В основе выделения уровней – уровни развития материи (биологический, психологический, социальный) + подуровни (подсистемы):
I. Биологический (инд. св-ва организма)
§ Биохимич. Подсистема
§ Общесоматич. Подсистема (рост, вес, t' и др.)
§ Нейродинамич. (св-ва НС)
II. Психологический (инд. психич. свойства)
§ Темперамент (психодинамика)
§ Личность
III. Социально-психологический (социально-психологические св-ва)
§ Социал. роли в группах
§ Социал. роли в социально-исторических общностях
Отличие теории ИИ от других теорий: предположение о наличии двух разных типов ваимосвязей между св-ми внутри одного уровня и разных уровней.
Типы связей:
1. Телеологическая (много-многозначные связи) (м-м)
- между свойствами разных уровней
- гибкие
- пластичные
- могут возникать и разрушаться
=> отвечают за приспособление к окр. среде
2. Каузальная взаимосвязь (причинно-следственная)
§ Одно-однозначные связи (о-о)
- между свойствами одного уровня
- очень большая жесткость (жестко детерминируют структуру инд-ти)
|
|
- непластичность
- возникают бурно, в раннем возрасте
- развиваются по пути усиления жесткости
=> обеспечивают инд-ти оставание закрытой, целостной системой
§ Одно-многозначные связи
- между подуровнями одного уровня
- ведут себя, скорее, как одно-однозначные связи
Использование о-о и м-м связей позволяет унифицировать решение многих проблем в психологии (пр.: соотношение биологического и социального -> много-многозначная связь) => новый язык описания тех или иных закономерностей
Опосредующие звенья – образования, возможные только в м-м связях и являющиеся ответственными за непрямую связь.
Наиболее часто в качестве опосредующих звеньев рассм-т инд. стили.
ИИ – иерархическая структура, основанная на уровнях развития материи.
Функции ИИ:
1. Приспособительная
2. Компенсаторная (недостаток одного св-ва может компенсироваться другим)
3. Системообразующая (например, по отношению к инд. стилю деят-ти, т. е. понятийная функция)
4. Развивающая
На сегодняшний день теория ИИ развивается. Исследованиями занимаются Т.М. Хрусталева и ее ученики (способности), Д.С. Кориенко (генетический фактор), Л.Я. Дорфман с учениками (метаиндивидуальность), А.А. Волочков (активность), М.Р. Щукин (инд. стили), Б.А. Вяткин (___).