В каждом словосочетании есть устойчивые смысловые связи. Под словосочетаниями понимаются интонационно-смысловые Фрагменты, из которых состоит предложение. Их можно уподобить музыкальным тактам. Несколько тактов составляют музыкальное предложение, фразу. К.С.Станиславский называл их Речевыми тактами. В лингвистике такие словосочетания называет синтагмами. В речевом такте-синтагме все слова произносятся слитно, почти как одно слово, и главное слово выделяется интонационно.
Чтобы правильно акцентировать слово в синтагме, необходимо соблюдать правила.
Есть несколько правил постановки ударений в синтагме, на которые обращает внимание учеников К.С.Станиславский[4], заимствуя их из книги С.М.Волконского «Выразительное слово». Впоследствии эти правила были дополнены исследователями устной речи и педагогами по сценической речи.
1. Прилагательное при существительном не принимает на себя ударения[5].
Это значит, что предложение Поздняя осень нужно читать с ударением на слове
сень [поздняя
сень].
2. Прилагательные с общим признаком не принимают ударений.
Это значит, что в предложении А под утро в серебристой, в белоснежной тишине кто-то чистый и пушистый на моем лежал окне [6], в синтагме в серебристой, в белоснежной тишине ударным словом будет в тишин
[всеребристойвбелоснежнойтишин
].
3. Прилагательные без общих признаков обязательно принимают ударения на каждом из них.
Но главным ударным словом при этом остается существительное. Это значит, что в предложении Вдруг на подоконнике прилег золотистый маленький листок [7] во второй синтагме — золотистый маленький листок — нужно поставить ударения и на слове золотистый, ина слове маленький, но более сильное — на слове листок. А между ударными словами делаются логические паузы.
4. Если прилагательное обособлено и стоит после определяемого слова, то ударение переходит на обособленное прилагательное.
5. В составных наименованиях — Виктор Сергеевич Алексеев; 23 февраля 1918 г
да — ударение ставится на последнем слове группы.
6. В словосочетании «существительное в И.п. + существительное в Р.п.» ударение ставится на существительном в Р.п., так как оно по смыслу сильнее того существительного, которое определяет: закат с
лнца; шум в
тра; звон кап
ли.
7. При повторе слов с нарастающей энергией ударным будет второе, при повторе с ослаблением энергии — первое: А туман все ел и ел и толстел, толстел, толстел [8]; прыгай, прыгай, я не трону — видишь, хлебца накрошил... [9].
8. Однородные члены предложения, являющиеся перечислениями, выделяются ударением.
Ребята стащили с Кешки бот
нки, бр
ки, руб
шку...; Налет
л ветер, в
рвал у нее из рук белую шелковую ленточку и отнёс ее на самые дальние бревна.
9. Необходимо ярко выделять противопоставляемые слова, выражающие мысли, чувства, образы, представления, понятия, действия и прочее[10]. Противопоставляемые слова перетягивают ударение на себя, при этом акцентируется каждое из них.
10. Чем меньше ударений во фразе, тем она яснее. Поэтому стремление выделить каждое слово в предложении опасно: это приведет к расчленению текста на отдельные слова.
Как применить полученные знания о законах речи в выразительном чтении, вы узнаете из следующих глав.