, что сравнительный подход дает наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности.

Контрольные вопросы для самопроверки

Охарактеризуйте методологию для рыночного подхода к оценке финансовых институтов.

Назовите преимущества рыночного подхода к оценке финансовых институтов.

Назовите недостатки рыночного подхода к оценке финансовых институтов.

Назовите этапы процесса оценки финансовых институтов методом рынка капитала и методом сделок.

Назовите особенности метода рынка капитала.

Литература

Оценка бизнеса: Учебник для вузов/ А. Г. Грязнова, М. А. Федотова, С. А. Ленская и др.; Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. - 2009

Бляхман, Леонид Соломонович Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учебное пособие. - 2008

Радионова С. П. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий (инновационный аспект). - 2010


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: