Тема Методы оценки экономической эффективности нововведений

11.1 Методики оценки эффективности инноваций, инновационной деятельности

11.2 Методы анализа эффективности инновационной деятельности

2.1 Метод цепных постановок

2.2 Метод сравнения

2.3 Факторный анализ

2.4 Функционально-стоимостной анализ

2.5 Экономико-математический метод (эконометрические методы)

11.1 Методики оценки эффективности инноваций, инновационной деятельности

Ориентация всего хозяйственного механизма на критерии оценки эффективности рыночного типа привели к необходимости пересмотра методов оценки экономической эффективности производства за счет внедрения инноваций.

На выбор той или иной методики оценки эффективности инноваций влияют различные условия инновационной деятельности. К ним можно отнести уровень развитости рыночных отношений, систему хозяйственного управления, разнообразие форм собственности, возможности привлечения финансовых средств, инфляцию, риски, цены и другие стоимостные параметры.

В современных условиях при подготовке инновационных проектов приходится анализировать многообразные внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность производства в связи с осуществлением инноваций. К ним можно отнести развитие науки и техники, общество, экономику, политику, рынки труда, капитала, сырья, земли, средств производства, рынки сбыта, сферу бизнеса, сферу законодательства, знания и опыт, человеческий фактор, финансирование, уровень технологического процесса и другие.

Сравнивая условия, факторы осуществления инновационной деятельности в различных странах можно наглядно продемонстрировать отличительные особенности, которые накладывают свой отпечаток на весь инновационный процесс и определяют степень реальности и адекватности применяемых методик оценки эффективности инноваций.

Необходимость исследования факторов, определяющих результаты инновационной деятельности предприятия, обусловлена, прежде всего открытостью экономического пространства, возможностью использования для достижения поставленных целей множества взаимоисключающих альтернатив.

Если рассматривать существовавшие методики оценки эффективности научно-технических мероприятий при СССР, то надо заметить, что при административно-командной экономике применялись строго регламентированные Типовые методики определения эффективности нововведений, капиталовложении. Они основывались на теоретических положениях и практических приемах, принимаемых Научными советами Академии наук СССР. На основании типовой методики министерства и ведомства разрабатывали отраслевые инструкции, учитывавшие особенности оценки эффективности новшеств, капиталовложений в отраслях.

В основных формулах Методик использовались себестоимость, капитальные вложения, окупаемость, рентабельность. Эти показатели, как считают некоторые авторы, тесно связаны с товарно-денежными, рыночными отношениями. При отсутствии последних реализация методических разработок имела определенную искусственность в расчетах. Этими же авторами высказываются соображения, что в подобных Методиках экономическая эффективность не рассматривается в качестве критерия при определении направления вложения средств и выбора задач для исполнения. Направления вложения средств выбирались до расчетов экономической эффективности, исходя из балансового метода планирования. Показатель рентабельности капитальных вложений вводился факультативно.

Последующие изменения в Методиках можно охарактеризовать следующим образом. В Методике 1961 г. повысился статус сравнительной оценки в форме разницы производственных затрат. В Методике 1963 г. нет показателей общей (абсолютной) эффективности. В Методиках 1969 и 1981 г. появляется показатель абсолютной оценки.

Переход к рыночной экономике подтвердил недееспособность советских методик определения эффективности научно-технических мероприятий в силу объективных и субъективных причин.

Во – первых, при стабильной и стационарной плановой системе управления хозяйством Госпланом СССР устанавливались нормативы абсолютной и сравнительной эффективности, например, для промышленности нормативный коэффициент составлял 0,16, для строительства – 0,22, для торговли - 0,25. В современных условиях у государства нет возможности, установить какой либо норматив, так как действуют законы рынка.

Во – вторых, низкий, почти не существенный уровень инфляции отражался на показателях разновременных затрат и имел нормативное значение от 0,03 до 0,08. В современных условиях ставка дисконтирования достигает иногда 0,18, что характеризует нестабильность и не тождественность потоков денежных доходов и расходов в разные периоды времени. К тому же, Госпланом оговаривалось, что приведение разновременных затрат не могло служить основанием для изменения сметной стоимости проекта, тогда как сейчас, инвесторы требуют пересчета всех показателей эффективности проекта в зависимости от изменившихся условий (инфляции, повышения процентных ставок БВУ).

В – третьих, стабильные, установленные государством цены в отличии от рыночных, постоянно меняющихся дают возможность для комплексного анализа эффективности новшеств с использованием качественных и количественных показателей. С использованием сравнительных и абсолютных показателей определялись народнохозяйственная и хозрасчетная эффективность.

Отличия современных условий хозяйствования от советских, конечно не говорит о том, что нельзя использовать типовые методики оценки эффективности новшеств. Основным принципом науки является преемственность, поэтому нельзя забывать о том, что именно советская экономическая наука дает возможность для полномасштабного анализа современной социально-экономической ситуации.

К примеру, в СССР в 30-е годы были созданы предпосылки для анализа современных капиталовложений в инновации. Внедрение системы централизованного планирования обеспечило основы для инвестиций, причем их объем и распределение между секторами определялись органами центрального планирования. Акцент делался в основном на развитие секторов материального производства, а не на социальные услуги. Однако при планировании инвестиций все же необходимо делать определенный выбор, как на уровне секторов, так и в сфере конкретных проектов. Например, необходимо было определить, какой вид транспорта является наилучшим для удовлетворения прогнозируемого спроса, как распределить инвестиции среди приоритетных отраслей тяжелой промышленности, какую использовать технологию и т.п. Был выработан критерий, позволяющий сравнивать не затраты и выгоды от определенного мероприятия, а альтернативные издержки производства данного объема выпуска.

Тем не менее, в условиях формирования рыночных отношений для науки и практики многие предложения, рассматриваемые в вышеперечисленных Методиках, оказались неприемлемыми. Предшествовавший опыт в достаточно широких научных кругах признается изжившим себя. В итоге оказалось, что в процессе формирования рыночной экономики в стране не было научных работ, в которых бы учитывались особенности нового развития и результаты исследований, посвященных экономической эффективности капитальных затрат и новой техники. Однако для определенных условий вряд ли можно обойтись без учета методических разработок и формул для оценки сравнительной экономической эффективности.

Старые методики оценки научно-технического прогресса не удовлетворяют требованиям рыночной экономики. Необходимы новые методики, гарантирующие реализацию эффективных инноваций.

Особенности оценки эффективности инноваций на современном этапе обусловлены рядом причин. К их числу относятся:

- новизна инновационной деятельности для хозяйствующих субъектов в условиях формирующейся рыночной экономики;

- более широкий круг участников по сравнению с инвестиционным проектом;

- значительный удельный вес затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в общем объеме единовременных затрат на реализацию нововведения;

- обязательность проведения экспериментов и испытаний, изготовления опытных образцов и первых промышленных серий;

- необходимость согласования интересов создателей, производителей и пользователей нововведений.

Как правило, в оценке эффективности инноваций используются методы, применяемые для оценки эффективности инвестиций, или их иногда называют проектными методами анализа.

Проектный анализ позволяет рассматривать инвестиции с учетом двух объективных процессов: развитие производства означает вложение капитальных средств в этот процесс, а сам процесс не может идти без контроля со стороны общества, а с раскрытием границ экономики – и без учета фактора глобализации экономических связей в мировой торговле и движения всех видов ресурсов между соответствующими рынками.

Предпринимателю хотелось бы считать себя свободным от «оков» государства и общества, но в любом случае такая свобода призрачна. Любое хозяйственное решение, и особенно решение по инновациям, означает необходимость учета интересов участников, прежде всего в лице потребителей, акционеров, финансовых структур или государственных органов на различных уровнях власти. В условиях замкнутости экономического пространства СССР и преимущественно бюджетного финансирования капиталовложений можно было считать их результативность, ставя во главу угла показатель народнохозяйственной эффективности. Государство выделяло средства, оно и требовало обеспечения в первую очередь соблюдения единого народнохозяйственного подхода. С переносом центра тяжести на активное использование альтернативных источников инвестиций для осуществления инноваций, в том числе и иностранных, возникла объективная потребность в обеспечении единства методологических принципов обоснования их эффективности.

В зарубежной практике подобного рода задачи решаются на основе принципов расчета эффективности финансирования реальных проектов, известных с начала XX века, обогащенных всем опытом разномасштабных инновационно-инвестиционных решений в странах с развитыми рыночными отношениями и получивших концентрированное выражение в так называемой «методике ЮНИДО» - своеобразном международном стандарте для обоснования эффективности инвестиций.

Однако прямое использование этой методики в Казахстане было затруднено по ряду причин – отличных от принятых во многих странах систем налогообложения, ведения бухгалтерского учета, неразвитости рыночных отношений и вызванных этим ограничений информационного характера.

На сегодняшний день утвержденной методики оценки эффективности инвестиций в Казахстане не существует. Практически, все казахстанские разработчики инновационных проектов ориентируются на российские «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», принятыми в 1994 году. Этот документ не только согласуется с подходами, используемыми в ЮНИДО, но и учитывает специфические условия транзитной, переходной экономики.

Методические рекомендации содержат систему показателей критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов в процессе их разработки и реализации, применяемых на различных уровнях управления.

Применение критериев, используемых в названных методических рекомендациях, необходимо во всех случаях, независимо от степени неопределенности будущих научно-технических и коммерческих результатов и предстоящих затрат. Это обусловлено возможным принципиальным перераспределением финансовых ресурсов по отдельным направлениям деятельности предприятия с последующим выявлением сравнительной эффективности всех альтернатив. Соотношения финансово-экономических и стратегических критериев, формализованных и экспертных методов оценки могут быть различными и зависят от особенностей нововведений (степени новизны, срока жизненного цикла, приоритетов фирмы).

К финансово-экономическим критериям относятся: критерии абсолютной и сравнительной эффективности; объем продаж новой продукции и продукции, производимой с помощью новых технологических процессов; размер производства и изменение эффективности; неопределенность; соответствие стратегии предприятия; приемлемость риска; временной горизонт.

Критерии абсолютной и сравнительной эффективности: стоимость инноваций и источники финансирования; чистый дисконтированный доход или интегральный эффект; индекс доходности; внутренняя норма доходности; срок окупаемости; другие показатели, отражающие интересы участников или специфику инноваций.

Несомненным достоинством этих критериев является возможность приводить в сопоставляемый вид разновременные потоки затрат и результатов.

Распределение ресурсов предполагает использование и сравнительных оценок. Применение формул сравнительной эффективности обязательно требует наличия вариантов мероприятий (инновационных направлений) и означает сравнение их между собой. Необходимо соблюдение тождественности вариантов, которая предполагает, что сравниваемые варианты должны быть эквивалентны в организационно-техническом отношении. Приведение вариантов в сопоставимый вид расчетным путем без учета реальной рыночной конкуренции недопустимо.

Важное место при проведении финансово-экономической оценки внедрения инноваций занимает оценка потенциального спроса на новые продукты фирмы, или продукты, производимые с помощью новых технологических процессов. Перспективные объемы продаж фирмы зависят от ее места на внутреннем и мировом рынке. Доля рынка связана с конкурентоспособностью продуктов. Поэтому проведение экономической оценки возможно только после тщательного исследования конъюнктуры, позиций конкурентов, перспектив разработки новых товаров другими производителями.

Размеры производства могут дать положительный эффект при организации крупномасштабного производства нового продукта. В этом случае сказывается эффект масштаба, т.е. экономии на условно-постоянных расходах. При производстве продуктов с помощью новых технологий эффект будет получен в основном за счет снижения удельных пропорциональных затрат. Эффект положительной обратной связи скажется в том, что некоторое снижение цены в результате снижения производственных издержек приведет к росту спроса на продукцию фирмы.

Учет неопределенности будущих расходов, а также сроков осуществления отдельных этапов внедрения инноваций является обязательным условием проведения финансово-экономической оценки данного мероприятия. При определении вероятности достижения тех или иных параметров будущих нововведений в процессе их отбора или установления очередности их внедрения на различных технологических операциях могут использоваться следующие формализованные методы: экспертные, аналогии (анализ ретроспективы и экстраполяции), моделирование.

Успех нововведений в значительной степени зависит от того, насколько они соответствуют стратегическим корпоративным целям, формируемому образу фирмы как системе ценностей на протяжении длительного периода, культивируемому в фирме отношению к инновационной деятельности.

Обоснованная оценка внедрения инноваций предполагает учет факторов успеха и риска, которые затем сопоставляются с приемлемым уровнем риска, характерным для данного предприятия.

Оценка и отбор инноваций могут базироваться на различных методиках и ориентироваться на различные категории. Выбор методики и критериев зависит от специфики нововведения, типа отрасли и ряда других факторов. Специфика инновационной деятельности предполагает активное использование как методов финансово-экономической оценки, так и многофакторных, экспертных, учет самых различных критериев, любой из которых может оказаться необходимым в процессе принятия решений относительно различных инноваций и приоритетности их внедрения.

Внедрение инноваций приводит к повышению экономической эффективности организации. Ее эффективность выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики не может быть унифицированной системы показателей. Каждый экономист самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, специфики производства, профессионализма специалистов и других факторов.

В целом, рассмотрев результативность инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, подтверждая ее многоаспектность необходимо сделать выводы, что все критерии эффективности инновационной деятельности неотделимы и взаимозависимы, и представляют на наш взгляд следующие совокупные элементы:

- достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, отвечающих самым высоким нормативным требованиям;

- качественно новый уровень жизни населения в результате роста продуктивности эффективности общественного производства, совершенствования бытовой предметной среды обитания городского и сельского населения;

- качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижения материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и как следствие, коренное преобразование структуры экономики и внешней торговли в направлении разгрузки сырьевого сектора и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;- преодоление технического отставания страны;

- реализация социальных гарантий, базирующихся на новом, более высоком уровне экономического развития;

- элиминирование возрастающей в процессе нововведений нагрузки на человека в результате изменений систем здравоохранения, образования, сферы отдыха и досуга, потому что именно человеческий фактор на сегодняшний день играет главную роль в результативности любой деятельности, в том числе и инновационной.

Таким образом, инновационная деятельность в экономике объясняется гипотезой экономического эффекта. Формирование общественной потребности в инновационной деятельности опосредуется экономическим законом стоимости, вынуждающим экономических агентов сопоставлять размер применяемых ресурсов или совокупных издержек на инновации с результатами их освоения в материальном производстве. Приоритетными для осуществления инновационной деятельности являются социально-экономические условия.

Ретроспективный анализ подтверждает: экономический эффект извлекает чаще всего экономический субъект, не обязательно создавший новшество, но и применивший его. Инновации выступают средством решения производственных и коммерческих задач экономических агентов. В таблице 3 приведены формулы расчета частных экономических эффектов. Использование указанных формул определения частных экономических эффектов, позволяет рассчитать размер экономических эффектов от внедрения инновационно-технологических циклов.

Таблица 3 – Основные формулы расчета частных экономических эффектов

Сфера появления эффекта Сущность эффекта Формула расчета эффекта
Технология: качество Повышение качества Э = [(П1 – П2) – Ен*(К2 – К1)]*А2 ∆П = ∆Выр. - ∆Затр.
Продукция: ассортимент Производство новых продуктов Э = ∆П – Ен*∆К
Сырье: Количество Снижение потерь и сохранение качества при хранении Э = Р - З

В формулах таблицы 1 использованы следующие обозначения:

Э – эффект от частного мероприятия;

П1 – прибыль от реализации продукции прежнего качества;

П2 - прибыль от реализации продукции повышенного качества;

А2 – годовой объем выпуска продукции повышенного качества;

К1, К2 – капитальные затраты до и после реализации мероприятия;

Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

∆П – дополнительная прибыль от реализации продукции повышенного качества;

∆К – дополнительные капитальные вложения, связанные с использованием новой технологии;

∆Выр. – дополнительная выручка от реализации продукции повышенного качества;

∆Затр. – дополнительные затраты, связанные с повышением качества продукции;

Р – стоимость дополнительного сохраненного сырья;

З – дополнительно текущие затраты, связанные с сохранением сырья.

11.2 Методы анализа эффективности инновационной деятельности

2.1 Метод цепных постановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов – сомножителей фактическими. Сравнение значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое.

2.2 Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Основные виды сравнения, применяемые при анализе:

- отчетные показатели с плановыми показателями;

- плановые показатели с показателями предшествующего периода;

- отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;

- показатели работы за каждый день;

- межпроизводственные сравнения;

- сравнения со среднеотраслевыми данными;

- показатели технического уровня и качества продукции данного предприятия с показателями родственных предприятий.

2.3 Факторный анализ – метод исследования объектов (систем), в основе которого лежит процедура установления степени влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект машины, элементы совокупных затрат, производительность труда) с целью разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функционирования объекта (системы).

2.4 Функционально-стоимостной анализ – это метод системного исследования применяемого по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.

2.5 Экономико-математический метод (эконометрические методы) применяются для набора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Примерным перечнем задач экономического анализа, для решения которых могут быть использованы ЭММ, являются:

- оценка разработанного с помощью ЭММ плана производства продукции;

- оптимизация хозяйственной программы, распределения ее по цехам и оборудованию и количеству продукции (работ);

- оптимизация распределения хозяйственных ресурсов, раскроя материала, определения напряженности норм;

Кроме названных методов анализа также применяются индексный, графический методы.

Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов. Индексный метод позволяет провести расположение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.

Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.

12 Тема Государственное регулирование инновационной деятельности]

12.1 Особенности государственной инновационной политики

12.2Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности

12.1 Особенности государственной инновационной политики

Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций. Таким образом, орган государственного управления, становясь субъектом регулирующего воздействия, должен сформулировать собственные цели в виде желаемого состояния объекта управления, либо желаемых результатов его деятельности.

Для достижения сформулированных целей орган государственного управления избирает конкретные меры воздействия, восприятие которых объектами регулирования, будучи соотнесенными с их собственными целями, инициирует последних к выработке, а в последствии и реализации определенных управленческих решений, изменяющих экономическое поведение инновационных организаций в процессе создания инновационного продукта, либо на рынке инноваций.

Целесообразно воздействие государства на научно-техническую, инновационную и экономическую сферу в странах с рыночной экономикой с целью повышения инновационной активности в национальной экономике относить этот процесс не к управленческому, а регулирующему воздействию. Государственное регулирование является формой целесообразного воздействия государства на экономическую систему с целью обеспечения или поддержания определенных процессов и изменений экономических явлений, посредством содействия формированию хозяйственных связей и пропорций, координации экономической деятельности на основе согласования частных и общественных интересов.

Основными функциями государственных органов в инновационной сфере являются следующие:

- аккумулирование средств на НИОКР и инновации;

- координация инновационной деятельности;

- стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

- создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- формирование инновационной инфраструктуры;

- институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

- обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

- повышение общественного статуса инновационной деятельности;

- региональное регулирование инновационных процессов;

- регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Государственное регулирование базируется на выборе приоритетных, стратегических направлений и ориентиров эффективного научно-технологического и социально-экономического развития. Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности субъектов хозяйствования.

Государственная научно-техническая политика – это система целенаправленных мер, способствующих комплексному развитию науки и техники. Государственной инновационной политикой является система мер, способствующих интенсивному осуществлению хозяйствующими субъектами инновационной деятельности.

Все выше названные направления государственного регулирования в инновационной сфере присутствуют в Республике Казахстан.

Рассмотрим механизм формирования государственной инновационной политики в республике.

Организационной формой разработки государственной инновационной политики могут служить взаимодействующая совокупность министерств и ведомств, общественные организации субъектов научной деятельности, субъектов сферы производства.

В Казахстане такими формами выступают Правительство Республики Казахстан, Министерство индустрии и торговли, Министерство образования и науки, Министерство экономики и бюджетного планирования, и другие, в общем количестве, 13 министерств, 7 агентств.

Данные о фактическом состоянии инновационной сферы могут быть получены через систему статистической отчетности, предоставляемой Агентством Республики Казахстан по статистике. В частности, 17.06.2003 г. Приказом Агентства утверждена Анкета № ИН – 001 исследования тенденций развития инновационной деятельности промышленных предприятий и строительных организаций, 11.11.2003 г. утверждена форма статистического наблюдения № 1 – инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».

Сопоставление фактического состояния инновационной сферы с целями государственной инновационной политики может осуществляться органами государственного управления, субъектами инновационной деятельности, исследовательскими организациями. Специальный анализ соответствия инновационной политики сложившейся ситуации в Казахстане проводится такими органами, как АО «Центр маркетингово-аналитических исследований», «Центр инжиниринга и трансферта технологий», «Национальный инновационный фонд», акиматами областей и городов, «Инвестиционный фонд Казахстана», «Банк развития Казахстана», «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», «Казахстанское контрактное агентство», отраслевые министерства и другие заинтересованные органы.

Конкретизацией целей инновационной политики для разрешения проблемной ситуации может осуществляться субъектами государственной инновационной политики, либо по их заданию специализированными исследовательскими организациями. Разработка вариантов проблемной ситуации должна происходить в рамках стратегий с учетом законов, определяющих устройство и допустимые методы его изменения.

Выбор оптимального варианта решений осуществляется на основе процедуры, соответствующей типу принимающего решения субъекта: предписания, планы, переговоры, договоры, внутренние нормы деятельности и др. К примеру, в Казахстане это ежегодные планы действий по реализации первоочередных задач индустриально-инновационной политики, разрабатываемые Правительством страны, Министерством индустрии и торговли. В соответствии с планами министерства и ведомства, субъекты инновационной сферы решают определенные задачи; проводятся маркетинговые конъюнктурные исследования, мониторинг промышленного инвестиционного и инновационного потенциалов регионов, анализируются темпы развития различных отраслей и предлагаются решения по координации инновационной сферы в республике.

Определение результатов реализации государственной инновационной политики осуществляется в ходе получения сведений о поведении субъектов инновационной деятельности, сопоставления данных с целями политики, что может привести к выявлению отклонений между фактическими и желаемыми результатами. Наличие отклонений, т.е. новых проблемных ситуаций приводят к разработке этими структурами новых вариантов и изменению условий деятельности в инновационной сфере.

Объектами государственной инновационной политики является множество субъектов инновационной деятельности, представленной различными организациями (государственными, негосударственными), связанными договорами и кооперационными сделками, вырабатывающими такие правила взаимодействия между собой и государством, в результате принятия которых национальный инновационный потенциал развивается интенсивно.

Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, применение принципов централизации и свободного предпринимательства, в хозяйственной деятельности, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.

По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять государственные стратегии активного вмешательства, децентрализованного регулирования и смешанные.

При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными факторами экономического роста национальной экономики. Избрание такой стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства. Государство не только выполняет ориентирующую функцию, но и играет активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики.

Стратегия децентрализованного регулирования более сложный механизм. Государство, избравшее эту стратегию, сохраняет важную роль, но при этом отсутствуют директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.

Правительство Республики Казахстан осуществляет смешанную стратегию, так как государство где-то использует стратегию активного вмешательства, так как оно признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики; стратегию децентрализованного регулирования, где на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности.

Повышение роли государства в области инновационного предпринимательства объективный процесс, поскольку для того, чтобы сформировались условия, при которых предприятию выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, необходимы дополнительные стимулы, которые не всегда может им предоставить рынок.

Другой причиной повышения роли государства в сфере инновационного предпринимательства является рост затрат, необходимых для ее осуществления. Основной составляющей системы государственной поддержки инновационной деятельности является финансирование.

В период до 2015 года Казахстан намерен затратить на индустриально-инновационное развитие республики порядка 500 миллионов долларов. Вместе с привлеченными инвестициями сумма составит 1,2 миллиарда долларов. К примеру, существует венчурный фонд «Eagle Kazakhstan Fund», созданный с участием ЕБРД, инвестирующий предприятия в области информационных технологий и телекоммуникаций. На начало 2008 г. В Казахстане создано 10 венчурных фонда: 5 отечественных, 5 зарубежных.

Система инновационной политики включает в себя следующие элементы. Контролируемым объектом является сам инновационный процесс в форме инновационной деятельности основных субъектов, т.е. деятельность государственных и академических научно-исследовательских организаций и промышленных фирм в области практического применения достижений науки и техники.

Административные методы осуществления инновационной политики, в отличии от директивных методов управления, в условиях рыночной экономики базируются на законодательной основе, ограничивающей определенные виды деятельности или способствующей их развитию. Административное вмешательство государства Республики Казахстан в инновационную деятельность проявляется посредством правового нормирования в инновационной сфере. История становления инновационного предпринимательства в республике до настоящего времени подтверждает этот факт.

12.2 Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности

В 1992 г. был принят закон «О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан». Основами государственной политики республики в этой сфере, согласно закону, стали развитие научно-технического потенциала страны и преобразование материального производства, выбор и стимулирование приоритетных направлений науки и техники. На сегодня, данный закон утратил свою силу.

4 июля 1992 г. был принят закон «О поддержке и защите частного предпринимательства», который положил основу для формирования частного предпринимательства и дал толчок для поэтапного перехода к рыночным преобразованиям.

В инновационной сфере важную роль играет охрана объектов интеллектуальной собственности. Так 18.01.1993 г. был принят закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», 10.06.1996г. «Об авторском праве и смежных правах», регулирующим отношения в области интеллектуальной собственности, возникающими в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства, постановок, исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания. 16.07.1999 принят «Патентный закон», регулирующий имущественные отношения, охрану объектов промышленной и интеллектуальной собственности.

Правительством Республики Казахстан в 1993 г. был принят документ «О порядке создания центров малого бизнеса», определивший начало создания малого предпринимательства в стране.

Организационные вопросы создания венчурных фирм в 1995 г. были отражены в документе «О порядке создания венчурных фирм». Документ регламентируют лишь организационные вопросы создания этих структур, а к примеру, источники финансирования в них не отражены.

В 1994 г. постановлением Президента Республики Казахстан утверждена Программа государственной поддержки предпринимательства в Республики Казахстан, по которой предусматривалось налоговое стимулирование инновационной деятельности предпринимателей, но в Указе о налогах, как оказалось, это не учли. В новом Налоговом кодексе, принятом в 2008 г. были учтены все инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности.

В марте 1996 г. Постановлением Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации был принят модельный Закон «Об инновациях», определивший содержание и характер действий государств – участников Договора, с целью организации и активизации инновационной деятельности как стратегического направления, обеспечивающего сокращение разрыва в социально-экономическом развитии этих стран и стран со сложившейся рыночной экономикой. Данный Закон дал толчок к принятию решений об активизации инновационной деятельности, что на сегодняшний день привело к созданию нормативно-правовой базы в инновационной и научно-технической сферах, инновационной инфраструктуры, привлечению капитала в инновационную серу, формированию инновационного предпринимательства Республики Казахстан.

В июне 1997 г. на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят модельный закон «Об инновационно-инвестиционной сетевой инфраструктуре», т.е. системе взаимодействующих организаций и управляющих звеньев, обеспечивающее решение вопросов активизации инновационной деятельности.

В период 1996-1997 гг. в Республике Казахстан впервые были поставлены цели и принципы государственного регулирования инновационной деятельности, положения Национальной инновационной политики, была принята инновационная доктрина государства, определены законы инновационного кодекса, цели государственных инновационных программ.

В Казахстане к 1997г. была усовершенствована нормативно-законодательная база по поддержке малого предпринимательства, что послужило активизации его развития. Дополнительно к общим мерам поддержки малого бизнеса Министерством науки и образования была разработана Программа развития малого и среднего бизнеса в научно-технологической сфере, утвержденной в 1997 г., в соответствии с которой были реализованы следующие мероприятия:

- создание малых предпринимательских структур;

-предоставление малым предприятиям неиспользуемых производственных площадей и оборудования;

- формирование рынка наукоемкой продукции.

Однако на тот период из-за отсутствия достаточного финансирования и соответствующей нормативно-правовой базы формирование инновационной сферы в республике носило единичный характер.

19.06.1997 г. был принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», призванный стимулировать деятельность малых предпринимательских структур.

В 1999 г. была разработана концепция интеграции научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений с наукоемкими производствами. Интеграция предполагает объединение кадровых и других ресурсов в увязке во временном отношении со сроками вхождения в мировую динамику научно-технического прогресса.

В марте 2000г. приказом Министра энергетики, индустрии и торговли была утверждена Концепция инновационной деятельности Республики Казахстан, положившая начало для создания условий инновационного развития страны.

Одним из реальных шагов государства по поддержке инновационной деятельности в республике, стало принятие в 2000 г. на ближайшие 5-10 лет, концепции научной и научно-технической политики, направленной на обеспечение стабильного развития научно-технической сферы, формирование научно-технического потенциала, отвечающего современным требованиям инновационного развития экономики и ее ресурсным возможностям, обеспечивающего создание конкурентоспособной национальной экономики и ее устойчивое развитие.

В 2001 г. принят Закон Республики Казахстан «О науке». В этих документах заложены основы для перехода экономики страны на инновационный путь развития и предусмотрены меры по государственной поддержке инновационной деятельности в области науки и техники, участие государства в развитии инновационной инфраструктуры и подготовке кадров. Для достижения целей, поставленных концепцией научно-технического развития были предприняты меры следующего характера: разработка нормативно-правовой базы в инновационной, научно-технической сферах, ресурсное обеспечение, в том числе и финансовое обеспечение научно-технической, инновационной деятельности.

В мае 2001г. Постановлением правительства Республики Казахстан утверждена Программа инновационного развития на 2001-2015 гг. Цель программы – создание необходимых условий и благоприятной среды для развития экономики страны на основе использования достижений науки и техники, формирование сбалансированной производственной инфраструктуры и поэтапное замещение части сырьевой составляющей в ВНП на высокотехнологичную экспортную продукцию. В рамках программы решаются следующие задачи:

- обеспечение приоритетного научно-технического и технологического развития экономики;

- формирование несырьевых секторов экономики;

- формирование системы государственной поддержки инновационной деятельности и преимущественного развития производственной предпринимательской деятельности;

- проведение технологической модернизации промышленности и создание экспортоориентированных наукоемких производств;

- формирование инфраструктуры инновационной деятельности;

- привлечение в инновационную сферу субъектов малого бизнеса;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- формирование нормативной правовой базы инновационной деятельности, обеспечивающей приоритетность инновационного развития экономики;

- развитие международного научно-технического сотрудничества.

С целью реализации целей программы инновационного развития Республики Казахстан ежегодно Правительством страны утверждается План действий по реализации первоочередных задач индустриально-инновационной политики, контроль за выполнением которого осуществляет Министерство индустрии и торговли и Правительство Республики Казахстан.

В ходе реализации Плана для принятия соответствующих решений органами государственной власти осуществляются следующие мероприятия: проводятся маркетинговые конъюнктурные исследования конкурентоспособности отраслей промышленности; мониторинг промышленного инвестиционного и инновационного потенциала регионов; анализ потенциалов развития отраслей информационных технологий, биотехнологий, космических, ядерных, нанотехнологий, генной инженерии. Выявляются проблемы в ресурсном обеспечении, в создании инновационной инфраструктуры и предлагаются меры по их разрешению.

03.07.2002 г. вступил в силу Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности», регулирующий отношения в сфере инновационной деятельности, определяющий основополагающие принципы, направления и формы реализации государственной инновационной политики, закрепляющий полномочия государственных органов Республики Казахстан по ее реализации. Кроме того, в законе определены содержание инновационной деятельности, субъекты инновационной деятельности, порядок формирования республиканских, региональных и отраслевых инновационных программ.

В соответствии с законом, основным принципом инновационной политики государства определяется стратегическая ориентация экономики на инновационный путь развития, поддержка инновационных программ и проектов, направленных на решение важнейших социально-экономических задач, участие государства в развитии инновационной инфраструктуры и подготовке кадров

Составной частью инновационной политики устанавливается разработка инновационных прогнозов, на основе которых в перспективе планируется определять основные направления инновационного развития государства.

17.05.2003 г. Указом Президента Республики Казахстан утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг., реализация которой осуществляется в 3 этапа (2003-2005гг., 2006-2010гг., 2011-2015гг.) [59]. Цель стратегии – это достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

Для реализации стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана созданы специальные институты, занимающиеся исследованием, разработкой, финансированием инновационных проектов. Это бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, создаваемые в различных регионах страны. При Министерстве индустрии и торговли создан Центр инжиниринга и трансферта технологий, который занимается определением конкурентоспособных направлений и дальнейшим продвижением перспективных проектов, а также поиском заинтересованных инвесторов. Создан еще один новый институт – Центр маркетинговых и аналитических исследований, занимающийся стратегическими исследованиями, позволяющими определить конкурентные преимущества отечественного производства.

Для реализации Стратегии индустриально-инновационного развития создана и капитализирована система институтов развития: Инвестиционный фонд, Национальный инновационный фонд, Банк развития Казахстана, Корпорация по страхованию экспорта. Целью Инвестиционного фонда является содействие созданию казахстанских компаний, производящих товары с высокой добавленной стоимостью, путем долевого участия в их капитале. За фондом закреплены функции по развитию и внедрению инноваций, венчурного предпринимательства. В его задачи входят привлечение капиталовложений в малые и средние предприятия Казахстана, финансирование операций по аренде и помощь в получении займов, а также оказание технической помощи.

Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики.

Наиболее действенными методами инновационного регулирования являются экономические. Они отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов. К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование.

Финансирование инновационной деятельности в Республике Казахстан осуществляется как за счет средств республиканского и местных бюджетов, так и за счет средств негосударственных инновационных фондов, инвестиционных фондов, собственных средств субъектов инновационной деятельности, средств международных финансовых организаций и иных источников, не запрещенных законодательством страны.

Министерство индустрии и торговли, ответственное за диверсификацию промышленности и институты развития, которым предстоит финансировать все соответствующие мероприятия, сейчас отбирают наиболее перспективные идеи по созданию новых предприятий и внедрению передовых технологий. Участие государства в уставном фонде таких компаний на начальном этапе составляет 25%.

Основным инструментом прямого воздействия государства на инновационную деятельность является государственная инновационная политика. Осуществляя планирование, организацию и выполнение инновационных программ, государство само создает ресурсы для инновационной деятельности.

Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются: налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и фондовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма

Косвенные методы инновационной политики реализуются главным образом через инструменты экономического регулирования. Эти методы не направлены на создание инновационных ресурсов, а смягчают последствия рисков, сопровождающих инновационное предпринимательство, влияют на доступность, цену и структуру инновационных ресурсов промышленных предприятий.

Наиболее значимыми косвенными методами являются кредитная и налоговая политика. Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений. Эта цель осуществляется регулированием уровня сбережений, которые выступают главным источником кредитных ресурсов на рынке капитала, а также посредством управления уровнем ссудного процента. Государство, регулируя цену финансовых ресурсов инновации и их структуру, активизирует инновационную деятельность. Большую роль в управлении инновационной деятельностью играет и льготное кредитование.

Налоговая политика позволяет государству влиять практически на все стороны деятельности, связанной с нововведениями. Дифференциация условий налогообложения влияет на технологическую стратегию фирм, структуру, стоимость и доступность инновационных ресурсов, временные параметры инновационной деятельности.

Налоговой политикой могут быть предусмотрены субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы облагаемой налогом части доходов, связанных с созданием и внедрение новых машин и оборудования, что будет способствовать ускорению обновления основного капитала, стимулировать проведение технологических нововведений. Предоставляя налоговые льготы в зависимости от временного горизонта капиталовложения, государство имеет возможность стимулировать долгосрочные капиталовложения, связанные с созданием и внедрением инноваций. Дифференцируя налогообложение доходов, полученных из различных источников, государство воздействуют на структуру финансовых источников инновационных процессов. Различные условия налогообложения прибыли и дополнительной прибыли стимулируют деятельность, связанную с созданием и внедрением новой техники. Так с 2006 года вносятся изменения в Налоговый кодекс Республики Казахстан о поэтапном снижении ставки НДС, подоходного и социального налогов. Это даст толчок к активизации инновационной деятельности в стране.

Инструментом косвенного воздействия на инновационную деятельность выступают также законодательство, регулирующее правила конкуренции. Антитрестовские законы, направленные на сдерживание монополизации рынков, активизируют инновационную деятельность хозяйствующих субъектов.

Так в Казахстане 11.06.1991 г. принят закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Данный закон к настоящему времени устарел, не применим к современным условиям. В связи с этим Министерством индустрии и торговли ведется работа над новым законопроектом, более совершенным и адекватным к сложившимся экономическим условиям.

К методам косвенного воздействия на инновационную деятельность относится регулирование международного технологического обмена, т.е. режима экспортного и импортного контроля за передачей технологии. Характер регулирования технологического обмена зависит от целей и задач государственной политики в этой области. Однако ее общими целями являются: обеспечение и охрана национальной монополии на использование и коммерческую реализацию новых технологий и стимулирование притока новой технологии из-за рубежа для развития национального технологического потенциала

Специфической формой воздействия государства на инновационную деятельность является процесс подготовки и переподготовки кадров.

Индустриально-инновационное развитие Республики Казахстан, предполагает осуществление соответствующих мероприятий в государственной политике для становления, поддержки и развития инновационного предпринимательства в стране. Так, например, созданы государственные институты развития: Банк развития Казахстана специализируется на финансировании проектов посредством банковского кредитования; Казахстанский инвестиционный фонд – посредством долевого участия в уставном капитале; Инновационный фонд – через гранты, в том числе ученым и научным учреждениям, и долевое участие в капитале.

В торговой политике постепенно осуществляется либерализация торгового режима, которая заменит политику импортозамещения политикой стимулирования конкуренции и экспорта; процесс вхождения во Всемирную Торговую Организацию, позволяющий решить задачи, связанные с предотвращением дискриминации казахстанского экспорта, укрепление международного имиджа, развитие региональных интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС и СНГ, создание Таможенных союзов, разработка и реализация действенных мер по стимулированию экспорта, в том числе за счет страхования рисков при осуществлении экспортных операций. Так в январе 2006 года Правительством республики принята Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Реализация которой позволит обеспечить конкурентное преимущество отечественных товаров на мировом рынке, улучшить имидж страны и повысить ее конкурентоспособность.

В инвестиционной политике приоритетными являются: создание условий для привлечения частных инвестиций в обрабатывающую промышленность, где используются инвестиционные налоговые преференции, государственные натурные гранты, предоставляемые в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об инвестициях»; выдача средств из республиканского и местных бюджетов, подконтрольных государственных предприятий составляющие государственные инвестиции в развитие инновационной деятельности.

Государственная политика в области образования и подготовки профессиональных кадров должна решать следующие задачи: определение подготовки кадров для инновационной деятельности, в качестве одного из приоритетов развития образования; создание институтов, занимающихся вопросами профессиональной подготовки, аттестации и переподготовки специалистов рабочих и технических специальностей с участием государства и частного сектора; повышение материально-технической и методической базы всех видов образования; разработка и внедрение образовательных стандартов, отвечающих международным требованиям; международное сотрудничество в области подготовки и привлечения высококвалифицированных специалистов для работы в Казахстане на создаваемых новых производствах.

Изменения в фискальной политике представляют собой рассмотрение дополнительных предложений по налоговому стимулированию научной и инновационной деятельности, в частности, введение льготного режима налогообложения. Для обеспечения устойчивого развития индустрии, функционирования субъектов естественных монополий, улучшения качества оказываемых услуг, снижения себестоимости и стабильности уровня тарифов на услуги осуществляется совершенствование тарифной политики путем:

- внедрения новых методов тарифообразования, стимулирующих инвестиции и обеспечивающих стабильность тарифов в среднесрочном периоде;

- введения международных стандартов учета и соответственно методов раздельного учета затрат по видам услуг и элементам затрат;

- создания информационной базы данных для анализа влияния деятельности естественных монополий на потребителей.

Успешная реализация государственной политики в области инновационной деятельности должна способствовать обеспечению долговременного устойчивого роста экономики страны на основе диверсификации, модернизации экономики и создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта.

В 2005 г. из-за несовершенства правовой базы в патентной сфере принята Программа по патентной системе до 2010 г. Она призвана облегчить процесс регистрации открытий и изобретений, который затягивался на 2 года, совершенствовать правовую базу, защищающую объекты интеллектуальной собственности. Создаются предпосылки для полноценного существования института интеллектуальной собственности Республики Казахстан.

В январе 2006 г. принят Закон «О частном предпринимательстве», совершенствующий правовую базу в экономической сфере, расширяющий права частного предпринимательского сектора.

Инновационное предпринимательство в Республике Казахстан находится в процессе становления. Создаются основы соответствующей институциональной, нормативно-правовой базы для ее развития.

В рамках совершенствования механизма взаимодействия необходимо выработать меморандум о взаимодействии между государственными органами и предпринимателями; создать отраслевые ассоциации, занимающимися только проблемами инновационного предпринимательства; принять меры по созданию максимально прозрачной и стабильной законодательной базы для развития инновационного предпринимательства; разработать стратегии проникновения на региональные и международные рынки. Реализация задач оживления производительных сил страны, активизации научно-технического потенциала, подъема конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечения на этой основе устойчивого роста доходов населения, предполагает формирование социально ориентированной рыночной экономики одновременно с повышением ответственности государства за должное выполнение функций ее регулирования. Активизация государственного регулирования не умаляет значения рыночной самоорганизации, не подменяет предпринимательскую инициативу, а наоборот, создает условия для их прогресса.

В современной экономике, государство помогает формированию дееспособных хозяйственных организаций, которые в состоянии эффективно работать на внутреннем и мировом рынках в условиях жесткой конкурентной борьбы, концентрировать ресурсы на перспективных направлениях экономического развития. При этом инструменты государственного воздействия должны поддерживать созидательную деятельность и творческую инициативу, направленные на рост благосостояния общества, с одной стороны, блокировать разрушительные тенденции и деструктивное поведение, с другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: