Существуют следующие этапы проведения ярмарок:
Ø Предварительный;
Ø Организационный;
Ø Заключительный.
На предварительном этапе организаторы должны провести серьезную рекламно-информационную работу, чтобы потенциальные покупатели узнали о проведении данной выставке.
На организационном этапе организаторы должны выставить товар таким образом, чтобы он заинтересовал покупателя.
Заключительный этап включает в себя продажу товара и оформление необходимых документов, чтобы товар попал к покупателю.
Оптовые ярмарки организовываются в соответствии с классификацией по ряду признаков:
1) По продолжительности работы:
ü Постоянно действующие ярмарки Как правило, ассортимент таких ярмарок имеет универсальный характер. Его участниками могут быть предприятия области независимо от их ведомственной принадлежности или какой-то отрасли.
ü Периодически организуемые ярмарки Такие ярмарки могут проводиться с различной периодичностью: один или два раза в год, или по мере необходимости. В качестве примера можно выделить ярмарки по продаже одежды, обуви, мебели и другие, т. е. они, специализируются по товарам какой-то отрасли или товарной группы, или ее части.
2) По территориальному признаку:
ü Республиканские;
ü Межобластные;
ü Областные.
3) По ассортиментному признаку:
ü Специализированные;
ü Универсальные.
4) В зависимости от целей:
ü По осуществлению купли-продажи товаров предлагаемых поставщиками на рынок Покупатель имеет возможность достаточно хорошо ознакомится с товарным предложением, высказать свои требования и предъявить заказ выбранному поставщику или по квоте, в короткие сроки заключить договор и согласовать спецификацию к нему, урегулировать все разногласия;
ü По купле-продаже товаров, имеющихся в излишках у отдельных предприятий, с целью их перераспределения.
Важное место в организации выставочно-ярмарочной деятельности принадлежит таким специализированным компаниям, как НВЦ «БелЭкспо», ЗАО «Техника и коммуникации», ЗАО «МинскЭкспо», ВО «Экспофорум», ЗАО «Центр XXI», которые занимаются организацией национальных и международных специализированных выставок и ярмарок.
Кроме вышеназванных субъектов эту работу проводят Белорусская торгово-промышленная палата, концерн «Белресурсы». Они стремятся организовать ее в регионах, наладить работу постоянно действующих выставок, что обеспечивает оперативное ознакомление с наличием товарного предложения в регионах и дает возможность заключения договоров.
Руководство ярмаркой осуществляет ярмарочный комитет, оперативные функции выполняют дирекция ярмарки, группа (бюро) по учету договоров и арбитражная комиссия. В 10-дневный срок после завершения выставки (ярмарки) отчет о ее результатах представляется в Министерство торговли Республики Беларусь, которое отчитывается перед Советом Министров Республики Беларусь о выполнении плана национальных выставок (экспозиций) за рубежом по итогам года.