Н.М.Никольский. История русской церкви. М., 2004

XIV и начало XVв. – золотое время в истории основания монастырей: за один XIV в. было основано 80 монастырей, т.е. почти столько же, сколько за предшествующие 3 века вместе (87 монастырей), а в первую половину XV в. – 70 монастырей. Монастыри основываются не только на севере; очень много монастырей в это время появлялось и в центре, совсем недалеко от Москвы. Основание монастыря для окрестного крестьянства вовсе не было радостным событием… Монастыри как религиозные учреждения крестьянам были не нужны, а между тем основание монастырей неизменно сопровождалось пожалованием окрестных сел с “житейскими крестьяны” новым обитателям. Поэтому вражда крестьян по отношению к основателям монастырей иногда кончалась плохо для святых отшельников. Дмитрий Прилуцкий, Александр Кушитский, Антоний Сийский принуждены были уйти из тех мест, где первоначально они собирались основать обители; келью Кирилла Белозерского соседние крестьяне несколько раз пытались поджечь; Агапита Тотемского соседние крестьяне утопили... Но, конечно, победителями оставались монастыри, в защиту которых выступали князья…По свидетельству иностранцев, Адама Климента и Горсея, посетивших Москву в середине XVI в., церкви и монастырям принадлежало не менее трети всех русских земель, причем Горсей ссылается на слова самого Ивана IV. Некоторые понятия о величине владений отдельных монастырей может дать перечисление сел и деревень Волоколамского монастыря: у него было 11 сел и 24 деревни, и этот монастырь был еще не самым богатым. На свои деревни монахи смотрели исключительно как на источник доходов, а на крестьян – как на рабочий скот….

…Сведения из XVII в., когда размеры церковных владений вообще значительно поубавились, дают такие примерные цифры: вятскому епископу принадлежало 30 деревень, 66 починков, 4 займища, 30 дворов; за другими 15 епископами числилось в городах, селах и деревнях 28000 дворов; патриарху принадлежало больше 7000 дворов…

Задание 8. В истории Русской Православной церкви особое место занимает преподобный Сергий Радонежский, один из выдающихся религиозных деятелей. Имя Сергия тесно связано с Дмитрием Донским, а также с Троицким монастырем (впоследствии Троице-Сергиева лавра, один из главных православных центров), чьим игуменом он являлся.

“Время общественных бедствий – есть его время… Когда все уже кажется гибнущим, тогда воздвигается Сергий…” (Житие преп. Сергия Радонежского)

Прокомментируйте слова из Жития. Укажите, каким образом Сергий способствовал борьбе с монголами. Приведите факты о влиянии Сергия на внутреннюю политику московских князей. Рассмотрите роль Троице-Сергиевой лавры в жизни Рюриковичей и Романовых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: