Практическое задание

1. Подобрать вырезки, показывающие характер творческой деятельности по проведению информационной политики и творческие формы ее реализации.

2. Определить тип творчества в следующих текстах.

А) «Когда вы последний раз открывали книгу? Не журнал и не газету, а именно книгу? Видимо, времена самой читающей в мире нации для России остались в прошлом. По статистике, в стране сейчас совсем не читают 48% населения. И мы даже не удивляемся, если подрастающее поколение понятия не имеет, сколько томов в романе «Война и мир», потому что они читали его в сокращенном варианте. А на вопрос, кто такой Евгений Онегин, мы слышим долгую паузу, а потом робкий ответ: кажется, певец? Молодые не читают, потому что есть Интернет и масса других удовольствий, а взрослые почему? Банально не хватает времени? Денег? Пропал интерес? И все давно понимают, что читающая страна обречена быть… успешной, а не читающая – деградировать, но как бороться со сложившейся ситуацией не знают. Точнее, не знали до последнего времени… Чтобы поддержать Национальную программу развития чтения и привлечь к ней внимание общественности и первых лиц государства, заместитель председателя филиала Российского книжного союза в Санкт-Петербурге Денис Котов организовал сбор подписей за внедрение Национальной программы. На сегодняшний день собрано 300 тысяч подписей различных людей. Во многих городах России свою поддержку высказали люди различных статусов и уровня, в том числе знаменитые личности. Сможет ли Россия стать снова самой читающей страной в мире? Что для этого необходимо сделать? Как заставить молодежь читать? Эти и другие вопросы мы решили задать Денису Котову и известной писательнице Татьяне Устиновой, которая также поставила свою подпись в поддержку Национальной программы чтения.» («Как вернуть России звание самой читающей страны в мире?» // он-лайн конференция газеты «Аргументы и факты»13 октября 2011 г.).

Б)Существование литературы, как и всякого другого творчества, связано с обретением познания и обусловлено им – не в приземлённом рационалистическом смысле, но в смысле постижения мира, прорыва в трансцендентное. Творчество становится мостом или каналом, позволяющим художнику выйти за пределы собственного «Я». Более того, роль «указателя к трансцендентному» искусство играет и для стороннего наблюдателя. Заключённый в эскиз или рассказ взгляд на предмет может стать вспышкой, озаряющей суть предмета. Исследователи Туринской плащаницы, на которой проступает облик мёртвого израненного человека, говорят о том, что изображение появилось на ткани вследствие сильнейшей световой вспышки. Благодаря этой вспышке человечество узнало, как выглядел его Спаситель.
Свет искусства может быть сравним со светом Воскресения, вдруг открывшим тайну Бытия и обнажившим Логос. В этом смысле задача художника – не открывать то, чего нет, но найти средства выражения, которые и другим помогут ухватить наконец ускользавшие ранее образы, помогут преодолеть внутреннюю немоту и слепоту.
От сегодняшнего литературного процесса, ориентированного по преимуществу не на постижение мира, а на взыскание премий, трудно ждать великого. Лжелитература существует по законам рынка.

Обманутый читатель ждёт от лжелитературы того же, что привык получать от литературы. Но не дастся ему, «...потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк., 6:43–44). И здесь на помощь лжелитературе приходит лжекритика, которая, вместо того чтобы бить тревогу и кричать о подлоге, усыпляет общественное сознание и ломает мало-помалу читательское восприятие.
Лжелитература складывается из симулякров, то есть из имитаций реальности. Внешне лжелитературапохожа на литературу. Но, по слову Ж. Делёза, «симулякр не просто вырожденная копия, в нём кроется <…> сила, которая отрицает и оригинал, и копию, и модель, и репродукцию». Применительно к нашему случаю это означает, что лжелитература вытесняет и подменяет собой литературу. Лжелитература – это нечто принципиально иное, и читатель вместо золотой монеты получает стеклянные бусы.» (Замлелова, С. С приставкой «лже» // Литературная газета.- №39. – 05.10.2011 г.)

В) «Мистифицируя своё возможное будущее, истинный характер и реальное прошлое, рынок мистифицирует, в конце концов, и политику, необходимую для того, чтобы справиться с увеличивающимися проблемами, а именно с социальным и экономическим неравенством, безработицей, перепроизводством, коррупцией, загрязнением окружающей среды и циклическими кризисами. Если принимать неисторические представления о рынке, отделённом от происходящего в сфере производства, эти проблемы выглядят как независимые одна от другой и от системы, в которой они возникают. Капиталистическое отсутствие прозрачности наиболее вопиюще там, где существует самая острая потребность в ней. Когда не рассматривается ничего, кроме формы, в которой каждая проблема заявляет о себе, тогда решения обычно направляются на изменение лишь некоторых сторон действительности, особенно тех, в которых люди выступают как продавцы или покупатели товаров, рабочей силы и капитала».(БертелОллман Рыночная мистификация в капиталистических обществах и обществах рыночного социализма. – Журнал «Скепсис». – 18.06.2011 г.)

Тема 9. Действенность и эффективность журналистики

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Возможные варианты воздействия СМИ на потребителя информации. Результативность как мера функционального целедостижения по критерию «информированность». «Формула» результативности. Проблема результативности как проблема прагматики журналистской деятельности: характер и результаты отношений с «потребителями» массовой информации. Связь между функциями и характером результативности. Виды результативности. Можете ли Вы сказать, что большинство Ваших материалов носило функциональный характер? Как соотносятся объективно необходимые результаты, позиции СМИ и личные мотивы журналистов?

2. Действенность как результативность непосредственно-организаторских функций. Условия и пути повышения действенности произведений. Анализ ситуации и разработка рекомендаций. Реакция социальных институтов на выступления СМИ. Проблема юридической регламентации: достаточно ли «права на ответ»? Проблема гражданской и этической ответственности за ответ. Часто ли Вы встречаете в газете материалы, требующие принятия «мер»?

3. Эффективность как мера результативность взаимодействия с массовой аудиторией. Характеристики аудитории: «первичная» - «вторичная», «реальная – потенциальная – расчетная». Система необходимых знаний об аудитории и способы их использования для создания информативных текстов. Характер отношений с аудиторией: «хвостистский», «манипуляторский», «лобовой», «реалистический». Удовлетворение потребностей при учете интересов, запросов, мотивов. Творческие факторы эффективности. Учет требований оптимального восприятия и освоения информации. Каковы Ваши методы достижения популярности у аудитории?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: