С.Г.Пушкарев. Обзор русской истории. Спб. 2002

Параллельно с фактическим усилением власти московского государя происходит идейно-политическое возвышение этой власти. После взятия Константинополя турками (1453 г.) и падения Византийской империи не оставалось более ни одного независимого православного государства, кроме Москвы (православные царства Сербское и Болгарское пали уже до падения Византии). Брат последнего византийского императора Константина, Фома Палеолог, нашел с семейством убежище в Риме. Великий князь Московский Иван III в 1467 г. овдовел, и скоро Римский Папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Зою (или Софию) в супружество Ивану III в надежде посредством этого брака устроить присоединение Москвы к Флорентийской унии. Брак этот состоялся в 1472 г.; он не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока… С конца XV в. постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь Всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”… С конца XV в. на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия Победоносца)….

На рубеже XV-XVI вв. возникает гордая теория о том, что ныне Москва, как наследница Константинополя, “Второго Рима”, является “Третьим Римом”, последним и вечным царством всего православного мира. Особенно яркое выражение нашла эта теория в начале XVI в. в посланиях инока одного из псковских монастырей Филофея. В послании к великому князю Василию III (ок. 1510) Филофей писал: “Да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православных христианские веры снидошася в твое едино царство. Един ты во всей поднебесной Христианом царь”, - “яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти,- уже твое христианское царство иным не останется...”…

Задание 10. Расширение территории Русского государства сопровождалось присоединением территорий с населением, исповедующим иные, чем православие, религии. Одной из таких территорий стало Казанское ханство. Подумайте, с чем была связана подобная политика по отношению к татарам. Насколько эффективна она была? В чем состояла специфика религиозных отношений между официальным православием и другими религиями?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: