Говоря о том, что по-вашему, будет смешно зрителю, вы делаете стендап сложнее, чем он есть. Говоря о том, что вас в действительности волнует, вы будете вызывать больший отклик.
Как устроен материал в стендапе?
Сетап
Сетап — это информативная, несмешная часть шутки. Сетап должен быстро вести к цели. Слишком длинную подводку зрители просто не дослушают.
В идеале сетап должен быть не длиннее 30 слов. За 30 слов вы не успеваете наскучить зрителю, зато рассказываете большее количество шуток за меньшее время.
Сильный сетап включает в себя несколько составляющих. Есть хорошие шутки без некоторых этих составляющих (или вообще без них), но мы будем стараться включать эти элементы, потому что они действительно приводят к хорошим результатам.
1. Эмоции
• Зрителям нужно знать, как комик относится к тому, о чем говорит. Эмоции можно объяснить словами или показать (отыграть). Нельзя относиться к своему материалу нейтрально — зрители должны чувствовать, что комика берет на себя обязательства по отношению к тому, что он говорит. Если у вас нет никаких обязательств, то нет и никаких причин вас слушать.
• Эмоциональная оценка почти всегда окажется негативной: ненавижу, странный, тупой, страшный, стыдный, сумасшедший, сложный, тяжелый.
• Нужно использовать в сетапе одно из этих слов и подавать его с соответствующими эмоциями.
• Если вам плевать на вашу тему, то как она заинтересует зргйтелей?
• «Зрительный зал подобен девке: проявишь равнодушие — пиши пропало!». Фрэнк Синатра
2. Конкретная тема
• Тема должна быть конкретной.
• Типичный посетитель комедийного клуба слегка поддат, Легко отвлекается и не слишком внимательно следит за комиком. Если говорить слишком долго, можно потерять его интерес.
• Ваша задача — как можно лаконичнее объяснить зрителям, о чем вы говорите. Быть конкретным — лучший для этого способ.
«Или вот походы в кино... Блин, как много там всего такого странного, да? Найти место на парковке, потом выстоять длинную очередь за билетами... Потом попкорн, и цены там вообще улет. И работают там либо старики, либо школьники... И перед фильмом всегда реклама, причем даже не трейлеры, а просто реклама — недвижимости, ТВ- шоу, всего такого...»
Это — пример плохого сет-апа. Слишком многословно, нет конкретной темы, нет личного отношения. А вот этот сет-ап уже намного лучше:
«Меня бесит, какие в кинотеатрах дорогие M&M's!»
Почему лучше? По трем причинам: краткость, конкретность и эмоциональность.