Автор подхода: К. Роджерс [2]
y Строение психики
Центральное понятие в концепции Роджерса - самость— это представление о себе - оно постепенно меняется в процессе развития личности (а большинство психологов используют термин «самость» для обозначения неизменной части личности).
- Признак душевного здоровья: «Принятие себя таким человеком, каким ты действительно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть». В связи с этим, надо сказать о Я-концепции:
Я- реальное и Я-идеальное è высокая степень различия (Я-идеальное с повышенной амбициозностью) – причина невротического срыва, тревога.
Центральная гипотеза подхода: человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения y Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен лишь при соблюдении трех условий.
Охарактеризуем с т.з. психоТерапии:
1. подлинность, искренность, или y конгруэнтность (термин "конгруэнтность" введен К.Роджерсом) Подлинность → открытость себе и другим людям (от англ. congruence);
Термин "конгруэнтность" введен К.Роджерсом для описания динамического состояния психотерапевта, в котором различные элементы его внутреннего опыта (эмоции, чувства, установки, переживания и т.п.) адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в ходе работы с клиентом. В случае конгруэнтности (и в отличие от эмпатии) речь о переживании психотерапевтом своих собственных чувств, об их открытости себе и другим людям.
- Конгруэнтность наблюдается, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле.
- Конгруэнтность - это такое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит, в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, например, за маской или ролью "эксперта".
y АУТЕНТИЧНОСТЬ - По Роджерсу - активно использовал этот термин, А. - это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей (психотерапевта, профессионала и т. п.), позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению. Наряду с А. - обязательной составляющей эффективного человеческого общения – Роджерс выделяет: способностью к безусловному принятию и эмпатию. î
2. Второе по важности условие — принятие, забота или признание — безусловное позитивное отношение. - терапевт имеет неосуждающую, принимающую установку по отношению к клиенту.
y Позиция психотерапевта: спутник «клиента в путешествии к сущности Я»: поддержать в клиенте уверенность в его внутренних силах, утвердить в нем веру в свои способности к самосовершенствованию. А для этого, утверждал Роджерс, нужно чувствовать внутренний мир клиента, как свой собственный.î
3. наличие эмпатического понимания - слушать с пониманием. Что это значит? Это значит смотреть на высказываемые идеи и отношения с точки зрения другого человека, чувствовать, что это значит для него, встать на его позицию относительно того, о чем он говорит. встать на позицию своего собеседника – понять его мысли и чувства настолько хорошо, чтобы суметь изложить ему их суть.
y Человекоцентрированный подход - в каждом живом организме - актуализирующая
тенденция (рассматривает самоактуализацию в контексте психотерапии и общей теории личности).
— тенденция расти, развиваться, реализовывать весь свой потенциал; это направленное движение есть то, что мы стремимся высвободить.
èè т.о. Психолог – помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту.
Внимание концентрируется не на проблемах человека, а на его ЯèЗадача: 1) помощь в личном росте и развитии, благодаря чему человек САМ решает свои проблемы.для этого èè терапия называется центрированной на клиенте, Т.К. клиент сам определяет и осуществляет те изменения в своем поведении и состоянии, к оторые ему представляются необходимыми, и настолько, насколько ему самому это кажется необходимым, ТО ЕСТЬ è клиент сам в состоянии осознать свои проблемы и решить их.
èè Человекоцентрированный способ бытия в психотерапии ведет к процессу самоисследования и самораскрытия клиента и в конечном итоге — к конструктивным изменениям в его личности и поведении. →2) создание психологического климата и соответствующих отношений.
Что помогает этомуí
Основное в учении Роджерса — это роль и значение межличностных отношений как в механизме развития невроза, так и в процессе выздоровления. Роджерс: только во взаимоотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я. î
"невротик", испытывает трудности от того, что: нарушено его внутреннее общение, от того, что в результате этого нарушено его общение с другими людьми. ê
Т.О., по Роджерсу, общая задача психотерапии: восстановлении нарушений в общении.
ТО ЕСТЬ_ Компоненты личности невротика (это "неосознаваемые", или "подавленные", или "отвергнутые сознанием"), заблокированы è перестают общаться с сознаваемой или управляющей частью его личности. è пока это длится, существуют нарушения в общении.
Цель психотерапии – помочь человеку посредством специальных отношений с терапевтом достичь хорошего общения с самим собой. Когда это достигнуто - может свободно общаться с другими è психотерапия – это свободное общение, как внутриличностное, так и межличностное. è Хорошее, свободное общение, внутриличностное или межличностное, всегда имеет психотерапевтический эффект.
y Методы работы:
Психотерапевтическая практика в русле человекоцентрированного подхода включает:
1. индивидуальную, групповую работу (например, "группы встреч" в целях стимулирования личностного роста участников в атмосфере безусловного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности); Энкаунтер-группы ( группы встреч). Метод энкаунтер-групп, созданный Роджерсом, дал начало широко распространенной сейчас групповой недирективной психотерапии. Заслуга Роджерса - один из первых раскрыл механизм воздействия группы на личность и личности на группу; ввел понятие процесс встреч.
2. вербальное, невербальное самоисследование (например, "экспрессивную человекоцентрированную психотерапию" - средствами живописи, ваяния, танца, пения).