В условиях инклюзивной школы

Подготовила Супрун І.В.,

методист РМК психологической службы

Ребенок не рождается личностью, он становится ею. Это долгий прооцесс развития, в котором он не должен быть одиноким. Ребенка должны окружать доброжелательные и любящие воспитатели, прежде всего родители и близкие родственники, позже – учителя и ровесники. К сожалению, не каждый приходит в этот мир с одинаковым шансом на благоприятное развитие. Чем труднее ситуация развития ребенка, тем больше требуется от взрослого помощи и поддержки. Необходимо, чтобы кто-то оценил возможности – даже саме незначительные, четко очертил задачи, нашел способы их решения. В этом состоит роль учителя. Учитель, который работает с ребенком-инвалидом должен обладать большим терпением, потому что процесс обучения может продвигаться довольно медленно.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится сложной для семьи, родители оказываются в психологически непростой ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

К наиболее часто встречающимся деформациям образа мира и нарушения адаптации таких детей относят «комплекс жертвы», выражающийся в апатии, отказе от ответственности за себя и других, беспомощности, снижении самооценки, и «комплекс отверженности», для которого характерна отгороженность, привычка рассчитывать только на себя.

Подобное эмоциональное самочувствие оказывает негативное влияние на душевное благополучие, как родителей, так и их детей, на их отношения с окружающими и усиливает социально-психологические и личностные конфликты, влечет за собой серьезные проблемы в обучении и усвоении социальных норм поведения школьника. Резко ухудшается концентрация внимания. Маленький школьник проявляет явные признаки панического страха перед вопросами учителя, перед контрольными. При этом речь ни в коем случае не идет о реальном снижении имеющегося уровня развития познавательных способностей. Дезадаптированный ребенок постоянно думает о том, что его огорчает и тревожит. При своевременной коррекции эмоционального нарушения, при снятии причин, вызывающих невротические реакции, обычный уровень познавательной деятельности быстро восстанавливается.

На устранение этих причин и должна быть направлена деятельность администрации школы, учителей, психологов.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

· Общей для учителей и для родителей является проблема толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна вражды, неприязни, даже не замечая этого. Дети впитывают оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к другим людям, не таким как все. События показали, что враждой взрослых заражаются и дети.
В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, личный пример взрослых воспитывает у школьников чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.
Перевоспитать родителей навряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно ПУТЕМ:

· изучения состояния, отслеживания результатов взаимодействия родителей и детей;

· выявления трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;

· создания благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.

Примерной тематикой бесед с родителями может быть:

· Роль общения в жизни ребенка.

· Причины возникновения конфликтов у детей.

· Как учить детей общаться?

· Как научить ребенка понимать других людей?

· Воспитание у детей чуткости и внимательности.

· Этика семейного общения у детей.

· Воспитание терпимого отношения к людям.

РАБОТА ПЕДАГОГА:

Особенно актуально вопрос инклюзивного образования проявляется в деятельности по вовлечению детей с ограниченными возможностями в нашу социальную среду. Понятие «инвалид» изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учёбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Обучение на дому лишает ребенка возможности полноценного общения со сверстниками, что мешает ему полноценно развиваться.

Исходя из наших возможностей следует отметить, что работа с детьми с особыми потребностями требует не только знаний и опыта, но еще и терпения, любви к ним, чтобы дети реже оставались один на один со своими проблемами и чувствовали себя ненужными.

Проблема наших педагогов в том, что они зачастую находятся в плену стереотипов и неспособности выполнять психологическую поддержку. На мой взгляд, вопрос об адаптации детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе не праздный, и речь идет не о том, что это среда "достойная" или нет, а о том, что она пока зачастую негуманная и агрессивная, и необходимо научить и принимающий коллектив, и ребенка-инвалида, сосуществовать в таких условиях. Только таким образом будет меняться и среда.

Сложность в обучении этих детей состоит в ихповышенной утомляемости, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала.

Для обеспечения эффективного педагогического и психологического сотрудничества педагогу необходимо использовать дополнительные стимулы и средства педагогического воздействия, что иногда порождает внутренние противоречия, в виду отсутствия специализированной подготовки. Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Поэтому для педагога определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий.

Рекомендации, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком:

1. Создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

2. Уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

3. Чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

4. Владеть различными технологиями реабилитации: Некоторым детям постоянное внимание может не требоваться. Другим, наоборот, внимание необходимо, потому что они чувствуют себя незащищенными. Ни для кого не секрет, что поведение какого-то определенного ученика может чаще не соответствовать нормам вследствие его особого состояния. Возможно, учителю придется смириться с тем, что от одного ученика нужно ожидать меньше, чем от другого, если он хочет принять индивидуальные потребности каждого.

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог будет строить свою работу во взаимосвязи с психологом, медиками, логопедом и другими специалистами школы.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

• психологическая поддержка родителей в приобретении ими знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельно­сти их ребенка;

• консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности дейст­вий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у де­тей толерантности, ответственности, уверенности в собственных силах.

Безбарьерная среда в обучении предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и районные олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.

РАБОТА ПСИХОЛОГА:

1. Психологическая профилактика – содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личностных проблем неблагополучия и социально – психологических конфликтов с учетом отношений в коллективе;

2. Психологическое консультирование – оказание помощи личности в самосознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формирование ценностно–ориентационной сферы, преодоление кризисных ситуаций.

3. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

4.Психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии.

Одной из проблем является самоопределение учащихся школы после ее окончания. Поэтому работа психолога ещё заключается в оказании помощи ребенкук-инвалиду в профессиональном самоопределении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: