Выработка эффективной стратегии работы Волонтерских Центров европейской части России

Сегодня в отличие от стран Европы уровень развития волонтерской деятельности в России остается низким, но в последнее время «катализатором» развития волонтерства становится подготовка к проведению Олимпийских и Паралимпийских Игр-2014, для чего в разных регионах нашей страны были созданы специальные волонтёрские центры. Однако их деятельность убеждает в необходимости качественно изменить отношение российской общественности к волонтерству [1].

Чтобы разобраться в особенностях современных волонтерских движений России и Европы, мы обратились к истории волонтерства. Было выявлено, что в основе безвозмездного, альтруистического труда лежит исторический феномен внутривидовой взаимопомощи первобытных людей, формирования социальных норм солидарности для выживания родственных групп, сообществ[3, 78].

В России идея волонтёрства уходит в далекие времена российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам. После специфического расцвета в советский период движение пережило коренные изменения в системе и сознании общества в 90-е [6].

Для того чтобы выработать эффективную стратегию работы Волонтерских Центров европейской части России полезно изучить опыт европейских центров. В Европе волонтерское движение начало развиваться в рамках социальной работы для борьбы с бедностью и продолжило существовать в форме системной инфраструктуры. Одна из основных причин его популярности кроется в культуре и воспитании молодежи в духе семейного волонтерства [2; 92-95].

Кроме того, в Европе постоянно используются новые коммуникационные инструменты: организуются ивенты, реализуются проекты по виртуальному, корпоративному волонтерству, по привлечению людей с инвалидностью, Волонтерские Центры предоставляют работодателям рекомендации по своим волонтерам при трудоустройстве [7].

Также были выявлены факторы, влияющие на уровень развития волонтерства в современном обществе [4, 317–320].

1) развитие законодательной базы;

2) доступ НКО к СМИ и демократизация СМИ, усвоение ими гражданских ценностей;

3) создание механизмов ресурсной поддержки организаций гражданского общества со стороны государства, рыночного сектора и граждан;

4) развитие государственной системы образования, способной осуществлять гражданскую социализацию новых поколений россиян;

5) консолидация усилий всех социальных факторов для развития гражданского общества.

На сегодняшний день существуют некоторые барьеры, мешающие полноценному развитию волонтерского движения:

1. Социально-психологические. В России в отличие от стран Европыбыть волонтером не является престижным.

2. Технологические. Нет школ и традиций волонтерства.

3. Менеджмент волонтеров.

4. Правовые. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов защиты: судебной, административной, социальной и другой.

5. Государственные. Отсутствие государственных программ, стимулирующих благотворительность [5].

Для сравнительного анализа мотивации, ценностных ориентиров, ожиданий и важности рабочих факторов для волонтеров европейской части России и Европы авторы провели анкетирование. В ходе которого было опрошено 30 российских волонтеров в возрасте от 16 до 25 лет. 15 из них состоят в московском волонтерском центре «Сочи-2014» при московском РГУТиС, а вторая половина — в Санкт-Петербургском волонтерском центре «Сочи-2014» при СПбГУСЭ.

Также было опрошено 30 волонтеров из Европы в возрасте от 16 до 25 лет: 15 из лондонского волонтерского центра VCW («Volunteer Centre Westminster») и 15 — из берлинского волонтерского центра IJGD (Internationale Jugendgemeinschaftsdienste).

Выбор четырех представленных волонтерских центров обусловлен тем, что они являются крупными и важными не только на локальном, но и на международном уровне. Все центры осуществляли масштабную работу по отбору и подготовке волонтеров на Олимпийские Игры разных лет.

По итогам анкетирования авторы работы пришли к выводу о том, что для большинства европейских волонтеров наиболее важным является достижение признания семьей и друзьями, тогда как для российских волонтеров — достижение собственного признания. В России волонтер воспринимает свое дело как способ самореализации, своеобразный досуг. Для европейского волонтера решающим фактором принятия решения об участии в волонтерском проекте является понимание того, насколько этот проект полезен для общества, а для российского волонтера более важным фактором является наличие свободного времени.

По поводу работы волонтерских центров с волонтерами можно сказать, что и для российских, и для европейских волонтеров очень важно регулярное взаимодействие с центром и его сотрудниками, получение поддержки в процессе осуществления волонтерской деятельности. Также большую роль играют такие факторы, как реализация образовательных программ для волонтеров в центре с возможностью личностного роста в данной сфере и широкий выбор волонтерских проектов, в которых можно приобрести и применить новые навыки и знания.

Для получения информации о текущем состоянии и особенностях волонтерского движения в Европе и европейской части России авторы провели экспертное интервью.

По результатам беседы с руководителем волонтерского центра «Сочи-2014» М.В. Линович было выявлено, что в России основная причина слабой развитости волонтерства — это отсутствие должного понимания значения волонтерства и имиджа волонтера в обществе.

Кроме того, из-за слабой институализации и систематизации в России мало волонтерских центров с подготовленными кадрами, с пониманием базовых технологий волонтерского менеджмента и коммуникационной политики.

Для того, чтобы выяснить социально-психологические особенности волонтеров в Европе и эффективные методы работы с ними, авторы провели экспертное интервью с Гаретом Оуэном, руководителем лондонского волонтерского центра VCW.

По его словам, эксперты VCW применяют в работе с волонтерами индивидуальный подход, выстраивая его в соответствии с потребностями, ожиданиями, стремлениями каждого. Они «сегментируют» волонтеров и работают с каждым сегментом по отдельной программе.

Также для осуществления контроля волонтерской вовлеченности в деятельность специалисты VCW применяют методику уровня, то есть, определяют для каждого свой уровень («осведомленный волонтер», «волонтер «от случая к случаю», «тим-лидер»), а затем работают с ним для его роста.

Одна из основных целей работы волонтерских центров — повысить осведомленность общественности — на данный момент россияне не видят себя в роли волонтера.

Необходимо проводить исследования ценностей, мотивации волонтеров, на основе которых можно будет разработать коммуникационную политику эффективного взаимодействия.

Изучив теоретический материал, авторы относят Россию к стране с высококонтекстной культурой (high-context culture). В связи с этим следует делать акцент на вербальной, а не визуальной составляющей. Также важно учитывать, что: основная мысль послания должна лежать на поверхности; налаживать дружеские отношения с целевыми аудиториями нужно в умеренном темпе и с осторожностью — с расчетом на долгосрочность; следует соблюдать протоколы поведения, вежливость в общении (особенно в СПб, где степень формальности культуры относительно высока).

Необходимо выбрать наиболее эффективную форму обратной связи и систему поощрения для каждого сегмента волонтеров. Это особенно важно в данной сфере для успешной работы с волонтёрами в связи с их различной мотивацией, а также в силу отсутствия материальных стимулов. Предпочтительно использовать индивидуальный подход с учетом потребностей, ожиданий, стремлений каждого сегмента. Для каждого сегмента должна быть разработана отдельная программа коммуникаций, включающая все этапы: от привлечения и мотивации до поощрения. Необходимо разработать систему подготовки кадров для волонтерских центров, а также технологию менеджмента волонтерских программ.

Литература

1. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В. Инновационный менеджмент молодежных волонтерских программ (http://utopiya.spb.ru).

2. Каримов В.Р. Исторические аспекты формирования волонтерской и профессиональной компетенции студентов педагогических ВУЗов // Вестник ЧГПУ. Педагогика и психология № 12. — Чел.: 2006.

3. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. Часть 2 Теоретическая реконструкция становления феномена добровольческого труда. — М.: 2006.

4. Методологические проблемы исследования феномена добровольческого труда // Тезисы I Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения-2004: Российское общество и вызовы глобализации». Т.1.— М.: Альфа, 2004.

5. Монахова А.В., Корчакина Е.А. Волонтерское движений в России: особенности и проблемы развития (http://www.rusnauka.com).

6. Ресурсный центр добровольчества 2010-2012. История добровольческого служения и благотворительности в России (http://www.dobro43.ru).

7. Федосова Е. Почувствуйте разницу: волонтерство в развитых странах // Электронный журнал о благотворительности // Филантроп №74 (http://philanthropy.ru/analysis).

Е. С. Силёмина, Я. А. Конопацкая

студенты СПбГУКиТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: