1. Нормативные/возрастные кризисы – связаны с логикой онтогенетического развития.
1) Кризис перехода к взрослой жизни (21–22 года) – меняется деятельность: от учебно-профессиональной к трудовой деятельности => очень резкая смена системы ценностей: целей жизни и приоритетов. + изменение режима жизни.
2) Кризис середины жизни (30 – 35-37 лет) – его сущность в переосмыслении (др. назв. = страх смерти – «пол жизни прожито и что?»). Аналогичен подростковому кризису.
3) Кризис 45 лет – переосмысление системы социальных отношений и внутренних связей, жизненных ситуаций.
4) Кризис подготовки к пенсионному возрасту – осмысление себя в непрофессиональной роли.
2. Биографические кризисы – связаны с логикой индивидуальной жизнедеятельности человека.
Ахмеров:
1) Кризис нереализованности:
когда социальное окружение не признает достижения данного человека, несмотря на то, что он достигает каких-то достаточно высоких вершин, или когда поставленные ранее цели обесцениваются, или человек понимает, что он их не достиг.
2) Кризис опустошенности – возникает в ситуации, когда человек понимает, что он чего-то уже достиг и эти достижения вызывали сильную мобилизацию à после – возникает ощущение того, что полностью исчерпал себя.
3) Кризис бесперспективности – когда у человека настоящее, прошлое и будущее не связаны друг с другом. Когда человек не видит перспектив своего развития.
Семейные и профессиональные кризисы
3. Кризисы семейной системы:
- переход к семейному быту;
- поиск альтернативы;
- оптимальное соотношение между семейными и профессиональными интересами;
- желание перемен (измены);
- уход из семьи детей (кризис «пустого гнезда»)
4. Профессиональные кризисы (Зеер Э.Ф):
- кризис учебно-профессиональной ориентации
- профессионального выбора
- профессиональных экспектаций
- профессионального роста
- карьеры
- социально-профессиональной самоактуализации
- утраты профессиональной деятельности
- социально-профессиональной адекватности