- Натурфилософский период (6-5 вв. до н.э.).
- Классический период античной философии (5-4 вв. до н.э.).
- Ранний эллинизм (3-1 вв до н.э.).
- Поздний эллинизм (1-6 вв до н.э.)
Общая характеристика. Античная философия является богатейшим собранием философских идей и систем. По сути своей она была космоцентрична и натуралистична. Несмотря на то, что в ней обсуждались вопросы, касающиеся бытия человека, государства, тем не менее, и человек, и государство рассматривались как естественные, природные объекты. Бог не рассматривалась как творец мира, не рассматривался как личность. Бога часто растворяли в природе. Пантеизм характерен для элеатов, стоиков,неоплатоников
Платон и Аристотель оказали сильнейшее влияние на все последующее развитие философии. Проблема природы общих понятий, идей, эйдосов, как говорил Платон, станет важнейшей проблемой средневековой схоластики и приведет к появлению номинализма и реализма.
1.Натурфилософский период античной философии (6-5 вв. до н.э.). Объект философии – природа, космос. Предмет – первоначала мироздания.
|
|
Милетская школа. Спор о первоначалах.
Фалес (625-547). Предлагал рассматривать в качестве архэ, первоначала, воду.
Анаксимандр(610-546). Предлагал в качестве первоначала апейрон, беспредельный, бескачественный субстрат, выделяющих из себя теплое и холодное, влажное и сухое, и постепенно порождающий огонь, воздух, землю и воду.
Анаксимен (588-525). Рассматривал в качестве первоначала воздух, который может разряжаться, порождая огонь и сгущаться, порождая воду и землю. Из воздуха образованы и души, по мнению Анаксимена.
Гераклит из Эфеса (544-480). Огонь – первоначало. Учение о Логосе. Диалектика – учение об изменчивости и противоречивости бытия. Борьба и единство противоположностей все определяют. Космос – вечно живой огонь, пронизанный логосом, не создал никто из людей и никто из богов. (Исторически первая форма диалектики).
Пифагорейский союз. ( Пифагор (580-500),Гиппас, Алкмеон, Филолай, Архит). Число – начало и основа мира. 1 – монада. Существуют 10 пар противоположностей, первая пара – предел–беспредельное. Декада –10 – священна = 1+2+3+4. 1-точка, 2- прямая, 3 – плоскость, 4 – тетраэдр.
Элейская школа. Ксенофан (565-473),Парменид (504-?),Зенон (490-430), Мелисс.
Впервые используется понятие бытие. Бытие едино, неподвижно, вечно, неизменно, бесструктурно. Бог не подобен человеку ни телом, ни мыслью. Он подобен шару и тождественен космосу. Небытия нет.
Зенон является автором знаменитых апорий (затруднений). Ахилл и Черепаха (против движения). Дихотомия. Стрела.
Мелисс, в отличие от других элеатов, считал, что бытие бесконечно.