Структура ИИ

В основе выделения уровней – уровни развития материи (биологический, психологический, социальный) + подуровни (подсистемы):

I. Биологический (инд. св-ва организма)

§ Биохимич. Подсистема

§ Общесоматич. Подсистема (рост, вес, t' и др.)

§ Нейродинамич. (св-ва НС)

II. Психологический (инд. психич. свойства)

§ Темперамент (психодинамика)

§ Личность

III. Социально-психологический (социально-психологические св-ва)

§ Социал. роли в группах

§ Социал. роли в социально-исторических общностях

Отличие теории ИИ от других теорий: предположение о наличии двух разных типов ваимосвязей между св-ми внутри одного уровня и разных уровней.

Типы связей:

1. Телеологическая (много-многозначные связи) (м-м)

- между свойствами разных уровней

- гибкие

- пластичные

- могут возникать и разрушаться

=> отвечают за приспособление к окр. среде

2. Каузальная взаимосвязь (причинно-следственная)

§ Одно-однозначные связи (о-о)

- между свойствами одного уровня

- очень большая жесткость (жестко детерминируют структуру инд-ти)

- непластичность

- возникают бурно, в раннем возрасте

- развиваются по пути усиления жесткости

=> обеспечивают инд-ти оставание закрытой, целостной системой

§ Одно-многозначные связи

- между подуровнями одного уровня

- ведут себя, скорее, как одно-однозначные связи

Использование о-о и м-м связей позволяет унифицировать решение многих проблем в психологии (пр.: соотношение биологического и социального -> много-многозначная связь) => новый язык описания тех или иных закономерностей

Опосредующие звенья – образования, возможные только в м-м связях и являющиеся ответственными за непрямую связь.

Наиболее часто в качестве опосредующих звеньев рассм-т инд. стили.

ИИ – иерархическая структура, основанная на уровнях развития материи.

Функции ИИ:

1. Приспособительная

2. Компенсаторная (недостаток одного св-ва может компенсироваться другим)

3. Системообразующая (например, по отношению к инд. стилю деят-ти, т. е. понятийная функция)

4. Развивающая

На сегодняшний день теория ИИ развивается. Исследованиями занимаются Т.М. Хрусталева и ее ученики (способности), Д.С. Кориенко (генетический фактор), Л.Я. Дорфман с учениками (метаиндивидуальность), А.А. Волочков (активность), М.Р. Щукин (инд. стили), Б.А. Вяткин (___).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: