Роль Петербурга как одного из мировых культурных центров в формировании духовного потенциала личности

Во всем культурном мире широко известна историческая и художественная значимость Санкт-Петербурга, одного из красивейших городов мира. Собрание архитектурных достопримечательностей, связанное с именами великих зодчих, памятники истории и культуры, коллекции произведений искусства имеют важнейшее познавательное значение, так как расширяют как интеллектуальный, так и эстетический кругозор человека. Таким образом, происходит формирование и обогащение духовного мира личности, что составляет важную часть педагогической деятельности.

Не только молодежь, приехавшая из других регионов России, но и уроженцы Петербурга, как правило, не слишком хорошо представляют себе те возможности, которые дает нам город. Жители «вечного города» Рима говорят: «Человек, проживший в городе три дня, обычно считает, что уже узнал его достаточно хорошо; тот, кто прожил в нем три месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть, а если ему доведется прожить в Риме три года, то он убедится, что почти ничего не знает об этом городе». То есть процесс познания бесконечен, происходит углубление в историю города, историю жизни и деятельности великих людей, живших в нем, историю искусств, развивавшихся там. Все это расширяет круг познания, затрагивает разные сферы бытия. То же самое относится и к нашему городу: он тоже многогранен и бесконечен для познания.

Для петербуржцев же Петербург откроется не только историей страны и ее культуры, но и, надеемся, разбудит и укрепит краеведческий интерес к своей родине. Город имеет мощный познавательный и воспитательный потенциал, который вуз обязан реализовать.

Какие же культурные объекты Северной столицы больше всего привлекают молодежь? В качестве респондентов в опросе приняли участие студенты Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, факультета технологий кино и телевидения, факультета массовых коммуникаций и факультета творческих экранных профессий. В общей сложности в анкетировании приняли участие 100 человек, в основном это студенты, обучающиеся творческим профессиям, обладающие гуманитарным складом ума.

В ходе соцопроса студентам были заданы 3 вопроса: «Что в Петербурге Вы хотели бы посетить?», «Интересуют ли Вас краеведческие городские экскурсии?» и «Выдающиеся люди-жители Петербурга». Интересно, что в первом вопросе уверенно лидировали исторические музеи (55% опрошенных), на втором месте у молодежи литературные музеи (50%), далее идут музеи, посвященные различным видам занятий, Русский музей (35%) и Эрмитаж (25%). Наименее популярны естественно-научные музеи (20%). По результатам этого вопроса можно сделать вывод, что молодые люди интересуются историей страны, вопреки расхожему мнению любят литературу и с удовольствием посещают Эрмитаж и Русский музей.

Наиболее привлекательной городской экскурсией студенты считают «город через призму истории» (60% опрошенных), при этом особое внимание уделяют здесь Петербургу Достоевского/40-80-х гг. XIX в.. В одинаковой степени выделяют Петербург эпохи модерна и Петербург советского периода. Привлекательна для молодых людей и экскурсия по центру города (55%), и литературно-художественные достопримечательности города (45%). Менее интересными оказались дворцы и храмы Петербурга (20%) и отдельные района города (15%). Данные ответы еще раз подтверждают интерес студентов к истории страны и родного города.

На вопрос «кого вы знаете из выдающихся людей — жителей Петербурга?» респондентам было предложено дать самостоятельные ответы. По результатам, в список выдающихся людей попали: В. Ленин, Д. Лихачев, М. Зощенко, В. Набоков, Н. Некрасов, Ф. Достоевский, З. Гиппиус, Петр I, Павел I. Студенты признались, что хотели бы посетить музеи, посвященные этим деятелям или связанные с ними места.

Проведенный опрос показывает, что культура по-прежнему актуальна среди молодежи, студенты стремятся повысить свой интеллектуальный уровень, увеличить багаж знаний, узнать историю страны и города. Нельзя не заметить, что молодые люди посещают и стремятся узнать не только самые известные музеи, но и ищут то, что интересует именно их, узнают про небольшие, уникальные музеи-квартиры. Но часто на слуху у них только общеизвестные со школьной программы имена.

Студенты с восторгом отзываются о Петербурге: «Северная столица очаровывает, завораживает туристов из самых разных уголков мира, красота Петербурга никого не оставляет равнодушным». «Говорят, что ежедневно находясь в таком городе, перестаешь замечать его удивительную архитектуру, откладываешь на вечное «завтра» поход в музей, однако, я не согласна с этим мнением. Культурная жизнь города на Неве окружает нас ежедневно, но от этого она становится лишь более привлекательной, интересной и желанной»

Все это показывает, что наш город мог бы стать важнейшим центром молодежного культурного туризма и оказывать мощное влияние на формирование системы ценностей молодого поколения. Воспитание интереса к родной истории и чувства патриотизма будет неразрывно связано с развитием интеллектуальной, нравственной и эстетической сферы. Человек становится человеком только тогда, когда приобщается к высшим человеческим ценностям: Истине, Добру и Красоте. Об этом писали все великие мыслители разных стран и эпох. Людвиг Фейербах, немецкий философ XIX в, говорил: «Не плоть, а дух делает человека человеком», Н. Бердяев (XX век) утверждал, что «без ценностей человек прожить не сможет». А известный немецко-американский психолог и философ Эрих Фромм пришел к выводу, что необходимость иметь систему высших ценностей – обязательное условие существования человека и источник его деятельности — «в человеке нет другого равного по силе источника энергии»

Тем не менее, из результатов проведенного соцопроса можно сделать вывод о том, как мало знают студенты о том, что может предложить им Петербург как культурный центр. В то же время нужно отметить интерес студентов к достопримечательностям Северной столицы.

Отсюда следует необходимость и важность составления и реализации культурно-образовательных программ, действующих в период обучения в вузе. Нами была разработана анкета, обозначившая важнейшие туристические направления в Петербурге, разносторонние по содержанию. На основании ее анализа в настоящее время нами создается программа освоения культурного наследия нашего города, включающая в себя и посещения музеев, выставок, и пешеходные экскурсии и выезды, и работу с книжными источниками, и творческое отражение своих впечатлений. Мы открыты к сотрудничеству как с культурными и туристическими организациями, так и с другими вузами. Наш город — сокровищница и нации, и человечества. Прикоснуться к его духовным богатствам — большое счастье.

Литература

1. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. — М., 1991.

2. Фромм Э. Человек для себя: Исследование психологических проблем этики. — М., 1992.

А. Н. Кошиль

студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: