Неортодоксальные школы в индийской философии

Джайнизм. Учение Джины Махавиры (6 в. до н.э.). Человек есть соединение духовной сущности (джива) и материальной (аджива). Соединены они через карму, которая понимается в джайнизме как тонкая материя. Карма сопровождает душу в цепи перерождений. Соединение дживы с материей есть источник страданий. Через аскетизм и нравственную жизнь возможно освобождение из цепи рождений. Нравственная жизнь джайна подчиняется пяти обетам: непричинение зла живому, неворовства, правдивости, целомудрия, непривязанности. Джайнизм делится на две ветви: дигамбары (одетые воздухом) и шветамбары (одетые в белое). Джайнизм учит, что душой обладают все живые существа – люди, животные, растения.

Нирвана – («угасание») состояние блаженства, основанное на интуиции и особой технике медитации (сосредоточенности и отрешенности от внешних и внутренних переживаний). Нирвана – путь к освобождению.

Буддизм. Учение Сиддхартха Гаутамы (567-488 до н.э.). Будда означает «просветленный». В возрасте 40 лет, после многолетних странствий и аскезы возвестил 4 истины: 1) жизнь есть всегда страдание; 2)причина страданий жажда удовольствий; 3) есть путь избавления от страданий; 4) путь, ведущий к избавлению от страданий, находится посередине между неумеренной жаждой наслаждений и крайним аскетизмом. Цель буддиста не личное спасение или освобождение, а бескорыстная, деятельная любовь ко всем живым существам. Главные принципы буддизма – непричинение зла живому и терпимость. С точки зрения буддизма, в мире нет ничего постоянного и неизменного. Реальность представляет собой бесконечный поток сталкивающихся и разлетающихся дхарм – вспышек энергии. Источник страданий в постоянном волнении дхарм. Из дхарм состоят материальные вещи и души, из них состоит весь мир, представляющий собой вечный поток бытия. В 1-2 вв. в буддизме формируются два течения – Махаяна (большая колесница), основанная Нагарджуной, он указывает на необходимость служения людям. Путь Хинаяны (малая колесница) – путь индивидуального спасение посредством нравственного поведения. Около 5 в. возникает течение Ваджраяна (алмазная колесница) – ламаизм. Осуществляется соединение буддизма с практикой йоги под руководством духовного учителя – ламы.

Чарвака (5 в. до н.э.) – материалистическое философское учение. Чарвака – имя основателя этой школы. Последователи Чарваки отрицают брахман, атман, сансару и карму. Признают 4 стихии – огонь, воздух, землю и воду, из которых все образовано. Не верят в загробную жизнь, проповедуют гедонизм, стремление к наслаждениям как цели жизни человека. Учат, что существет только один мир – лока, отсюда другое название школы – чарвака-локаята.

Ортодоксальные философские системы Древней Индии (признают авторитет Вед).

· Веданта. Развивает древнее учение о брахмане и Атмане.

· Миманса. Учение, объясняющее ритуалы Вед. Главная идея дхармы– долга, который должен исполнять каждый человек.

· Санкхья (число). Первопричина мира – материя, природа (практрити). Ей противостоит абсолютная душа (пуруша). Благодаря наличию пуруши существуют отдельные вещи.

· Йога (созерцание, напряженное размышление). Правила психофизических техник и медитации, нацеленные на достижение нирваны и освобождение от сансары.

· Вайшешика. Учение о шаровидных, многокачественных атомах, вечных, никем не созданных, образующих одушевленные и неодушевленные предметы. Соединяет и разъединяет атомы бог, который действует в соответствии с законом кармы.

· Ньяя (логика). Учение о формах мышления.

2.2. Философия Древнего Китая

Периодизация 1) Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.); 2) ЗападноеЧжоу (12-8 до); 3) Восточное Чжоу– Лего (8-6 до); 4) Чжаньго (сражающиеся царства) (6-3 до) Золотой век китайской философии; 5) Империя Цинь (221-206 до); 6) Империя Хань (206 до – 2 н.э.)

Древнее китайское пятикнижье (У-цзин) состоит из Ши-цзин (книга песен), Шу-цзин (книги истории), Ли-цзин (книги ритуалов), И-цзин (книги перемен) и Чунь –цю (Летопись «Весны и осени»). Большое философское значение имеет гадательная книга, «Книга перемен» – И-цзин. В этой книге событии человеческой жизни отображаются зависимыми от проявления и взаимодействия двух начал: Инь и Ян, темного и светлого, активного и пассивного, обозначенных непрерывной и прерывистой линиями. 64 гексаграммы и их комментарии составляют содержание книги. Чередование Инь и Ян определяет путь Дао, который проходят и вещи, и люди. Человек должен понять свое место, свою связь с небом и землей.

Основой натурфилософии Древнего Китая помимо учения о двух началах Инь и Ян служит учение о пяти элементах (огонь, вода, земля, дерево, металл), которые переходят друг в друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: