Изучение общения показывает сложность, разнообразие, много-уровневость проявлений и функций этого феномена, что, в свою очередь, требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.
В своей структуре Г.М. Андреева выделяет три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная. Выявление специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами (с учетом отношений между партнерами, их установок и намерений).
Интерактивная. Взаимодействие партнеров при организации и выполнении совместной деятельности.
Перцептивная. Формирование образа другого человека, за счет соотнесения физических характеристик с психологическими свойствами и особенностями поведения.
Конечно, в реальности все три стороны общения взаимосвязаны, проявляются почти одновременно в процессе общения и выделяются для удобства научного, экспериментального исследования, но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные построения.
Функции общения
Эмотивная. Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.
Информационная. Обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.
Контактная. Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений, и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.
Понимания. Адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний.
Координационная. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
Побудительная. Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.
Установления отношений. Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид.
Оказания влияния. Изменение состояния, поведения, личностно-смысло- вых образований партнера.