…Под влиянием гуманистической философии образования понимание воспитания как принудительно-нормативного процесса начинает меняться.
…Но если обратиться к своим отечественным корням, к слову «воспитание» в родном русском языке, то окажется, что культура народа мощно зафиксировала в нем все основные педагогические смыслы. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля читаем: «Воспитывать — заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его»(Т.1. С. 249). Наш родной язык обозначил заботу взрослого как его живую воспитательную силу, как основной способ прикосновения к области потребностей ребенка. Кому придет в голову усомниться в гуманистическом смысле такого понимания воспитания?
… Мир богатейшего педагогического смысла приоткроется в понятии «воспитание», если задуматься над значением самих педагогических действий в акте воспитания, закрепленных в русском языке глаголами с красноречивой приставкой «при», всегда указывающей на близость, единство, взаимосвязь:
|
|
«приучить» — объяснить значение поступка или события, обращаться к разуму ребенка, вызывать его собственные размышления о происходящем и переживаемом;
«приохотить» — вызвать эмоционально положительное отношение к новой деятельности, к трудному, но важному усилию, обязанности;
«приобщить» — включить во взаимодействие с другими людьми, в общее дело, в общие заботы, в культуру социума.
Нетрудно заметить, что эти глаголы выполняют роль своеобразного «педагогического кода» и указывают, что:
• воспитание обращено на выработку у детей определенных ценностных отношений и следует обеспечивать в единстве когнитивный, эмоционально-оценочный
и поведенческий компонент ценностного отношения;
• воспитание — это не возвышение над ребенком и не подстраивание под его природу, а действие «притяжения» его к Истине, Доброй Воле, Красоте Духа;
• воспитание обеспечивает коммуникативный опыт ребенка, культуру жизни в мире людей.
Именно поэтому воспитание следует понимать, во-первых, как процесс организованной социализации, педагогическое обеспечение полноценного детского образа жизни. Воспитание предполагает включение ребенка в специально организованные социальные обстоятельства и отношения, позволяющие ему осваивать свой индивидуальный способ их преобразования. Это означает, во-вторых и одновременно, что воспитание — процесс «выращивания» индивидуальности.
…Задача воспитания в том и состоит, чтобы специальными педагогическими средствами обеспечить ребенку позицию субъекта социализации и помочь ему быть субъектом социализации. Именно в условиях воспитания он должен обрести определенные знания о себе, о своей личности и способах управления собой, освоить ценностные установки современной жизни, определенные навыки «быть собой» и одновременно умения быть частью некоего социального целого (семьи, коллектива сверстников), добровольно соотносить свое поведение с их интересами. Детство непродуктивно, если специально педагогически не обеспечено воспитанием.
|
|
И самоопределение личности нельзя понимать только как свободный выбор своего места в жизни, будущей профессии, круга друзей и занятий. Самоопределение в первую очередь — это нравственная ориентация в области духовных ценностей. В детском сообществе достаточно рано начинают «работать» ценности, закрепленные в неписаных законах дворовых игр, традициях честного поведения, справедливого разрешения споров, правила дружбы и взаимопомощи, хранения тайн, проведения обмена предметами своей детской собственности. Даже такой, детский, уровень функционирования ценностных ориентации проявляет потенциальные возможности детей не просто «входить» в социальную среду, созданную взрослыми, но и самоопределяться в культуре, активно воспроизводить свой собственный социальный опыт. И воспитание призвано создавать для ребенка возможности проявлять эту мощную потребность быть самим собой. Еще В.Зеньковский подчеркивал, что воспитание должно не просто предоставить ребенку свободу, освободив его от педагогического влияния, а должно помочь быть свободным, помочь освоить ценностные отношения общества.
…В современном воспитании педагогические акценты все больше смещаются от регулирующих функций специальных педагогических условий и требований, от системы воспитательных мероприятий и поисков ярких форм деятельности воспитанников к решающей роли ситуаций организованного социального опыта детей. Такие ситуации требуют от ребенка проявлять свое ценностное отношение, совершать самостоятельные социальные действия (высказать суждение, выбрать роль, включиться в общение с определенными людьми, избрать ту или иную степень активности), интерпретировать их, исходя из своих социальных представлений и эмоционально-оценочных предпочтений. Следует помнить, что детский социальный опыт — это всегда опыт пережитых ситуаций:
(Цитаты из работы: Голованова Н.Ф. Панорама взглядов на воспитание.//Воспитание школьников,2004, №7. С.2-5)
Вопросы для самоконтроля
1. Почему воспитание называют фактором социального прогресса?
2. Что именно, по вашему мнению, определяет ребенка как часть культуры?
3. Как вы думаете, в чем состоит посредничество воспитателя между ребенком и культурой?
4. Докажите, что компоненты личностного опыта становления личности как человека культуры, связаны между собой.
5. Каковы главные принципы личностно-ориентированного образования?
6. Как вы думаете, в чем сущность механизма процесса присвоения ребенком социальных культурных ценностей?
7. Можно ли процесс воспитания назвать процессом принуждения?
8. Каково соотношение понятий «воспитание», «формирование» и «развитие»?
9. Правильно ли утверждение, что «…сам процесс социализации часто неуловим, но его результаты очевидны» (Голованова Н.Ф. Общая педагогика, С.251)? С чем это связано?
10. Почему ребенок является предметом воспитания?
11. В чем вы видите единство природной, социальной и культурной сущностей человека в образовании?
12. Каково влияние макросреды, мезосреды и микросреды на становление личности?
13. Что такое социализация и каково ее место в системе воспитания?
14. Что вы понимаете под «бытовым» значением педагогики?
Тема 2. Воспитание как педагогический процесс
|
|
Структура воспитания как педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и воспитанников. Механизмы воспитания. Взаимосвязь между элементами структуры личности и сущностью, содержанием, формой проявления потребностей личности.
Закономерности процесса воспитания. Обусловленность закономерностей воспитания закономерностями развития личности и законами социального прогресса: культуросообразность и природосообразность воспитания; реализация процесса воспитания личности в процессе ее деятельности и общения.
Принципы воспитания. Принцип личностного подхода как реализация гуманистического направленности воспитания, принцип сочетания личной и общественной направленности воспитания, принцип связи воспитания с жизнью и трудом, принцип опоры на положительное, принцип педагогического оптимизма
Правила реализации принципов воспитания.
Рекомендуемая литература