1. Проследите, как развивается мысль и как меняется значение предложения в зависимости от наличия второстепенных членов и их позиции в предложении.
Листы в альбоме были связаны.
Листы в альбоме были связаны лентой.
Листы в альбоме были аккуратно связаны лентой.
Листы в альбоме были аккуратно связаны белой шелковой лентой.
Листы в альбоме были аккуратно связаны лентой, белой, шелковой.
2. В каком предложении возникает инверсия? Сравните логические акценты, возникающие при изменении порядка слов.
Ребята тоже кричали вдогонку мальчишке разные насмешливые, а подчас и оскорбительные слова.
Ребята тоже кричали вдогонку мальчишке разные слова, насмешливые, а подчас и оскорбительные.
3. Как изменяется смысл предложения в зависимости от места второстепенного члена?
Сима покраснел ещегуще.
Сима еще гуще покраснел.
4. Усилительные и выделительные частицы переносят ударение на слова (словосочетания), при которых они стоят, и ограничивают передвижение ударений. Например: Она уже третий год в школе не работает...; Только из-под поленниц продолжали бежать реки грязной воды.
|
|
5. Принимают на себя ударения усиливающие, подчеркивающие слова тоже, тут же, это, все, совсем, очень, еще, сам и др.
Например: «Сима тоже выставил кулаки, но по всему было видно, что драться он не умеет»; «Сима получил еще одну затрещину»; «Но яже сама видела...».
Задание. Расставьте в предложениях логические ударения, основываясьна законах речи.
1. Кирпичная плотина протекла.
2. Вода в водохранилище не держалась.
3. Реки норовили обежать его стороной.
4. Только Кешка не успел.
5. Зрители при драке очень переживают.
6. Разговоры тотчас смолкли.
7.На другой день в небе хозяйничало солнце.
8. Кешка подпрыгивал от восторга.
9.Прошел месяц, два...
10. Ребята уже не заглядывали сюда.
11. И только Сима из четвертого номера остался верен заднему двору.
12. Я тоже знаю, — ответила Людмилка и поймала на варежку большую снежинку.
13. Он еще не придумал, что сказать, а Людмилка уже выпалила: «Кешка- Головешка!..»
6.Ударение падает на слово-вопрос. «Что же нам с ним делать?»; «Зачем я это сделал?»
7.Ударение падает на обобщающее слово при однородных членах. «Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб» (Паустовский К. Г. «Кот-ворюга»).
Задание. Расставьте во фрагменте из рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» логические ударения.
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.