Асфальтовым бетоном называют материал, полученный в результате уплотнения асфальтобетонной смеси, состоящей из битума, минерального порошка, песка и щебня. Если вместо битума применяют деготь, то на их основе получают дегтебетон.В качестве пятой фазы в асфальтовом бетоне присутствует воздух, его содержание в асфальтовом бетоне нежелательно, так как при этом снижается морозостойкость, водостойкость, температурная устойчивость, трещиростойкость, сдвигоустойчивость.
Асфальтобетонные смеси подразделяют на щебеночные, гравийные и песчаные.
Смеси в зависимости от вязкости битума и условий применения подразделяют на виды:
– горячие – приготовленные с использованием вязких битумов и применяемые непосредственно после приготовления с температурой не ниже 120°С;
– холодные – приготовленные с использованием жидких битумов, допускаемые к длительному хранению и применяемые с температурой не ниже 5°С.
Горячие и теплые смеси в зависимости от наибольшего размера зерен минеральных материалов подразделяют:
|
|
– крупнозернистые – с зернами размером до 40 мм;
– мелкозернистые – с размером зерен до 20 мм;
– песчаные – с размером зерен до 5 мм.
Холодные смеси подразделяют на мелкозернистые и песчаные.
Асфальтобетоны из горячих и теплых смесей в зависимости от значения остаточной пористости подразделяют на:
– плотные с остаточной пористостью от 2 до 7 % включительно;
– пористые с остаточной пористостью свыше 7 до 12 % включительно;
– высокопористые с остаточной пористостью свыше 12 до 18 % включительно.
Щебеночные и гравийные смеси, в зависимости от содержания в них щебня или гравия, и песчаные смеси, в зависимости от вида песка, подразделяют на типы:
А – щебня свыше 50 до 65 %;
Б – щебня свыше 35 до 50 %;
В – щебня свыше 20 до 35 %;
Г – не содержит щебень, содержит дробленый песок или отсевы дробления;
Д – не содержит щебень, содержит природный песок.
Холодные смеси бывают Бх,, Вх, Гх, Дх.
Технология изготовления асфальтобетонных смесей
Наибольшее распространение имеет асфальтобетон, укладываемый в горячем состоянии. Смеси для асфальтобетона, укладываемого и уплотняемого в холодном состоянии, могут готовиться в запас и храниться на складе в течение нескольких месяцев. Дорожные покрытия из холодного асфальтобетона, в отличие от горячего, при укатке не получают полного уплотнения
в процессе устройства дороги. Полное и окончательное уплотнение достигается в процессе эксплуатации под действием транспорта. По этой причине холодный асфальтобетон не рекомендуется применять на проездах с очень незначительным движением, где он может не уплотниться в нужной степени.
|
|
Так же применяются литые асфальтобетонные смеси. Покрытие из этих смесей не уплотняется тяжелыми катками, алишь разравнивается и немного уплотняется вручную с помощью гладилок (вальков). Применяется литой асфальтобетон, главным образом, при благоустройстве дворов, тротуаров и пешеходных дорожек.
Выбор той или иной разновидности асфальтобетонной смеси производится в зависимости от категории дороги, характера
и интенсивности движения на ней. От наличия имеющихся материалов и условий производства работ.
Горячие асфальтобетонные смеси обладают тем преимуществом, что сразу после устройства дают плотное монолитное покрытие, которое немедленно может быть введено в эксплуатацию в любых погодных условиях. Особенно это относится к таким разновидностям, как мелкозернистый и песчаный асфальтобетон, которые дают плотную «закрытую» поверхность и даже при устройстве покрытий из них осенью при правильном уплотнении не нуждаются в устройстве защитного слоя в виде поверхностной обработки.
Весьма целесообразно применять асфальтобетонные смеси
с большим содержанием щебня в тех случаях, когда можно опасаться на дорогах сдвигов, например: в местностях с жарким климатом, на автобусных и троллейбусных остановках, на дорогах с большой грузонапряженностью и на участках дорог с большим уклоном.
Горячие асфальтобетонные смеси применяются в том случае, если поблизости имеется асфальтобетонный завод. Перевозка этих смесей на расстояние более 30 – 40 кмстановится практически нецелесообразной из-за высокой ее стоимости и значительного остывания смеси в дороге – особенно в холодную погоду.
Холодные асфальтобетонные смеси могут вырабатываться в течение круглого года для устройства тонкослойных покрытии, а также для ремонтных и эксплуатационных целей.