Важные сферы: семья, работа, отдых, общество.
Главные характеристики личности: производительность (генеративность), порождение (продолжение рода)
Ананьев
Происходит закрепление, стабилизация основных личностных свойств, повышение уровня сознательности + иерархизация свойств личности, формируется направленность личности.
Стержень свойств личности – мировоззрение.
Существуют возрастные и гендерные особенности в жизненных планах (Лисовских):
* места по значимости: | Гендерные ос. | Возрастные ос. | ||
Планы | М | Ж | 20-25 л. | 26-30 л. |
Профессионально-образовательные | ||||
Материально-бытовые | ||||
Личные |
С возрастом увеличивается количество интересов в общественной жизни, политической жизни, увеличиваются интересы, связанные с серьезной музыкой, литературой.
+ интересы зависят от уровня образованности человека.
Уровень притязаний зависит не от возраста, а от уровня образованности.
Особенности познавательной деятельности взрослых
|
|
Ананьев.
Фронтальный прогресс в развитии функций.
Специализация психофизиологических функций.
Гетерохронность развития психических процессов, которая со временем нарастает (после 25 лет).
Уровень образования психических процессов зависит от участия человека в образовательной деятельности.
ВНИМАНИЕ.
Пик – 35 лет. В 40 – небольшое снижение.
ПАМЯТЬ.
Пик – 30 лет, затем постепенный спад.
МЫШЛЕНИЕ.
Возрастает практическое мышление, образное и логическое ухудшается.
Интенсивность старения ИНТЕЛЛЕКТуальных процессов зависит от образования.
Неравномерность и гетерохронность развития взрослого человека
Чем старше, тем более заметна гетерохронность.
3 периода в развитии психических функций:
- 18-25: частые смены;
- 26-35: умеренные изменения;
- 36-46: умеренные изменения.
Роль обучения в зрелом возрасте
Включается по собственному решению, избирательное обучение. Внутренняя мотивация деятельности (понимание значимости). Зависит от здоровья. Жизненный и профессиональный опыт имеют значение. Фактор времени (его наличие для обучения).