Знаки сервиса

Восемнадцать прямоугольников, окрашенных в синий цвет – это знаки, которые подсказывают водителю, где можно найти место для отдыха, для мойки или ремонта автомобиля.

Например, знак с изображением вилки и ножа означает, что недалеко находится закусочная или придорожное кафе.

Знак с изображением кровати указывает, что у дороги есть гостиница или мотель.

Красный крест на знаке указывает, где размещается пункт медицинской помощи.

Знак, на котором нарисован слесарный ключ, важен водителям, у которых по дороге сломался автомобиль. Этот знак помогает найти авторемонтную мастерскую.

Сегодняшние дорожные знаки являются непременным атрибутом всякой автострады. Но было время, когда люди не знали о этих знаках. Впервые дорожные знаки возникли после того, как человек начал передвигаться по местности. Чтобы обозначить свой путь, первобытные путники надламывали ветки, сучья, совершали метки на деревьях. Первые надписи выглядели, как огромные каменные глыбы. На них вытесывали символы, слова, которые указывали путь.

Максимум похожие на современные изображения появились в начале 20 века в Париже. На синем или черном фоне квадратных табличек белой краской были изображены символы: «Опасный поворот», «Крутой спуск», «Неровная дорога». Само производство надписей было несложным, принципиально различалось от современного изготовления.

Ускоренное развитие автопроизводства требовало все усовершенствованной системы придорожных изображений, сигнальных ограждений. Их численность постоянно росла. С течением времени были упрощены тексты указателей, появились информационные символы, которые были понятны всем участникам движения. Цель этого ясна – чтобы языковая преграда не была препоной для понимания сути знака. Первым официально зарегистрированными на международном уровне были такие указатели – «Перекресток», «Извилистая дорога»,«Неровная дорога», «Пересечение с железной дорогой».

В начале двадцатого века эти изображения возникли впервые на российских ездовых полосах. Интересно то, что их делили на загородные и городские указатели, чем сильно отличались от современных надписей по своему назначению. Например, табличка «Движение запрещено» запрещал только грузовое движение.

Образование системы придорожных знаков – явление незавершенное, и когда-нибудь вряд ли закончится. Совершенствование магистральной сети, сооружение скоростных трасс затребует все новые средства регулировки перемещения, поддержания безопасности на автотрассах.

Процесс изготовления придорожных надписей, как и дорожных столбиков, тоже не стоит на месте, с течением времени совершенствуется. Они становятся все более надежными, яркими, функциональными.

В нынешнее время производство дорожных изображений вышло на другой уровень, в сравнении с тем, как это было 25 – 20 лет назад. Разрабатываются максимально удобные условия для восприятия надписей водителями. Недавно была разработана специальная система, которая выводит изображение встречных указателей прямо на лобовое стекло автомобиля.

Уровень развития системы дорожных знаков, также, продолжает совершенствоваться. Их эволюция направлена на повышение безопасности на автотрассах, сохранении жизни, здоровья участников движения.

Как только человек «придумал» дороги, ему понадобились дорожные знаки, например для того, чтобы обозначать маршруты. Для этих целей древние люди использовали все подручные средства: обломанные ветки, зарубки на коре деревьев, камни определенной формы, установленные вдоль дорог. Не самый информативный вариант, да и отломанную ветку не всегда сразу увидишь, поэтому люди задумались о том, как отделить знак от пейзажа. Так вдоль дорог начали ставить статуи, например греческие гермы – четырехгранные столбы, завершенные скульптурной головой Гермеса (отсюда, собственно, и название). Потом, с пятого века до нашей эры, на гермах начали появляться головы и других персонажей: Вакха, Пана, фавнов, государственных деятелей, философов и других. Когда появилась письменность, на камнях начали делать надписи, чаще всего названия населенных пунктов.

Настоящую систему дорожных указателей разработали в Древнем Риме в третьем веке до нашей эры. В центре Рима у храма Сатурна установили золотой мильный столб, от которого отсчитывались все дороги, расходившиеся во все концы великой империи. На важных дорогах римляне устанавливали мильные столбы цилиндрической формы, на которые наносились надписи с информацией о расстоянии от Римского форума. Система мильных столбов получила широкое распространение не только в Римской империи, ее применяли во многих странах, в том числе и в России, где впервые верстовые столбы установили по указу Федора Ивановича на дороге от Москвы до Коломенского. Позже, при Петре I, вышел указ «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Впрочем, простой цифры на столбе оказалось мало, и на них начали наносить дополнительную информацию: название местности, границы владений, расстояние.

Первые дорожные знаки в современном понимании появились в 1903 году во Франции. Толчком для пересмотра системы дорожного оповещения стало появление первых автомобилей и, соответственно, аварии, которые неизбежно случались то тут, то там. Автомобиль был быстрее конного экипажа и в случае опасности затормозить так быстро, как обычный конь, железный просто не мог. Кроме того, лошадь – живая, она сама способна среагировать, не дожидаясь решения кучера. Впрочем, аварии были довольно редким явлением, но вызывали огромный интерес общественности именно потому, что и были редкостью. Чтобы унять общественность, на улицах Парижа были установлены три дорожных знака: «крутой спуск», «опасный поворот», «неровная дорога».

Автомобильный транспорт, естественно, развивался не только во Франции, и каждая страна думала над тем, как обезопасить дорожное движение. Для обсуждения этой проблемы представители европейских стран собрались в 1906 году и разработали «Международную конвенцию относительно передвижения автомобилей». Конвенцией прописывались требования к самому автомобилю и основные правила дорожного движения, так же вводилось четыре дорожных знака: «неровная дорога», «извилистая дорога», «перекресток», «пересечение с железной дорогой». Устанавливать знаки следовало за 250 метров до опасного участка. Немного позже, после ратификации конвенции, дорожные знаки появились и в России, и, что характерно, автолюбители на них внимания не обращали.

Несмотря на конвенцию, каждая страна принялась придумывать свои знаки дорожного движения, что не мудрено: четырех знаков на все случаи жизни не хватит. Например, Япония и Китай ограничивались парой иероглифов, обозначавших какое-то правило, европейские страны были лишены возможности двумя знаками письменности выразить целое правило, поэтому придумывали символы и образы. В СССР был придуман человечек, переходящий пешеходный переход. Внутри страны со знаками было все понятно, но вот выезжающий за границу человек попадал в неприятную ситуацию, где из множества знаков знакомыми оказывались два-три. Чтобы облегчить жизнь водителям, в 1931 году в Женеве была принята «Конвенция о введении единообразия и сигнализации на дорогах», которую подписали СССР, большинство европейских стран и Япония. Хотя к полному единообразию дорожных знаков это не привело. Так, например, в довоенное время одновременно действовали две системы дорожных знаков: европейская, на основе той самой конвенции 1931 года, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи, а сами знаки были квадратными или прямоугольными.

В 1949 году в Женеве была принята еще одна попытка создания единой мировой системы дорожных знаков, «Протокол о дорожных знаках и сигналах». За основу взяли европейскую систему, и совершенно не удивительно, что страны американского континента подписать сей документ отказались. Если в конвенции 31 года было прописано 26 дорожных знаков, то новый протокол предусматривал уже 51 знак: 22 предупреждающих, 18 запрещающих, 9 указательных и 2 предписывающих. В остальном, если какие-то ситуации этими знаками не предусматривались, страны опять были вольны придумать что-то свое.

На сегодняшний день только в России применяется больше двух с половиной сотен дорожных знаков, охватывающих практически все стороны дорожного движения, и система постоянно развивается и совершенствуется. Не обходилось и без забавных моментов: в какой-то момент из перечня куда-то пропал знак «неровная дорога», вернувшийся в строй только в 1961 году. По какой причине знак пропал, неизвестно, то ли дороги вдруг стали ровные, то ли состояние их было настолько печальным, что особого смысла ставить предупреждение не было

Можно сказать, что прародители знаков дорожного движения появились вместе с дорогами. Это были скорее символы – метки на коре деревьев, надломанные сучья и установленные вдоль дороги определенного размера и формы камни.

Следующим этапом в эволюции знаков стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Считается, что роль дорожного указателя играла известная скульптура – половецкая баба, которую сегодня можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское».
С возникновением письменности на придорожных камнях стали появляться надписи, чаще всего эти надписи говорили о названии населенного пункта, в который ведёт дорога. В те же времена появляются прототипы предупреждающих знаков. Летописцы XII века упоминают в своих рукописях о деревянных табличках вдоль дорог с рисунками, нарисованными угольками. Чаще всего рисовали всем известный череп со скрещенными костями, как символ опасности, это мог быть обрыв или болото.

Народный же фольклор предписывал этому знаку угрозу жизни от рук невиданных чудищ или разбойников.

Структурирование придорожных знаков в систему впервые встречается в Древнем Риме в III в. до н.э. Римляне первые придумали и внедрили систему указателей – установили вдоль важнейших дорог мильные столбы в форме цилиндров с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Все дороги Римской Империи начинались от Золотого мильного столба, установленного возле храма Сатурна в центре Рима.
Эту систему в дальнейшем переняли многие страны, в том числе и Россия – в XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху. Массовое же распространение дорожных знаков началось несколько позже – во времена Петра Великого, издавшего указ устанавливать верстовые столбы «крашенные и подписанные цифрами, по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». После этого указания верстовые столбы были установлены на всех важных дорогах страны. На простые верстовые столбы стали добавлять и другую информацию – расстояние, название местности и границы владений. Тогда же, в XVIII веке, на них нанесли широко известную черно-белую краску, которая обеспечивала лучшую видимость столбов в любое время суток.
В таком виде знаки существовали долго время. Коренным переворотом в истории дорожных знаков стало изобретение автомобиля. Связано это в первую очередь с тем, что изменились условия передвижения транспорта – первые машины двигались гораздо быстрее конных экипажей, водитель должен был быстрее реагировать на дорожную обстановку и принимать решения. Плюс ко всему, аварии с участием автотранспорта хоть и были немногочисленны, имели большой резонанс в обществе. Поэтому было необходимо внести дополнения в организацию и регулирование дорожного движения и разграничить правила движения для экипажей с лошадиными упряжками и автомобилей.


Считается, что инициаторами нововведений были наездники королевской конной охраны и представители английского Скотланд-Ярда. Хотя точные имена новаторов не известны.

В начале ХХ века появлялись абсолютно разные знаки в разных странах мира. Так, например, в Японии и Китае преимущественно были знаки с обычными надписями правил, которые помещались в двух-трех иероглифах, во Франции и Англии руководствовались больше образами (впрочем, как и в СССР, где впервые был придуман человечек, переходящий пешеходный переход, к примеру).

Тем не менее, первые современные дорожные знаки появились в 1903 году на улицах Парижа: на чёрном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были нарисованы символы – «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога». В связи с необходимостью улучшения организации движения и создания передвижения более безопасным перед каждой страной встал вопрос о создании современных знаков, отвечающим требованиям новых тенденций. Для решения этой задачи в 1909 году в Париже была проведена конференция с участием представителей европейских стран, итогом которой стала «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей», регламентирующая основные принципы дорожного движения и требования к автомобилю.

Конвенцией было введено четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога, «Перекрёсток» и «Пересечение с железной дорогой». Было рекомендовано устанавливать знаки за 250 м до опасного участка под прямым углом к направлению движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: