Структура общения

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, много-уровневость проявлений и функций этого феномена, что, в свою очередь, требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.

В своей структуре Г.М. Андреева выделяет три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная. Выявление специфики информационного про­цесса между людьми как активными субъектами (с учетом отношений между партнерами, их установок и намерений).

Интерактивная. Взаимодействие парт­неров при организации и выполнении совместной деятельности.

Перцептивная. Формирование образа другого человека, за счет соотнесения физических характеристик с психологическими свойствами и особенностями поведения.

Конечно, в реальности все три стороны общения взаимосвязаны, проявляются почти одновременно в процессе общения и выделяются для удобства научного, экспериментального исследования, но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные построения.

Функции общения

Эмотивная. Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Информационная. Обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.

Контактная. Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений, и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.

Понимания. Адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний.

Координационная. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Побудительная. Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.

Установления отношений. Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид.

Оказания влияния. Изменение состояния, поведения, личностно-смысло- вых образований партнера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: