Является выдающимся мыслителем античности, представитель объективного идеализма. Ученик Сократа.
В 386 г. до н.э. создал свою философскую школу Академию, где над входом висела надпись: «Не геометр да не войдет!». Академия просуществовала 915 лет.
Произведения – 34 диалога («Пир», «Протагор», «Федр», «Государство», «Законы» и др.).
Теория идей: мир вещей не обладает самостоятельным существованием. Он порожден миром идей и материей – вечным бескачественным субстратом. Вещи изменчивы и преходящи. Они – отражение мира идей, мира вечных, неизменных сущностей. На вершине мира идей – идея благо или единого. Мир вещей и мир идей связывает мировая душа.
Человеческая душа – часть мировой души. Она бессмертна. Душа состоит из трех частей: разумной (в голове), страстной (в сердце), вожделительной (в печени).
Знание в озможно только относительно царства идей. Что касается чувственного мира, то о нем возможно только мнение.
Несправедливые формы правления: тимократия, олигархия, демократия, тирания.
|
|
Теория идеального государства. В справедливом государстве три сословия: стражи, ремесленники и земледельцы, правители-философы. Стражи не имеют семьи, частной собственности, занимаются ратным трудом и упражняются в мусическом искусстве – музыке, риторике, математике, диалектики.
Платон различает 4 добродетели: мужество, мудрость, умеренность и справедливость.
Аристотель (384 -322) из г. Стагиры (Македония). Величайший ум античности. Энциклопедист. Ученик Платона.
Учитель Александра Македонского.
В 335 г. до н.э. открыл в Афинах свою школу Ликей.
Произведения: «Метафизика», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Опровержение софизмов», «Категории», «О душе», «Политика», «Экономика», «Большая этика», «Поэтика», «Риторика», «История животных», «Физика», «О небе».
Предмет философии – сверхчувственные начала и причины бытия. Аристотель разделил философию на теоретическую (первую), практическую и творческую. Логику считал введением ко всякому знанию.
Главный критик теории идей Платона. По Аристотелю, идеи самостоятельно существовать не могут. «Мы не можем принять, что есть некий «дом вообще» наряду с отдельными домами». Всеобщее не есть вещь, оно не существует без отдельного.
Он различал четыре вида причин: материальную причину, коренящуюся в материи, субстрате, из которого образуются все тела; формальную причину, в которой форма активно проявляет себя, образуя сущность; действующую, или производящую причину, раскрывающую источник движения и превращения возможности в действительность; целевую, или конечную, причину, как цель движения.
|
|
Аристотель учил о Мировом Уме как перводвигателе, первоформе, который все движет, а сам неподвижен.
Природу вещей у Аристотеля определяет диалектика материи и формы.
Аристотель не поддерживал идею атомов, так как отрицал существование пустоты.
Человек не только разумное существо, но и имеет общественную природу, он есть «политическое животное».
Аристотель создатель формальной логики. Он сформулировал теорию силлогизмов (умозаключений), определил понятия, суждения и умозаключения как основные формы мышления. Сформулировал законы логики: закон тождества, закон исключенного третьего и закон непротиворечивости.
Аристотель различал три вида душ: растительную, животную и разумную. Разумная душа бессмертна.
Этический идеал – золотая середина между крайностями, например: мужество, щедрость, кротость, правдивость, стыдливость, самоуважение. Нравственность – результат воспитания, а не знания.
Неправильные формы государственного правления (тирания, олигархия, демократия). Правильные формы правления (монархия, аристократия, полития). Полития сочетает достоинства демократии и аристократии.