Петербург, исполняющий желания

Меняются быт, нравы, мода. Но неизменной остается мечта человека о том, чтобы его желания исполнялись, быстро и без особых усилий. Особенно, если желание связано с тем, что нельзя купить за деньги. Это, например, удача, счастье или любовь. Человек не всегда уверен в том, что обретет эти ценности, благодаря собственным качествам. В наш рациональный век, век научного познания и технических достижений, в людях продолжают сохраняться пережитки архаических верований, таких как мифология, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия и т.п. Они получают свое выражение в искусстве и культуре [2]. Сейчас, как и много лет назад, человек обращается к суевериям, традициям, обрядам и ритуалам, узнавая о них от представителей старшего поколения, из книг и Интернета. Особенно это касается молодежи — социальной группы, которая еще не утратила связь с детством и верой в чудеса, и хочет надеяться, что желаемое можно получить неким волшебным, магическим образом, выполнив несложный ритуал.

Санкт-Петербург — город, уникальный не только по количеству красивейших архитектурных ансамблей, но и по количеству мифов, связанных с теми или иными зданиями, памятниками, дворами и мостами. Мифология становится неотъемлемой частью жизни города. А. Ф. Лосев в своем труде «Диалектика мифа» писал следующее: «Миф — не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Длямифического субъекта это есть подлинная жизнь, со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью» [3]. Городской фольклор зарождается с момента основания Петербурга и существует по настоящее время. Обилие мифологии, в частности, связано с отсутствием длительной истории города. Первым собирателем легенд была Тайная канцелярия. А русская литература XIX века сделала петербургскую мифологию частью национальной культуры [4]. Цель данной работы — выявить элементы пластического пространства Санкт-Петербурга, связанные с современной мифологией города, — места, в которых, как считают горожане, исполняются желания.

Одним из «волшебных» районов Санкт-Петербурга является Васильевский остров, потому что там местами, «исполняющими желания», являются самые обычные дворики. Например, двор дома № 5 на 4-ой линии В.О. называется «двором духов». Он представляет собой двор-колодец 2х1,5 метра. Бытует легенда, что в начале ХХ века, в одной из квартир этого дома жил И.К.Рерих, который уже в те времена увлекался спиритизмом, и нередко проводил здесь сеансы, вызывая духов [6]. Сейчас существует примета: находясь во дворе, нужно загадать желание и посмотреть на маленький кусочек неба, и тогда оно обязательно сбудется. Еще один дворик находится на 13-й линии В.О. Это место получило название светящейся арки, благодаря арке с проемом посередине, через который проникает свет. Когда-то в этом здании предоставлялось бесплатное жилье для бедных прихожан Андреевского собора. Сейчас здесь просто загадывают желания. Говоря о Василевском острове, невозможно не вспомнить еще одну современную примету. На гранитной стене стрелки В.О., у спуска к воде, есть барельефы гривастых львов с тяжелыми причальными кольцами в зубах. По преданию, это звери Гименея — божества брака, или «олицетворенная брачная песнь» [5]. В день свадьбы моложены должны вместе подержаться за кольцо. Петербуржцы уверены, что этот обряд поможет браку стать крепче. А девушкам, не нашедшим свою любовь, достаточно всего лишь поцеловать льва в лоб, и в скором времени есть вероятность обрести свою настоящую любовь. Согласно городскому фольклору, эти львы способны снять венец безбрачия.

Так же интересна с точки зрения современных примет улица Правды, которая находится недалеко от Фонтанки. Здесь представлены два объекта, привлекающие внимание. Например, во дворе дома № 2 поселились герои сказки «Волшебник изумрудного города» — Страшила, Трусливый лев, Дровосек, Бастинда, саблезубые тигры и др. Существует поверье: если в полночь приложить железную монетку к сердцу дровосека и загадать желание, то в течение месяца человек встретит свою вторую половинку. А около дома № 11 сидит собака Гаврюша. Она может помочь в достижении каких-либо целей, например, сдать сессию на «отлично» или найти хорошую работу. Для этого необходимо опустить записку с пожеланием в почтовый ящик Гаврюши, или положить конфету ей в рот и потереть нос.

Говоря о Санкт-Петербурге, невозможно не упомянуть о мостах. Городских мостов около 342, из них 218 пешеходные. Некоторые из них хранят свою историю, тайны и легенды. Например, существует примета о том, что, для того чтобы определить пол будущего ребенка, беременным женщинам необходимо пойти на Львиный мост, переброшенный через канал Грибоедова, и подождать: если первым на мост зайдет мужчина, то ждите мальчика, а если женщина, то родится девочка. На том же канале, за Казанским собором, находится еще один интересный в мифологическом отношении объект, расположенный между домами № 27 и 30 по наб. канала Грибоедова — Банковский мост, украшенный фигурами грифонов. Это один из висячих мостов, сохранившихся до настоящего времени в Санкт-Петербурге. Своим архитектурным оформлением он прославился далеко за пределами города. Удерживающие мост цепи закреплены внутри четырех грифонов, расставленных по углам переправы. Они стали одним из символов Санкт-Петербурга. Согласно древнегреческой мифологии, грифоны являлись надежными стражами кладов. Поэтому именно их выбрали в качестве декоративного оформления моста у здания банка. Существует примета, что если положить руку в пасть одному из грифонов и загадать желание, то оно сбудется, а если потереть его золотые крылья, то человека ожидает приумножение капитала, прибыль и богатство. А приметы, связанные с влюбленными, относятся к Поцелуеву мосту на реке Мойке в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Он соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Это одно из знаковых мест Санкт-Петербурга, которое обросло легендами за счёт своего названия. Говорили, что в XVIII веке, когда граница города доходила до реки Мойки, мост служил местом прощаний и встреч. Здесь прощались со своими возлюбленными все, кому приходилось уезжать из города. Но существует и еще одна версия, которая является не столь уж поэтичной. Свое название он получил от находившегося на левом берегу Мойки, на углу нынешней улицы Глинки, кабака в доме купца Поцелуева. Этот трактир назывался «Поцелуй», и потому ведущий к нему мост стали называть Поцелуевым. [1] Сейчас влюбленные считают, что долгий поцелуй на этом мосту или под ним гарантирует прочные и счастливые отношения. Мост популярен у новобрачных, и в день свадьбы пары скрепляют свою любовь поцелуем именно здесь. А чтобы сопутствовала удача в каком-либо деле, необходимо дотронуться до подковы на одном из коней Аничкова моста — как известно, подкова приносит счастье.

На главном (южном) фасаде здания Нового Эрмитажа расположенного на Миллионной улице, стоят гигантские атланты. Существует примета: стоит подержаться за большой палец левой ноги одного из них — и желание исполнится. Большой популярностью титаны пользуются и у новобрачных. Говорят, что если влюбленные прикоснутся к их пальцам в день свадьбы — то такой брак будет удачным. А в Петропавловской крепости всегда привлекал внимание туристов шемякинский Петр, скульптура, установленная в 1991 году. Согласно городскому фольклору, потереть правую руку самодержца — к богатству, а левую руку — к романтической любви. Если подойти сзади и положить обе руки на царственную голову — исполнится любое желание. Там же, у Петропавловской крепости, на Иоанновском мосту, всегда можно увидеть туристов, которые бросают монетки в фигуру зайчика, установленную прямо в воде, на одной из свай, в 2003 году. Горожане и гости города верят: чтобы желание сбылось, необходимо попасть монеткой в лапки зайцу. То же самое происходит и с фигуркой Чижика-Пыжика у Фонтанки возле Михайловского замка. Есть поверье, что если брошенная к лапкам Чижика монетка удержится на постаменте, то желание бросившего сбудется.

Мифология настолько прочно слилась с жизнью города, что вместе с архитектурными ансамблями и историческими памятниками стала неотъемлемой частью культуры Санкт-Петербурга. С научной точки зрения, все те обряды и ритуалы, которые описаны выше, весьма примитивны и в наш рациональный век они носят всего лишь развлекательный характер.

В заключении хотелось бы предложить возможный автобусно-пешеходный экскурсионный маршрут по Санкт-Петербургу для молодежи, который можно назвать «Петербург, исполняющий желания». Начнется он у Петропавловской крепости, будет включать указанные ранее места и памятники и закончится на 13-й линии В. О. Этот маршрут сможет привлечь внимание молодых людей и, помимо развлекательно-ритуальных элементов, будет содержать важную культурно-историческую информацию об одном из красивейших и загадочных городов мира – Санкт-Петербурге.

Литература

1. Горбачевич К.С. Хабло Е.П. Почему так названы?- СПб: Норинт, 2002 – 352с.

2. Лобазова М.Ф. Религиоведение - М.: 2002.

3. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — М.: Правда, 1990.

4. Лотман М.Ю. Символика Петербурга и проблемы семиотики города //Избранные статьи, Т.II.

5. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1.

6. РГАЛИ. Ф. 2408., оп. 2, д. 5, л. 10.

Т. С. Дубинина

студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

«Семь чудес» Казанского острова

Настоящее выступление посвящено ознакомлению с важнейшими достопримечательностями одного из главных островов Санкт-Петербурга — острова Казанский. Оно представляет собой начало работы над авторской экскурсией «По малым рекам Петербурга». В перспективе географический топос расширится до рассмотрения территории, заключенной между реками Мойка и Фонтанка, будут изучены возможности чередования водной и пешеходной экскурсии, которая позволит познакомить с важнейшими культурно-историческими и архитектурными объектами самого большого из петербургских островов — острова Первушкин (Безымянный).

Первый шаг в этом проекте — изучение туристского потенциала Казанского острова, образовавшегося в XVIII в. после прокладки Крюкова и Грибоедова каналов. «Семь чудес» — это семь объектов туристского интереса, из которых три представляют собой соборы, примечательные своими архитектурными особенностями три — дворцы и один — театр.

Каждый из соборов демонстрирует архитектурный стиль разных эпох. Николо-Богоявленского Морского собор – крупный православный храм в стиле елизаветинского барокко — выдающийся памятник русского зодчества середины XVIII века. Он был построен в1753–62 гг. архитектором С.И. Чевакинским. За образец был взят Астраханский собор, весьма понравившийся в свое время Петру I. В оформлении его интерьеров участвовали лучшие живописцы Петербурга братья Колокольниковы. По великолепию и размерам Николо-Богоявленский собор в то время уступал лишь Петропавловскому, и на его освящении императрица Екатерина повелела именовать его Морским. Этим было определено значение храма для истории российского флота. Уникальный по своей архитектуре, собор хранит иконопись и интерьер середины XVIII века.

Один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, прекрасная жемчужина петербургской архитектуры, Казанский собор, был выполнен по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина в 1801–1811 гг. в стиле ампир. Колоннада Казанского собора — драгоценность Невского проспекта. Высокий двухметровый цоколь собора и его колоннад выложен из огромных блоков сердобольского гранита. Из плит красно-розового гранита-рапакиви сделаны лестницы, ведущие на колоннаду. Архитектурные силуэты Казанского собора были навеяны Павлу 1 собором св. Петра в Риме. Для облицовки Казанского собора потребовалось 12 тысяч кубометров пудостского камня. Из него были изготовлены 96 колонн коринфского ордера, перекрытия пролетов, им же облицованы фасады храма. Казанский собор стал первым в России храмом, построенным русским архитектором в европейском стиле. В его интерьере монументальная скульптура, архитектура и живопись изящно и гармонично дополняют друг друга. Поэтому он стал выдающимся достижением мирового искусства и уникальным памятником архитектуры России.

Памятник на месте убийства царя-мученика, Царя-Освободителя Александра II — Собор Воскресения Христова или Спас-на-Крови — был сооружен по указу императора Александра III в 1883–1907 гг. архитектором А. Парландом. Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание воплощает собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI–XVII вв. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. Это крупнейший памятник русского мозаичного искусства.
Площадь мозаики впечатляет — 7 065 квадратных метров. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе. Купола собора покрыты позолоченными листами и эмалью, а на цоколе установлены 20 гранитных досок. Надписи на этих досках повествуют о важнейших событиях царствования Александра II. В наши дни Спас-на-Крови открыт для посетителей. В храме действует постоянная музейная экспозиция, проводятся экскурсии.

Один из самых знаменитых дворцов Казанского острова — Юсуповский дворец — является энциклопедией петербургского аристократического интерьера. С 1830 по 1917 гг. владельцами усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых. Здание дворца было основано в 70-х гг. XVIII в. в стиле барокко. Работы же по созданию современного ансамбля Юсуповского дворца проводил в 1830–38 гг. архитектор А.А. Михайлов второй. В особняке построили домашний театр, оформленный в стиле барокко золоченой лепкой. Здесь впервые исполнили первое действие знаменитой оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». Юсуповский дворец — уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX вв. Он представляет собой интерес не только в архитектурном плане — своими роскошными интерьерами, созданными итальянскими мастерами А. Виги, Б. Медичи и другими, а также русскими мастерами, но и как памятник истории и культуры федерального значения.

Многие яркие страницы российской и петербургской истории связаны с фамильной резиденцией на Мойке. Дворец вошел в отечественную историю и как место убийства Григория Распутина — сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Трагедия разыгралась в ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Сейчас в этих комнатах создана историко-документальная экспозиция. Дворец открыт для посещения, в экскурсионных целях открыты парадные залы, театр, гостиные и исторические комнаты. Регулярно проходят концерты классической музыки, спектакли, вокальные вечера.

Жемчужина Невского проспекта — это, безусловно, Строгановский дворец. Все великолепие стиля барокко воплотил в своем творении знаменитый архитектор Бартоломео Растрелли. Великий зодчий создал его в 1754 году по заказу одного из богатейших людей того времени барона Сергея Строганова. Дворец стал одним из центров культурной жизни Петербурга. Граф А. С. Строганов, сын С. Г. Строганова, был президентом Академии художеств, директором Публичной библиотеки, одним из донаторов Казанского собора. В настоящее время для посетителей открыт Большой зал дворца, сохранивший подлинное декоративное убранство Растрелли и уникальный плафон Дж. Валериани «Триумф Героя».

Мaриинский двoрец, воздвигнутый мoлoдым в то время зoдчим, А. Штaкеншнейдером, стрoился в виде пoдaрка к свaдьбе дoчери Никoлaя I — великoй княжне Мaрии в 1839–44 гг. Дворец является памятником архитектуры позднего классицизма. Подобно Юсуповскому дворцу, он представляет интерес как в архитектурном отношении, так и историко-культурном отношении. Мариинский дворец — один из наиболее характерных памятников русского зодчества 1840-х годов. Для того времени он выглядел несколько необычно: правое крыло здания, располагающееся под некоторым углом к центральному фасаду, было на 30 метров короче левого. В художественном отношении большой интерес представляют интерьеры дворца. А. Штакеншнейдер создал единственную в истории русского зодчества XIX столетия анфиладу залов, расположенных не параллельно главному фасаду, а развитую в глубину, по центральной оси здания. Великая княжна и ее муж герцoг Мaксимилиaн Лейхтенбергский сыгрaли знaчительную рoль в судьбе России. Наряду с Зимним и Таврическим, Мариинский — один из трех «политических» дворцов Петербурга, центр событий 1917 и 1991 года. С 1885 г. в нём размещался Государственный совет Российской империи и Комитет министров Российской Империи. С 14 декабря 1994 года в Мариинском дворце располагается законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Последний объект туристского потенциала Казанского острова —Мариинский театр. Началом его сезонов считается 1783 год, когда по приказу императрицы Елизаветы Петровны был основан Каменный театр. До середины XIX века в Каменном театре проводились концерты, балы и выступления придворной труппы. В 1836 году в театре состоялась премьера оперы М. Глинки «Жизнь за царя», положившая начало классическому периоду русского оперного искусства. Позднее на месте Каменного театра была выстроена Консерватория. В 1847–1848 годах на Театральной площади зодчий А. Кавос возвел деревянный театр-цирк, который в 1859 сгорел дотла. Уже к 1860 году А. Кавос восстанавливает здание, но теперь в нем открывается театральная сцена. Новый театр, названный Мариинским в честь супруги императора Александра II Марии Федоровны, вскоре превратился в центр культурной жизни Санкт-Петербурга. Многоярусный зал подковообразной формы получил роскошную отделку. Мотивы стиля барокко во внутреннем убранстве обрели эклектически усложнённый характер. Плафон зрительного зала написали итальянские художники X. Дузи и Э. Франчиоли. Мариинский театр — всегда оставался парадным и самым западным (в смысле —художественно передовым) театром России. В настоящее время этот театр под руководством В. Гергиева считается одним из лучших театров мира.

Таков богатый туристский потенциал Казанского острова, позволяющий продумать разные варианты экскурсий с акцентом на осмотре соборов или дворцов.

Т. В. Жаркова

к.ф.н., доцент СПБГУКиТ

М. О. Руденко

студентка СПБГУКиТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: