Задания

1. Проследите, как развивается мысль и как меняется значение пред­ложения в зависимости от наличия второстепенных членов и их позиции в предложении.

Листы в альбоме были связаны.

Листы в альбоме были связаны лентой.

Листы в альбоме были аккуратно связаны лентой.

Листы в альбоме были аккуратно связаны белой шелковой лентой.

Листы в альбоме были аккуратно связаны лентой, белой, шел­ковой.

2. В каком предложении возникает инверсия? Сравните логические акценты, возникающие при изменении порядка слов.

Ребята тоже кричали вдогонку мальчишке разные насмешли­вые, а подчас и оскорбительные слова.

Ребята тоже кричали вдогонку мальчишке разные слова, на­смешливые, а подчас и оскорбительные.

3. Как изменяется смысл предложения в зависимости от места второ­степенного члена?

Сима покраснел ещегуще.

Сима еще гуще покраснел.

4. Усилительные и выделительные частицы переносят ударение на слова (словосочетания), при которых они стоят, и ограничи­вают передвижение ударений. Например: Она уже третий год в школе не работает...; Только из-под поленниц продолжали бежать реки грязной воды.

5. Принимают на себя ударения усиливающие, подчеркиваю­щие слова тоже, тут же, это, все, совсем, очень, еще, сам и др.

Например: «Сима тоже выставил кулаки, но по всему было вид­но, что драться он не умеет»; «Сима получил еще одну затрещину»; «Но яже сама видела...».

Задание. Расставьте в предложениях логические ударения, основыва­ясьна законах речи.

1. Кирпичная плотина протекла.

2. Вода в водохранилище не держалась.

3. Реки норовили обежать его стороной.

4. Только Кешка не успел.

5. Зрители при драке очень переживают.

6. Разговоры тотчас смолкли.

7.На другой день в небе хозяйничало солнце.

8. Кешка подпрыгивал от восторга.

9.Прошел месяц, два...

10. Ребята уже не заглядывали сюда.

11. И только Сима из четвертого номера остался верен заднему двору.

12. Я тоже знаю, — ответила Людмилка и поймала на варежку большую снежинку.

13. Он еще не придумал, что сказать, а Людмилка уже выпали­ла: «Кешка- Головешка!..»

6.Ударение падает на слово-вопрос. «Что же нам с ним де­лать?»; «Зачем я это сделал?»

7.Ударение падает на обобщающее слово при однородных членах. «Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб» (Паустовский К. Г. «Кот-ворюга»).

Задание. Расставьте во фрагменте из рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» логические ударения.

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого ры­жего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко пря­тался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: