Различают четыре стадии проведения аукционов: подготовка аукциона, осмотр товаров, аукционный торг, оформление и исполнение аукционной сделки. В период подготовки аукциона, который иногда длится несколько месяцев, владелец товара доставляет его на склад организатора аукциона. В течении подготовительного периода проводится подготовка товара к реализации, составляются каталоги, осуществляется рекламна деятельность. Владелец, желающий реализовать свой товар на аукционе,
доставляет его на склад аукционной компании. Специалисты аукционной компании
производят необходимую сортировку и подборку товара по возможно однородным
качественным признакам. Рассортированный товар разбивается на партии, которые
называются лотами. Каждому лоту присваивается номер, под которым он заносится в
каталог данного аукциона с указанием сорта и количества единиц товара в данном
лоте. На основании каталога в порядке нумерации происходит продажа товаров на
аукционных торгах. Обычно в каталоге одинаковые по качественным показателям лоты
|
|
следуют один за другим, образуя ряды стринги, которые в каталоге отделяются друг
от друга линиями.
Одновременно с подготовкой аукционных лотов и образцов подготавливается каталоги.
Каталог содержит перечень всех лотов, предлагаемых к продаже на аукционе, с
указанием номера каждого из них, сорта и количества единиц товара в каждом лоте. В каталоге сообщается дата открытия аукциона и его продолжительность, место проведения аукциона время, установленное для осмотра товаров, время проведения торгов, а так же последний день платежа за приобретенные товары.
В подготовку аукциона входит также оповещение возможных покупателей о месте и
времени проведения аукциона, о количестве и ассортименте товаров, предлагаемых
на аукционе. Для этого за полтора-два месяца-до начала аукциона в общей и
специальной прессе помещаются рекламные объявления, в которых указываются дата и
место проведения аукциона, и примерные количества товаров, предлагаемых к
продаже. Постоянным и возможным покупателям аукционные компании высылают
рекламную брошюру-проспект, в которой указываются основные условия данного
аукциона и прилагается приглашение принять участие в торгах.
Осмотр товаров обычно начинается за неделю или за 10 дней до открытия торгов.
Покупатели внимательно осматривают эти образцы и делают в каталоге отметки о
понравившихся им лотах и цене, которую они могли бы за них уплатить. Покупатель
может ознакомиться не только с образцами, но и со всем лотом, но обычно он этого
не делает, доверяя организаторам аукциона, за исключением дорогих шкурок,
|
|
которые покупатель осматривает полностью в лоте.
Аукционный торг является третьей стадией в проведении аукциона. Он открывается в заранее назначенный день и час и проводится обычно в специальном аукционном
зале, имеющем вид амфитеатра. За столом на возвышении перед покупателями
располагается президиум аукциона - аукционист, ведущий продажу, и его помощники,
в задачу которых входит наблюдение за поведением покупателей, принимающих
участие в торге. Над столом вывешивается табло, где загораются порядковые номера
предлагаемых к продаже лотов. Покупатели размещаются за отдельными столами или
рядами, расположенными амфитеатром. Перед каждым покупателем устанавливается
номер, под которым он зарегистрирован на данном аукционе.
Техника проведения аукциона сводится к следующему. Аукционист объявляет номер очередной партии лота предлагаемого к продаже, и одновременно с этим, на
специальном табло загорается названный номер. Аукционист называет исходную
продажную цену, которая обычно является примерной рыночной ценой, существовавшей
в до аукционный период. Если никто из покупателей не подаст ему знак поднятием
руки или карандаша, кивком головы или выкриком "да" о своем согласии купить
товар, аукционист снижает цену до тех пор, пока один из покупателей не выразит
свое желание купить его.
Существуют два способа повышения цены - гласный и негласный.
В случае возникновения разногласий за администрацией аукциона сохраняется право перепродажи любого лота. Всякие претензии должны быть заявлены администрации до начала продажи следующего лота.
Администрация аукциона вправе снять с аукциона любой лот, пока он не продан, без
объяснения причин. После продажи всех лотов непроданные лоты могут снова быть
выставлены для продажи.
В некоторых странах на аукционах используется понижательный способ назначения
цены. Это так называемые "голландские" аукционы. Суть этого способа состоит в
следующем. Аукционист назначает максимальную цену, которая загорается на
циферблате, установленном в аукционном зале, и снижает ее до тех пор, пока один
из участников торга не выскажет свое желание совершить сделку путем нажатия
кнопки на закрепленном за ним месте. Нажатием кнопки он останавливает движущуюся
стрелку, и на циферблате появляется номер, под которым данный покупатель
зарегистрирован у организаторов аукциона. При этой системе не происходит фактически никакого торга между покупателями.
Заключительная стадия аукциона состоит в оформлении аукционной сделки и сдаче
товара покупателю. Во время аукциона или на следующий день администрация
аукциона вручает покупателю контракты на купленный товар; эти контракты
подписываются покупателем и являются для него обязательными. Контракт имеет
типовую форму. Покупатель подписывает контракт и возвращает его в контору аукциона, оставив себе копию. На основании контракта выписывается счет, который оплачивается
покупателем.