Самосознание: структура, функции

Самосознание – это процесс опосредованного познания себя приводящий к пониманию я отличного от других.(По Чесноковой)

По ней структура содержит три элемента:

- Самопонимание;

- Самоотношение;

- Саморегуляция.

В. С. Мерлин определял самосознание по-другому. С – это особая форма сознания направленная на себя как на субъект деятельности.

В своем понимании самосознания Мерлин подчеркивает осознанность самосознания и онтогенез элементов структуры.

1) осознание своей тождественности (происходит уже к одному году, ребенок осознает свое тело).

2) осознание себя как активного начала (появляется в 3 года – с кризисом трех лет. «Я сам»)

3)осознание своих психических качеств (появляется уже у дошкольника и младшего школьника – как осознание простых качеств «я добрый», и у подростка развивается к осознанию собственных комплексных качеств)

4) развитие системы социально -нравственной самооценки.(развивается у юноши в конце возраста)

Самооценка сложное явление, она интегрирует 3 элемента культуры.

В. Джеймс выделил формулу самооценки. Это отношение успеха к притязаниям. При адекватной самооценке притязания и успех практически равны. Неадекватная самооценка может быть двух типов: заниженная(высоки притязания), завышенная(притязания низкие).

Функции самосознания по Мерлину:

- Развитие своей собственной личности

- актуализация своего личностного потенциала.

Обе функции осуществляются самосознанием не изолированно, а в неразрывном единстве с познанием внешнего мира, т.е. с предметным сознанием.

На западе принято понятие - Я-концепции.

По Бернсу Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, которая состоит из 3 элементов:

1. Образ Я – представление индивида о самом себе. Представления могут быть ложными или истинными. Основываться на объективном знании или субъективном мнении (когнитивная составляющая Я-концепции). Включает в себя представление о свох способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

2. Самооценка. Аффективная самооценка, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний, различных представлений индивида о себе является его социально-культурное окружение (эмоционально-оценивающая составляющая). Включает в себя самоуважение, самокритичность и т.д.

На формирование ее влияет: А) сопоставление образа реального Я с образом идеального Я; Б) интериоризация социальных реакций на данного индивида. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, оценивают другие; В) индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности.

3. Потенциально поведенческая реакция, конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой (поведенческая составляющая). Включает в себя стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение товарищей и т.д.

Я-концепция – это относительно устойчива, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, не основе которой он строит свое взаимодействие с другими.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: