1.Произнесите разные согласные звуки и понаблюдайте затем, где с помощью каких органов они образуются. Есть ли среди согласных похожие по способу образования, по месту образования? На сколько групп по способу и месту образования вы бы разделили все согласные русского языка?
2. Сравните гласные и согласные звуки русского языка со звуками любого знакомого вам иностранного языка. Есть ли среди них «близнецы»? Есть ли в иностранном языке звуки, которых нет в русском? Как образуются эти звуки?
Знать свой речевой аппарат необходимо для того, чтобы умет* им пользоваться. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Конечно, звуками родного языка овладевают все здоровые дети, и очень быстро. Но уже в раннем детском возрасте встречаются проблемы, связанные с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, особенно это касается согласных (картавость, шепелявость, сюсюканье, произнесение вместо [л] — [у] и др.). Речь такого ребенка трудна для восприятия, так как наш слух четко настроен на определенную речевую «волну»: каждое слово имеет свою конкретную звуковую форму, и если эта форма искажается
|
|
даже чуть-чуть, нам требуется усилие, чтобы понять собеседника. Вспомните, как нелегко воспринимать речь иностранца — мы сразу же улавливаем акцент и вынуждены перестраиваться на новую «волну».
Но есть еще одна трудность, о которой мы забываем, — это нечеткость произнесения слов. Помните поговорку «каша во рту»? Так говорят о людях, у которых «ленивый» речевой аппарат. Эти люди могут правильно произнести все звуки, но не любят напрягать мускулы и открывать рот в той мере, в какой это необходимо для четкого произнесения звуков. Понять речь таких людей трудно: они часто оказываются не в силах удержать внимание аудитории.