Метод отраслевой специфики (отраслевых соотношений) является такой модификацией метода рынка капитала (предусматривая и его алгоритм), в которой ценовым мультипликатором выступает соотношение «Цена/Валовой доход» (то же самое - «Цена/Выручка», «Цена/Объем реализации»).
Соответственно на шагах 3 и 4 алгоритма метода рынка капитала используется этот мультипликатор и валовый доход оцениваемой компании в качестве базы, на которую для получения определяемой стоимости данной компании множится указанный мультипликатор.
Уже название этого метода показывает, что его применимость ограничена специфическими отраслями - теми, в которых действительно наблюдается достаточно надежная корреляция между рыночной стоимостью компаний с ликвидными акциями и объемом реализации ими продукции (их продажами).
Такими отраслями в основном являются отрасли топливно-сырьевого комплекса, а также прочие конкурентные отрасли с явно выраженным стандартизированным продуктом, где динамика прибылей определяется в первую очередь не обновлением продукта, а успехом в поддержании и расширении доли на рынке, количеством продаж стандартизированного продукта. При этом учитываемые прибыли незначительно отличаются от денежных потоков предприятий отрасли, так как на обновление продукта и на поддержание производственных мощностей инвестиции (не учитываемые в анализе текущих прибылей и убытков) осуществляются сравнительно редко.
|
|
Метод отраслевых соотношений (синонимы: метод отраслевых коэффициентов, формульный метод) заключается в определении ориентировочной стоимости предприятия с использованием соотношений или показателей, основанных на данных о продажах компаний по отраслям и отражающих их конкретную специфику. Отраслевые коэффициенты или соотношения рассчитываются, как уже было сказано, на основе статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами.
Рынок купли-продажи готового бизнеса в России только развивается, поэтому метод отраслевых коэффициентов еще не получил достаточного распространения в отечественной практике. На Западе рынок бизнеса развит давно и в результате обобщения были разработаны достаточно простые соотношения для определения стоимости оцениваемого предприятия.
Таблица 7.2. Отраслевые соотношения для определения стоимости бизнеса
Метод целесообразно использовать только в случаях, когда подобные предприятия часто продаются, а оценщик имеет накопленный опыт оценки объектов данного вида. Причем отраслевые соотношения могут быть разработаны оценщиком самостоятельно на основе анализа отраслевых данных. Наиболее типичные соотношения, используемые при определении ориентировочной стоимости бизнеса в рыночных странах, приведены в табл. 7.3.
|
|
Вид бизнеса | Соотношения между ценой и финансовыми показателями, позволяющие оценить бизнес |
Пиццерии, кофейни | Цена * Месячная прибыль х 4 + Стоимость запасов |
Рекламные агентства | Цена = 75% годовой выручки |
Хлебопекарни | Цена = 15% годового объема продаж + + Стоимость оборудования + Стоимость запасов |
Продажа новых автомобилей | Цена = 50% годовой выручки + Товарные запасы и оборудование |
Аптеки | Цена ~ 75% годовой прибыли + Стоимость оборудования + Стоимость товарных запасов |
Автомастерские | Цена = месячная прибыль х 2 + Рыночная стоимость оборудования |
Метод отраслевых соотношений постепенно находит применение в российской практике, в частности в связи с введением единого налога на вмененный доход, когда можно узнать ориентировочный доход бизнеса и сопоставить его с ценами продаж.
Отметим, что сравнительный подход дает наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности.
Контрольные вопросы для самопроверки
Охарактеризуйте методологию для рыночного подхода к оценке финансовых институтов.
Назовите преимущества рыночного подхода к оценке финансовых институтов.
Назовите недостатки рыночного подхода к оценке финансовых институтов.
Назовите этапы процесса оценки финансовых институтов методом рынка капитала и методом сделок.
Назовите особенности метода рынка капитала.
Литература
Оценка бизнеса: Учебник для вузов/ А. Г. Грязнова, М. А. Федотова, С. А. Ленская и др.; Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. - 2009
Бляхман, Леонид Соломонович Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учебное пособие. - 2008
Радионова С. П. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий (инновационный аспект). - 2010