Специфика философии

Философское знание обладает универсальностью, предельной общностью, системностью. В отличие от научного знания не может быть проверено эмпирически, на основе эксперимента, не носит объективного характера.

В отличие от религии, философское знание не догматично и не оформлено в культ. Оно доказательно. Истина в философии не принимается на веру и должна быть доказана.

Значительная часть философского знания сформулировано логически с использованием понятий, суждений и умозаключений, подчиняющихся строгим законам рационального мышления.

Философское знание плюралистично. На один и тот же вопрос в различных философских системах даются разные ответы, иногда прямо противоположные. В философии не существует теория, с которой согласны все философы.

Философия осуществляет фундаментальную критику действительности, предлагая «идеальные» устройства в качестве ориентиров, уводящих человека от повседневности. Например, философы сформулировали идею идеального государства, совершенного человека и т.п.

1.6. Функции философии.

· Мировоззренческая.

· Гносеологическая.

· Методологическая.

· Аксиологическая.

· Социальная.

· Идеологическая.

· Критическая.

· Гуманитарная.

· Прогностическая.

2. Философия Древнего мира (Философия Древнего Китая, Древней Индии, Античная философия).

2.1. Философия Древней Индии.

Ведический период философии в Древней Индии складывалась на основе Вед – древнейших текстов (XV в. до VI в. до н.э.). До наших дней дошли четыре Веды – Ригведа (сборник гимнов в честь богов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самоведа (жертвенные песнопения), Атхарваведа (заклинания). Следующий слой вед – брахманы (комментарии к текстам вед). К ним примыкают араньяки – «лесные книги», книги отшельников. Заключительная часть Вед – упанишады написаны прозой, это наиболее поздние тексты и имеют выраженный философский контекст.

В упанишадах ставятся философские вопросы «Кто мы?», «Откуда пришли?», «Как из не-сущего родилось сущее?» и др. В качестве основы бытия выступает брахман – универсальное духовное мировое начало, безличная мировая душа. Индивидуальная душа – атман зависит от брахмана. Учение о сансаре утверждает круговорот жизни на основе переселения души из тела в тело в соответствии с кармой. Карма – закон воздаяния и космической справедливости гласит, что жизнь человека в будущем определяется всей суммой поступков, добрых и злых, как в этой жизни, так и в предыдущих. Цель жизни человека – освобождение из колеса сансары на основе полного постижения тождества Атмана и брахмана. Такое постижение достигается путем аскезы и нравственного совершенствования. Постижение тождества Атмана и брахмана в индийской философии осуществляется не на пути рациональных логических построений, а путем непосредственного интуитивного чувствования тождества на сверхрациональной основе. Путь к истине – это путь нравственного совершенствования.

Мокша – есть освобождение от цепи рождений на пути святой жизни.

Эпический период древнеиндийской философии (6-2 вв. до н.э.). Формирование кришнаизма, учения Кришны. В индийском обществе происходят серьезные социально-экономические изменения на основе развития торговли и ремесла. Сословие жрецов – объект критики со стороны кшатриев (сословия воинов) и ремесленников. Идеи упанишад получают развитие в эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна». Особое значение имеет Бхагавадгита – (шестая книга Махабхараты), где Бог Кришна возвещает учение о преданном, нравственном служении богу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: