О с/отстранении_

Зачем нужен страх?

- это биологическая р-ия для избегания опасных ситуаций (сердечный приступ, инфаркт и т.д.)

итак, страх появляется (ожидание, что наступит инфаркт) → и человек бежит от действительности.

Что делать с этим → Франкл предлагает_ с/отстранение – дистанцироваться от себя и самому «искать» эти опасные сит-ии, например, с помощью юмора. → действие «мимо» страха, он исчезает («атрофируется от безделья») → так приобретаем контроль над собой, сит-ей.

3. «Свобода воли» _Человек свободен в выборе поступков, принятии решений, и ответственен за свои поступки.í

Центральная проблема в его концепции: ответственность, то есть свобода в выборе смысла → ответственность за осуществление данного смысла

y Методы работы (2 основных предлагает Франкл):

1) Метод парадоксальной интенции[4] - при коррекции страхов (пример: страх закрытых помещений – заставить себя нах-ся в таком помещении);

2) Дерефлексия – при гиперрефлексии (всё внимание сосредотачивает на симптоме, собственных сложностях → надо отвлечь внимание от симптома, снять излишний с/контроль, с/копание).

Итак, экзистенциализм пытается объяснить, как люди переживают свое существование в данный мо­мент, а гештйльт-психология - как они воспринимают свое существование. í

3. ГештальтпсихоТерапия [5] (метод)

Автор:Ф.Перлз

Здоровая личность: реализовывает свои потребности, склонности, то есть в равновесии с самим собой и окружающим его миром.

-организм - единое целое. Причина психических нарушений: личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. (пример: стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей).

ê

- организм - среда.ê

У здоровой личности граница со средой - подвижна: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. У невротической личности процессы «контакта» и «ухода» - сильно искажены и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.

В основе всех нарушений _нарушение саморегуляции.

èВ гештальттеории пять механизмов нарушения саморегуляции:

1. интроекция- усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект (пр.: родительские поучения) - является чуждой для человека частью его личности «Он думает то, чего от него хотят другие».

2. Проекция- прямая противоположность интроекции: отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я-концепции. «Он делает другим то, в чем сам их обвиняет».

3. Ретрофлексия- поворот на себя - какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Неудовлетворенные потребности часто - агрессивные чувства. «Он делает себе то, что хотел бы делать другим». проявляется в мышечных зажимах. использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: «Я должен заставить себя сделать это».

4. Дефлексия- уклонение от реального контакта. избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. в форме болтливости, условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций.

5. Конфлуенция(или слияние) - стирание границ между «Я» и окружением. с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я». отказ от своего подлинного «Я».

èèРезультат этого_нарушается целостность личности.

èЧто приводит к нарушению с/регуляции:

хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего «Я» → начинает следовать ценностям, навязанным извне.

èЧто способствует с/регуляции:

личностный рост – это процесс расширения зон самоосознавания.

→Три зоны сознавания (по Перлзу):

1. Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.

2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.

3. Среднюю - фантазии, верования, отношения.

А невроз из-за_ преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых.

Невроз. проявления: излишняя склонность к фантазированию, интерпретации (интеллектуализировать – умничать - там, где нужно просто осознать настоящее) →нарушает процесс сознания, сосредоточивается на прошлом и будущем в ущерб настоящему, НО завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент «здесь и сейчас».

xОдно из центральных понятий - «незаконченноедело» - наиболее часто это обида.

î

Довершить незавершенное - один из существенных моментов в гештальткоррекции.

x «избегание» - уход от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальттерапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их. ИТОГ: личностная интеграции.

y стадии псТерапевт.пр-са.

Суть процесса раскрытия своей истинной индивидуальности – пройти через пять уровней – их Ф. Перлз называет уровнями невроза:

1. фальшивые отношения, игры, роли. Жить согласно ожиданиям других.→собственные цели, потребности неудовлетворенны.→бессмысленность, разочарование.

2. фобический. Осознал фальшивость своего поведения, манипуляции. Представляет последствия, если начнет быть искренним – возникает страх. Избегает своих болезненных переживаний.

3. уровень тупика и отчаяния – не знает, что делать. Переживает утрату поддержки извне, беспомощность; не хочет, не готов использовать свои внутренние ресурсы.

4. имплозия. Смятение, отвращение к себе, т.к. осознал, как ограничивал, подавлял себя.

5. эксплозия, взрыв – сбрасывает фальшивое. Формирование аутентичности личности (переживание и выражение своих эмоций).

т.о. ГештальтпсихоТерапия – направлена на освобождение и самостоятельность личности.

è Путь достижения цели гештальтТерапии: поощрение осоз­нания.

Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:

· обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания

· смещение локуса контроля вовнутрь;

· поощрение независимости и самодостаточности;

· обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.

y Позиция психоТерапевта: катализатор, помощник, облегчить выражение чувств клиентом.

Цель: активировать резервы внутренние клиента, а их высвобождение ведет к личностному росту. Задача гештальт-терапевта - помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном ито­ге — нейтрализовать (завершить) ее.

y Методы работы-направле­ны на расширение сознания, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самого себя и преодоление сопротивления. Например, такие техники:

Техника «наоборот»(перевертыш): клиент должен сыграть поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый стал вести себя вызывающе; приторно вежливый - грубо, тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в «Я» новых структур опыта.

Незаконченноедело. Любой незавершенный гештальт - незаконченное дело, требующее завершения. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями, сослуживцами и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Клиенту предлагается с помощью приема «пустого стула» высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому из участников группы, кто имеет отношение к незаконченному делу. В опыте работы гештальт-групп отмечается, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - это чувство вины или чувство обиды, именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов «Я обижен...».

4. Трансперсональная психоТерапия

Складывается в 60-70 гг. (причины: восстание хиппи - против ценностей Запада – деньги, карьера, власть и т.д.)→ взаимозависило от социально-экономической, культурной, научной и политической ситуации в целом.

èнеобходимость духовной перестройки – это и есть причина духовного кризиса.

Цель: акцент делается на самоисследование и саморазвитие.

→ то есть духовное развитие (обогащение новым сенсорным и визионерским опытом, трансформирующим личностные смыслы, и восприятие жизненных ситуаций в целом, и личностные трансформации, направленные на преодоление эгоцентрической отчужденности от мира). ТО ЕСТЬ приоритет высших духовных ценностей.

Трансперсональные тенденции в психологии существовали до 60х гг. - уже несколько десятилетийí

В основе Трансперсональной психоТерапии:

1). психоанализ (теория Юнга о коллективном бессознательном);

2) О. Ранк (телесный психотерапевт) – закономерности телесных переживаний

3) А. Маслоу (гуманистическая концепция)

Станислав Гроф (один из наиболее видных представителей трансперсональной парадигмы) - по его мнению, самые видные предтечи направления - К. Г. Юнг, Р. Ассаджиоли ( концепции «психосинтеза»,1927 г.) и А. Маслоу.

А. Маслоу: идеи о самореализации, о познании путем пиковых переживаний; положение о здоровой психике, как о психике, способной «трансцендироваться в окружающий мир».

Термины основные:

FСистемы конденсированного опыта – системы. в которых разворачивается определенная ситуация.

F

§ Матрицы пренатального развития (история и переживание своего рождения) – это биографический уровень.

§ Опыт прошлой жизни (переживание человеком: истории предков, филогенетического опыта своей культуры).

FМодусы сознания – 2 (выделяет С. Гроф):

1) хелиотропный – прагматические ценности (деньги, карьера, власть и т.д.), опора на органы чувств («я верю, если я это видел»).

2) холотропный – опора на индивидуализм, ЭГОцентризм – более интровертированный (черпает вдохновение изнутри, из себя).

Целостность, единство «Я».

FМировое сознание (космос)

FОпора не результат, а на процесс.è особенности терапевтического процесса:

акцент не на изменении, а на самоисследовании, на «опыте», на действовании, в котором могут произойти волнующие открытия и спонтанное самоисцеление. Поэтому трансперсональные сеансы объединяют в себе и групповую работу, и работу с телом, и предоставление информации, и экспериментирование с техниками изменения сознания. í

техниками изменения сознания: наркотические ср-ва, холотропное дыхание (учащенное, глубокое), медитавные практики (динамическая медитация Тош).

yстадии псТерапевт.пр-са:

1) Обсуждение (кратко) – какой запрос.

2) Использование различных техник для возникновения измененных состояний сознания с целью переживания трансперсональных феноменов.

3) осознание проблем на основе трансперсонального опыта. По Грофу: общая стратегия психологической помощи_«полностью..погрузиться в вышедшую на поверхность тему и по ее завершении вернуться к распутанному и полному переживанию настоящего».è изживание и разрешение болезненных переживаний во внутреннем, а не во внешнем событийном и ситуативном плане.

4 пренатальные матрицы (говоря об уровнях перинатальных переживаний, С. Гроф выделяет четыре типичных паттерна, названных им «базовыми перинатальными матрицами» (БПМ):

1. БПМ-1 –плод в материнском органиезме; ощущение: Океанское спокойствие.

2. БПМ-2; в которой отражено начало биологического рождения, период предродовых схваток; родовые пути пока не открыты → состояние безысходности.

3. БПМ-3, борьба (образы битв, сражений; герой побеждает) – ребенок движется по родовым путям. И вот здесь формируются волевые усилия.

4. БПМ-4, соотносящуюся со стадией непосредственного появления ребенка на свет, его рождения.

→ каждая БПМ предполагает определенные переживания, которые в символическом виде воспроизводят предельные переживания человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: