Социальная ситуация развития


В этом возрасте главная потребность ребенка – войти в мир взрослых. Взрослый для него – это организатор жизнедеятельности, пример для подражания. Венгер – центральная функция дошкольного возраста – это моделирование – ребенок моделирует взрослую жизнь в игровой, трудовой деятельности.
Появляется детское общество. Примерно с 4.5 лет ребенка нужно обязательно включать в стабильную детскую группу.

Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. (переход на разговор об игре).

4. Ведущая деятельность этого периода – сюжетно-ролевая игра. Игра рождается из потребности быть взрослым, но поскольку реальная жизнедеятельность взрослого пока невозможна, остается условная – игра. Итак, игра – способ овладения жизнедеятельностью взрослого человека.
В игре отражаются действия и отношения взрослых. Игра – это школа мира взрослых и школа социальных отношений (Выготский). В игре развивается личность (я жадный – со мной не хотят играть – я начинаю делиться) и символическая функция сознания (предметы-заместители реальных вещей).
Д.Б. Эльконин выделяет показатели и уровни игры:

Показатели:
- основное содержание игры
- характер игровой роли
- характер игровых действий
- отношение к правилам (есть/нет, регулируют они игру или нет)

Уровни:
1. 2-3 года. Игровые действия направлены на соучастника игры (предмет/человек), ролей нет, узнает свою роль только после проигрывания (я кормлю куклу – как мама – я мама)

2. 3-4 года. Появляются роли, правила. Ребенок замечает, если нарушается логика игры, но не говорит, что это неправильно. Самое важное – соответствие реального действия игровому.
3. 4-5 лет. Выполнение роли – самое важное, появляется ролевая речь. Есть правила, они строго выполняются, нарушение правил вызывает негативную реакцию – «так не бывает!».
4. 5-7 лет. Самое главное – соответствие отношений. Идет планирование ролевых действий. Речь строго делится на игровую и реальную. Правила соблюдаются + дети понимают, почем нужно делать так, а не иначе.

Помимо игры в этом возрасте появляются учебная и трудовая деятельности.
Учебная:
Пока только ее элементы. Задачи – формирование элементарных учебных навыков (слушать учителя, сидеть спокойно) и системы знаний. Идет развитие познавательной потребности.
Трудовая:
Ребенок учится самообслуживанию и элементам труда (хорошо – труд на природе – цветы полить). Цель – формирование навыков самообслуживания и привитие трудолюбия.
Но субъективная цель для ребенка – создание продуктов труда.
Творческая: что тут сказать? Развивается, ребенок с удовольствием рисует, лепит и т.д.


5. Познавательная сфера
Восприятие и ощущение: развитие сенсорики, увеличивается чувствительность. Восприятие развивается от простого перечисления (увиденного, услышанного) к истолкованию отношения и причин.
Ендовицкая – мотивы влияют на качество восприятие. Эксперимент – таблица проверки зрения – просто смотреть или игра в солдатов - нужно увидеть вражеский шифр. Улучшается острота зрения на 30%.
Мышление: переход от наглядно-действенного к наглядно-образному (это новообразование). Элементы логического мышления. По Пиаже – это стадия репрезентативного интеллекта, в которой ведущее место занимает образ (можно рассказать про феномены Пиаже).
Память, внимание: преобладает Непроизвольное. Расширяется объем внимания, растет устойчивость. Обычно первые воспоминания связаны именно с этим возрастом (4-5 лет). Овладевает произвольными формами запоминания и воспроизведения (учат стихи, песни в детском саду).
Воображение: сензитивный период! Развивается в игре и творческой деятельности.


Речь: сензитивный период (2-5 лет)! Растет словарный запас, активное словотворчество (Книга Чуковского «От двух до пяти»). Формируется внутренняя речь – это основа речевого мышления.
В целом, все познавательный процессы развиваются очень активно, постепенно начинает складываться произвольность, которая окончательно сформируется в младшем школьном возрасте.


6. Личность

Эмоции:
Для дошкольника становится меньше нейтральных объектов в мире – все привлекает его внимание, интерес. Переживания приобретают глубину и длительность. Ребенок овладевает социально-приемлимыми формами выражения чувств, чувства становятся более осознанными (может сказать – мне грустно, мне тогда было весело).
Формируется личное сознание ребенка (Эльконин): осознание своих умений, качеств, представление себя во времени, открытие своих переживаний, самооценка. Таким образом, изменяется место ребенка в системе отношений со взрослым – раньше он считал себя равным взрослому, а теперь понимает, что он маленький.
Дифференцированная самооценка – раньше идеальное и реальное «Я» ребенка были почти слиты в одно, теперь он начинает осознавать себя сточки зрения нравственных норм (я поделился игрушкой – значит я щедрый и добрый). Возникает критическое отношение к оценке взрослого или сверстника – формируется своя оценка своих действий.


Воля: феномен «горькой конфеты».
Поведение ребенка превращается из «полевого» в «волевое» (А.Н. Леонтьев). Главные характеристики «полевого» поведения - импульсивность и ситуативность. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших переживаний. А цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находится малыш. Так, увидев куклу, ребенок приступает к ее кормлению. Если в поле его зрения попала книжка, то он тут же бросает куклу и начинает увлеченно рассматривать картинки.
В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.


Формируется иерархия мотивов. Раньше всегда доминировал один мотив и они сменяли друг друга. Появляется личностный тип поведения.
Основные мотивы:
- интерес к миру взрослых
- игровые
- мотив сохранения хороших отношений
- познавательные мотивы
- после 4.5 лет – мотив общения со сверстниками.

Формируется половая идентификация: 2 года – осознает мальчик он или девочка.
5.5 лет – представления о мужественности / женственности, в связи с чем начинает складываться женский или мужской тип поведения.

Общение:
Ранее для ребенка в центре мира людей был взрослый, с 4.5 лет у ребенка появляется новый мотив – общения со сверстниками, с этого возраста необходимо включать ребенка в постоянную детскую группу. В общении со сверстниками развивается игра (а значит усвоение ролей и соц. отношений) и все, что развивается в игре (самоотношение, речь и т.д.).


Кризис 7ми лет:
Выготский «кризис потери детской непосредственности»
симптомы:
- потеря непосредственности. Между желаниями и действиями встраивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка.
- манерничание
- симптом «горькой конфеты»
Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Открывает значение новой социальной позиции – школьника, которая связана с выполнением высокоценимой взрослой работы.
Божович: кризис 7ми лет – период рождения социального «я» ребенка.

Готовность к школе:
физиологическая – созревание мозговых структур, готовность организма к такой нагрузке
психологическая – см. далее
информационная – система знаний, необходимых к школе

Психологическая:
Личностная – самое главное – это желание быть школьником, учиться.

Социально-психологическая:
- потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
- способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Интеллектуальная:
- дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
- концентрация внимания;
- аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
- логическое запоминание;
- умение воспроизводить образец;

Эмоционально-волевая.
- Возникновение произвольного поведения – как ребенок играет – подчиняется правилам? - уменьшение импульсивных реакций;
- возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Основные новообразования возраста:
- личное сознание ребенка (Эльконин)
- воображение
- речевое мышление
- наглядно-образное мышление
- внутренняя речь


9. Психология взрослого возраста

Возрастные границы: 21,22 – 55 (жен), 60 (муж) лет. Окончанием считается выход на пенсию. 2 подпериода:

- 21, 22 – 35 – молодость;

- 35 – 55, 60 – зрелость.

1928 г. – Рыбников предложил термин «акмеология» - наука о закономерностях и механизмах развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: