Структура конфликтной ситуации

Конфликт — не одномоментный акт, а всегда процесс, проис­ходящий в определенных границах. Он имеет внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в которой возникает и развивается.

Любой конфликт отличается своеобразием, развертывается по-своему. Но при этом ему присуще нечто общее, что характерно для их исход­ного положения, структуры и динамики развития.

Известны две модели описания конфликта — структурная и про­цессуальная.

Структурная концентрирует внимание на анализе условий, лежащих в основе конфликта, и на установлении пара­метров, которые влияют на конфликтное поведение.

Вторая же модель, (про­цессуальная) как следует из ее названия, делает акцент на процессе протекания конфликта, т.е. на его возникновении, последующих стадиях и фазах, конечном исходе. Часто используется совмещение этих моделей, позволяющее отразить особенности структуры и ди­намики конкретного конфликта, оттенить его социально-психоло­гическую специфику.

Чтобы перейти к характеристике структуры конфликта, приведем примеры из российской действительности.

Пример первый. В столичной торговой фирме из-за реальной угрозы банкрот­ства предстояло сократить на треть ее персонал. Такая «перспектива» серьезно обеспокоила сотрудников и вызвала «головную боль» у администрации: первые опасались увольнения, а руководство фирмы было поставлено перед необходи­мостью кем-то жертвовать, пройти через сложные процедуры, предусмотрен­ные КЗоТом. Разнополюстность интересов создала конфликтную ситуацию.

Когда же администрация фирмы, наконец, решилась объявить список тех служащих, которые подлежали увольнению в первую очередь, конфликты с рядом из них стали фактом. Со стороны многих кандидатов на сокращение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их. Стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые решили обратиться в суд. Улаживание конфликтов заняло несколько месяцев. Только после этого страсти улеглись и фирма продолжила свою деятельность с уменьшенным составом работников.

При выявлении структуры конфликта полезно применение кар­тографического метода. Его смысл состоит в графическом изобра­жении слагаемых конфликта, определении основной проблемы, разделяющей непосредственных участников конфликтной ситуации, а также всех причастных к конфликту, констатации интересов и опасений сторон. Схематически карту конфликта можно предста­вить примерно так, как это показано на рис. 1.

СТОРОНА, участвующая в конфликте; се интересы и опасения

 
 


Рис. 1. Карта конфликта

Из схемы видно, что центральное место на ней отводится кон­статации той проблемы, которая вызвала противостояние конф­ликтующих сторон и требует своего решения. Затем отмечаются сто­роны, непосредственно участвующие в конфликте, их интересы и опасения относительно возможных потерь. Остается на карте место и для указания сторон, причастных к конфликту, который так или иначе затрагивает их интересы и вызывает озабоченность своими последствиями.

Конечно, карта — лишь инструмент, позволяющий составить более четкое описание элементов данного конфликта. Она может оказаться нужным подспорьем в управленческой практике по пре­дупреждению и улаживанию конфликтных ситуаций, предвидению их последствий.

Так, при составлении карты упомянутой выше конфликтной ситуации в торговой фирме с достаточным основанием выделяется ее основная причина — предстоящее сокращение части персонала. В конфликты в той или иной форме могут быть вовлечены три сто­роны: руководство фирмы, которому предстоит осуществить болез­ненную операцию по увольнению трети сотрудников, чтобы тем самым избежать банкротства коммерческой организации; служа­щие фирмы, фамилии которых попали в список увольняемых и чьи интересы, таким образом, оказались затронутыми непосредствен­но; служащие фирмы, которым не грозит увольнение, но они тем не менее озабочены результатами рассмотрения заявлений уволь­няемых в комиссии по трудовым спорам и судебных инстанциях, а также перспективой продолжения работы в сокращенном составе. Приведенный пример иллюстрируют тот факт, что исходное положение, основу конфликта образует конфликтная ситуация, по­рождаемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, группового поведения и межличностного взаи­модействия.

Ситуация, ставшая конфликтной, означает такое сте­чение жизненных обстоятельств и пересечение интересов людей — отдельных лиц и общностей, которые создают почву, предпосылки для возможного столкновения между ними, т.е. объективно и субъек­тивно обусловленные противоречия, осознание сторонами несов­местимости своих интересов, их разных подходов к преодолению препятствий, вставших на пути решения трудной задачи.

Конфликтная ситуация включает в свою структуру ряд элементов. Важнейший из них — это непосредственные участники (стороны, оппоненты, субъекты) конфликта. Другой непременный элемент — проблема, требующая своего решения, основная причина, «ябло­ко раздора», т.е. предмет конфликта.

Сторонами выступают как отдельные лица, так и социальные группы, другие общности, организации. Могут быть и косвенные участники из числа тех, кто, избегая прямой втянутости в противостояние, тем не менее как-то заинтересованы в его развертывании и исходе, а потому либо спо­собствуют разжиганию противоборства, «подливают масла в огонь», обостряют конфликт в расчете на свою выгоду, либо по тем или иным мотивам озабочены благожелательным разрешением конф­ликтной ситуации, прекращением конфликта.

Социальная среда, как правило, заметно влияет на складыва­ние конфликтного взаимодействия и поведение его непосредствен­ных участников. Соучастники конфликта — свидетели, пособники, посредники, арбитры и др. — становятся его активными подстрека­телями или нейтральными наблюдателями, источником провоци­рования или сдерживания извне оппонирующих сторон. Учет этих факторов необходим при урегулировании конфликта.

Субъекты конфликта обладают некой силой, которая выражает их способность отстаивать свои интересы вопреки противодействию другой стороны. Эта сила вбирает: средства давления, включая и различного вида технические устройства; осведомленность о проблеме, требующей решения, и позиции оппонентов, в том числе наличие дополнительных источников получения информации; ста­тусное положение участника конфликта, его нравственные при­оритеты; финансовые и иные ресурсы. Силу субъекту придает и его ранг, определяемый объемом полномочий, власти, возможностя­ми влияния на других.

Наряду с противостоящими сторонами другой важнейшей со­ставляющей структуры конфликтной ситуации являются их несов­падающие интересы, намерения, цели. Они служат той «ядерной установкой», которая приводит участников конфликта в движение, диктует им выбор стиля поведения и средств борьбы. Нельзя ис­ключать того, что цель может быть декларативной, отражающей искаженное представление личности или группы о себе, своих на­мерениях. Обоснованно считается, что знание мотивов оппонентов дает «ключ» к пониманию конфликтной ситуации, позволяет с достаточной долей вероятности предвидеть ее превращение в ту или иную форму открытого противоборства.

Предмет конфликта это всегда та объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, которая подлежит реше­нию и поэтому становится причиной расхождения во взглядах и оценках оппонентов. Этим предметом могут быть ценности и свя­занные с ними жизненные установки, материальные ресурсы и их распределение, статусное положение личности в организации и т.п., о чем упоминалось в предыдущей главе при характеристике источ­ников конфликтов. Уточним дополнительно: объект конфликта — это конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся конфликтующие стороны; ею может стать домовладение, земельный участок, автомобиль, про­изводственное здание и другое имущество, а также социальная ре­альность в виде гарантии занятости, должностной вакансии, раз­меров оплаты труда или пенсии, цены на продукты питания, непродовольственные товары и услуги — все, что представляет со­бой объект личных, групповых и общественных интересов.

Мотивация находит выход в двух существенно различающихся между собой формах. В одних случаях (например, при конфликте интересов) цели одной стороны оказываются достижимыми толь­ко путем лишения других сторон возможности реализовать их цели. В других же случаях (например, при конфликте ценностей) проти­востояние сторон находится преимущественно в плоскости воспри­ятия, точек зрения, аксиом.

Предмет конфликта должен отвечать ряду условий. Ему надле­жит быть неделимым, т,е. не распадаться на самостоятельные про­блемы, доступным каждому участнику в плане получения необхо­димых для определения своей позиции сведений, объектом непосредственных контактов и прямого взаимодействия оппонен­тов. Субъект противоборства, воспринимая конфликт как той или иной сложности проблему, при возникновении конфликтной си­туации с неизбежностью должен, во-первых, считаться с более широкой сетью социальных связей, несущих не только преимуще­ства, но и возможные потери; во-вторых, полностью осознавать собственные интересы и готовность пойти на риск ради их осуще­ствления; в-третьих, с пониманием относиться к позиции, зани­маемой другими участниками конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: