Краткие итоги

1. Бизнес-проекты многообразны и имеют свою классификацию, построенную на характеристиках бизнес-проектов.

2. Инвестиционные проекты используют инвестиции для получения дополнительной прибыли.

3. Инновационные проекты отличаются от остальных скоростью и эффективностью внедрения новых идей и технологий, но связаны с большими рисками.

4. Стратегическое планирование – этап реализации бизнес-проекта, на котором вырабатывается тактика и стратегия реализации проекта.

Бизнес-план - один из основных "настольных" документов предпринимателя, желающего начать или расширить свое дело. О надежности и эффективности вложения инвестиций невозможно судить без бизнес-плана инвестиционного проекта - комплекса документов, предназначенных для потенциального инвестора.

Бизнес-план является важнейшим документом, содержащим подробную информацию о движении денежных средств по текущим операциям, а также об инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. По правильно составленному бизнес-плану руководитель предприятия может получить информацию:

· об источнике получения средств и направления их использования,

· об излишках денежных средств на счетах предприятия, о том, в какой мере расширение предприятия обеспечивается за счет собственных средств и за счет привлеченных,

· о том, нуждается ли предприятие в дополнительных заемных средствах.

При формировании отчета о потоке денежных средств за прошлые периоды предприниматель использует фактические данные, имеющиеся в бухгалтерских отчетах. Подготовка прогноза на предстоящий период требует более детального анализа текущей ситуации и учета тенденций ее изменения. Часто предприниматели планируют распределение денежных средств для лучшего и худшего случая, а также для наиболее реальной ситуации. Такой же подход использует Министерство экономического развития и внешней торговли при разработке путей развития экономики страны на ближайшую перспективу.

При планировании деятельности малого предприятия можно учесть вероятностный характер факторов, влияющих на его деятельность. В этом случае расчет показателей на будущий период сводится не к расчету трех ситуаций развития, а к вычислению единого процесса, в котором математически определяется вероятность достижения возможного результата деятельности предприятия в зависимости от выявленных характеристик задействованных процессов. Такое прогнозирование позволит предпринимателю правильно выбрать стратегию развития предприятия, обеспечивающую своевременную выплату принятых долговых обязательств. Разработанный однажды бизнес-план нельзя рассматривать как программный документ с жесткими показателями. В этом документе должны постоянно отражаться все изменения, влияющие на реализуемый производственный процесс. Такие цифровые показатели, как цена реализуемых товаров или услуг, стоимость материалов или комплектующих изделий, стоимость труда и т.д., связаны математическими зависимостями с показателями деятельности предприятия. Изменение начальных показателей требует заново производить расчеты. В связи с этим возникает необходимость в автоматизированных средствах расчета, позволяющих по установленным алгоритмам получать мгновенно выходные результаты при изменении исходных данных. Этим требованиям отвечают методические материалы, рассматриваемые в настоящей работе.

Чтобы помочь разработчикам ускорить подготовку бизнес-плана, обеспечить необходимый для инвестора уровень качества проектных документов, предпринимателю предлагаются либо электронная версия печатного варианта бизнес-плана инвестиционного проекта, либо рабочая тетрадь предпринимателя для разработки бизнес-плана. Материалы типа бизнес-тетради занимают низшую ступень в иерархии средств автоматизации разработки бизнес проектов. Их отличает доступность для широких слоев предпринимателей и низкая стоимость. Последующим развитием методических материалов можно рассматривать серию пакетов отечественных и зарубежных программ, позволяющих автоматизировать экономические расчеты при разработке бизнес-плана. Традиционно, на основе западного представления о программах бизнес-планирования, к таким системам относятся развитые варианты шаблонов документов. Большинство популярных систем в предоставляемых возможностях очень недалеко ушли от программы Ехсеl, и вся их ценность для пользователя заключается в хорошо подобранном списке разделов, заполнив которые, он получит более-менее приемлемый текст бизнес-плана. Качество этого документа после некоторой "шлифовки" бывает достаточным для маленьких, а иногда и средних проектов. Тот небольшой объем расчетов, который необходим для оценки финансовой привлекательности, программа выполняет автоматически. Следовательно, зарубежные программы бизнес-планирования - это, как правило, обычно простые программы, ориентированные на непрофессионального и нетребовательного пользователя. В качестве примера наиболее популярной системы этой группы можно назвать программу Вusiness Рlan Рго, насчитывающую сотни тысяч пользователей.

2.1.Особенности систем бизнес-планирования

Электронные версии бизнес-тетради [2] и Биз-планера [3] позволяет провести необходимые расчеты и полностью подготовить весь перечень документов по бизнес-плану, а также распечатать полный комплект заполненных блоков бизнес-плана. Для облегчения подготовки бизнес-плана в электронной версии бизнес-тетради приведены условные примеры заполнения всех его основных разделов, что позволяет разработать документ, оформленный в соответствии с предъявляемыми требованиями для передачи как отечественным, так и зарубежным инвесторам и отвечающий международным стандартам. В тетради предпринимателя предлагаются последовательная обработка и заполнение форм, совокупность которых дает полную картину рассматриваемого бизнес-проекта, раскрывается взаимовлияние различных видов деятельности предприятия на его экономическое положение. Расчеты выполняются самостоятельно по предложенным в методическом пособии алгоритмам. Биз-планер отличается тем, что все материалы хранятся на электронных носителях, процесс вычисления частично автоматизирован, предлагается встроенный калькулятор для расчета экономических зависимостей.

Зарубежные программы бизнес-планирования в России не прижились из-за высокой инфляции, сложной налоговой системы и других особенностей, делающих полностью неприменимыми все системы, написанные для стабильной экономики. Практически все программы пришлось писать с нуля, непосредственно в России. Основой для них послужила программа СОМFАR - продукт, подготовленный Комитетом по промышленному развитию при ООН специально для стран с высокой инфляцией [5]. Однако эта программа так и не заняла существенной доли на рынке, оставшись своеобразным музейным экспонатом - образцом правильного финансового анализа. В результате такого обособленного развития сформировались совершенно иные, отличные от западных, представления о программах бизнес-планирования. В России - это системы, ориентированные на инвестиционный анализ, т. е. мощные средства выполнения финансовой части проекта. Каждая такая программа учитывает массу подробностей деятельности компании и строит развернутые финансовые отчеты. Причем ни одна из них не уделяет серьезного внимания описательной части проекта, предоставляя пользователю самостоятельно заниматься этим вопросом. Поэтому в программных продуктах по бизнес-планированию в первую очередь подразумевается не весь процесс подготовки бизнес-плана, а лишь одна его часть — инвестиционный анализ. Об этом важно помнить, поскольку такая подмена понятий часто приводит к искаженному представлению о содержании бизнес-плана, где финансовая часть обычно составляет не более 30% общего объема.

Можно выделить ряд основных присутствующих на рынке систем бизнес-планирования.

Бизнес-тетрадь. Система выполнена в виде заготовки бизнес-плана с пустыми таблицами, имеется пример заполнения таблиц. Программа требует средств для выполнения расчетов, ориентирована на один бизнес-проект

Биз-планер Программа имеет модуль "Инвестиционный план", позволяющий составлять сетевой график проекта (календарный инвестиционный план) с описанием этапов работ, их взаимосвязей, характеристик формируемых активов. Закрытость программы обеспечивает гарантию от методических ошибок и преднамеренных подтасовок, полного соответствия полученных результатов введенным исходным данным. Имеется возможность подбора схемы кредитования.

Программа СОМFАR. Разработанная экспертами высочайшего класса программа СОМFАR долго служила эталоном во всех методических разработках, а заложенная в ее основу методика ЮНИДО до сих пор является наиболее полной и грамотной. Но программа имеет один недостаток, который сводит на нет все ее достоинства, - она не учитывает российские налоги, а значит, все стройные экономические расчеты рассыпаются из-за несоответствия между построенной в них моделью и действительностью. В итоге СОМFАR используется лишь в тех случаях, когда недоверчивые иностранные инвесторы не хотят принимать результаты работы, сделанной на российских системах.

В основе работы программ инвестиционного анализа лежит построение финансовой модели компании, получение в этой модели полного набора отчетности и проведение финансового анализа на базе этой отчетности. В качестве исходных данных модели задается несколько групп информации:

· информация о текущем состоянии компании (баланс, запасы);

· описание требуемых инвестиций;

· характеристики производственно-сбытовой деятельности;

· источники и условия финансирования проекта;

· принципы распределения доходов (выплаты из прибыли, дивиденды):

· прогноз экономического окружения (инфляция, налоги, курсы валют).

По результатам расчетов всей системы строится баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении средств для всего периода реализации проекта (расчет и отображение итогов ведется с шагом от месяца до года). На основе этих и некоторых дополнительных результатов проводится финансовый анализ деятельности предприятия в рамках проекта. Методы анализа в каждой системе свои, но есть и обязательный минимальный набор:

· показатели эффективности проекта: внутренняя норма доходности (IRR), чистый дисконтированный доход (NРV) и индекс прибыльности (РI);

· показатели ликвидности, устойчивости, прибыльности и оборачиваемости (около 20 - 30 различных коэффициентов).

Программа AccuPlan. Программа AccuPlan представляет собой удобную утилиту, предназначенную для планирования бизнеса. Данная программа создана зарубежными разработчиками (сайт приложения - www.accuplan. com) и является условно бесплатной (можно поработать с пробной версией программы, после чего принять решение о целесообразности ее применения).

Утилита обладает довольно наглядным и удобным пользовательским интерфейсом, который, однако, при первом знакомстве может показаться несколько загроможденным. Основной рабочий инструмент программы - главное меню, с помощью которого создаются новые проекты, редактируются имеющиеся, меняются настройки программы, а также выбираются иные режимы работы. Многие команды главного меню дублируются соответствующими кнопками панели инструментов, а также пунктами контекстного меню, вызываемого щелчком правой кнопки мыши. Недостатки приложения следующие: не поддерживает русский язык и не обладает гибкой настройкой, что не всегда позволяет учесть потребности конкретного пользователя.

Продукты "Про-Инвест Консалтинг" [6]. На первом месте среди программ бизнес-планирования стоит система Ргоjесt Ехреrt (Про-Инвест Консалтинг) — наиболее популярная, признаваемая многими как стандарт финансового анализа. Главное преимущество системы - большие возможности и удобный интерфейс. Однако программа не имеет единой методики и 80% функций системы никогда не будут использоваться большинством экспертов. Идея системы - создание универсального вычислительного инструмента, огромного калькулятора, оптимизированного под узкий класс задач. Пользователю предоставляется полная свобода в выборе методов и последовательности работы над проектом. Для профессионала это бесспорное преимущество, но новичок может сделать множество ошибок. Поэтому, несмотря на то, что работу с системой можно начать уже через пять минут после установки, даже не обращаясь к документации, требуется обязательное обучение общим принципам бизнес-планирования и основам финансового анализа. Рассмотрим некоторые особенности системы Ргоjесt Ехрегt:

· используются международные стандарты подготовки документов. Это проявляется и в финансовых разделах, и в возможности формирования отчетов на английском языке (система содержит перевод всех своих стандартных отчетов, а при установке переводчика Stуlus интегрируется с ним, позволяя автоматически переводить весь текст финансового плана). Есть варианты программы на английском, немецком, польском, чешском и других языках;

· наличие сервисов: поддержка различных форматов отчетности (МS Word, HTML), встраиваемых модулей расширения, контроль за промежуточными результатами расчетов, интеграция с системой Интернет;

· множество средств, позволяющих вмешаться в стандартный ход расчетов: настройка методов учета, графиков платежей;

· имеется встроенная система управления проектами и контроля за финансовыми и временными рассогласованиями;

· модуль "Инвестиционный план" позволяет составлять сетевой график проекта (календарный инвестиционный план) с описанием этапов работ, их взаимосвязей, характеристик формируемых активов;

· имеется возможность автоматического подбора схемы кредитования;

· модуль "Анализ чувствительности" позволяет проводить сравнительный анализ влияния различных исходных параметров на эффективность проекта;

· имеется специальный модуль статистического анализа, выполняющий оценку устойчивости проекта при воздействии комплекса случайных факторов (метод Монте-Карло);

· благодаря специальному блоку контроля процесса реализации проекта, на основе введенной актуализированной информации и плана, формируется отчет о рассогласовании плановых и фактических данных, который может быть использован в процессе управления проектом;

· имеется возможность анализа эффективности деятельности компании в разрезе отдельных подразделений и продуктов;

· программа позволяет проводить не только анализ инвестиционного проекта, но и формировать детальную финансовую модель предприятия и разрабатывать планы его развития;

· на базе Project Expert реализованы комплексные отраслевые, региональные и ведомственные системы анализа, отбора, мониторинга и контроля инвестиционных проектов;

· учитываются лизинговые договоры;

· возможность представления результатов с различной степенью агрегирования;

· возможность моделирования внутрифирменных продуктов;

· рассчитывается себестоимость по отдельным продуктам;

· рассчитывается оборотный капитал в том периоде, в котором происходит оплата;

· закрытость программы обеспечивает гарантию от методических ошибок и преднамеренных подтасовок, полного соответствия полученных результатов введенным исходным данным;

· отчет может быть сформирован на русском или одном из нескольких европейских языков;

· автоматическая передача отчетов в MS Word, копирование итоговых таблиц в MS Excel и другие электронные таблицы;

· импорт/экспорт календарного плана проекта в системы планирования и управления проектами MS Project, Primavera Project Planner, Primavera SureTrack;

· импорт исходных данных (стартового баланса компании и плана сбыта) из других программ фирмы: из системы финансового анализа Audit Expert и программы разработки стратегического плана маркетинга Marketing Expert. Экспорт/импорт проекта в полном объеме во внешние базы данных с помощью модуля Pexchang (модификация PIC Holding).

Продукты фирмы "ИНЭК". Программы фирмы "ИНЭК" предполагают идеологию "экспертный системы". Ведущие продукты, - " Аналитик " и "Инвестор" основываются на двух главных идеях.

Первая - все стандарты анализа, терминология и другие элементы базируются на российских методиках. Это понятнее для бухгалтеров и экономистов и в то же время не мешает профессиональным аналитикам. Однако, из-за такого подхода использование программы для представления проекта иностранным инвесторам проблематично.

Вторая идея - мало выдать результаты в виде цифр, надо еще и сделать соответствующие выводы. Несколько более старый "Инвестор" реализует эту идею плохо, а вот вышедшая недавно версия "Аналитика" готовит в автоматическом режиме довольно полезный для непрофессионала документ, от которого можно отталкиваться при подготовке окончательного заключения.

Одно из главных преимуществ "Аналитика" перед продуктами фирм "Про-Инвест Консалтинг" и "Альт" - это интеграция в одном пакете и инвестиционного анализа, и анализа финансового состояния компании в предыдущие периоды. Благодаря возможности сравнения финансовой истории с планами на будущее удается обнаружить ошибки и необоснованные допущения. У других разработчиков среди разработанных ими продуктов также есть системы анализа финансового состояния, но только " Аналитик " объединяет все функции в одной оболочке.

Программы компании "Альт-Инвест". Особенность компании "Альт" - распространение решений с открытыми алгоритмами. И, следовательно, наибольший интерес такая система представляет для тех, кто хочет иметь доступ к внутренней организации расчетов для создания специализированных шаблонов или внесения изменений в стандартные решения. При работе с данными видна структура конечного документа. Это позволяет пользователю контролировать результаты своих действий, а разработчикам сделать отчет абсолютно адекватным внутренней структуре проекта. Однако ориентироваться более чем в тысяче строк таблиц весьма неудобно. Особенности программ следующие:

· имеется расширенный блок для оценки потребности проекта во внешнем финансировании и построении графиков привлечения и возврата кредитов (с выбором различных типов кредита и моделированием различных способов погашения долга и процентов);

· проводится расширенный анализ кредитоспособности проекта, т.е. зависимости результатов расчета от изменения условий кредитования;

· имеется расширенный анализ чувствительности проекта к изменению входных параметров (проводится однопараметрический и двухпараметрический анализы чувствительности);

· Имеется возможность оформлять расчеты в виде форм, утвержденных "Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (СНиП 11-01-95);

· на основе программы "Альт-Инвест" разработаны различные отраслевые и региональные версии;учитываются лизинговые договоры;

· рассчитываются параметры инвестиционного проекта на приращениях;

· в результате открытости программы предоставляется возможность свободно ориентироваться в методике расчетов, адаптация под конкретные запросы пользователя осуществляется путем создания собственных форм исходных данных и алгоритмов расчетов, а именно: результаты расчетов формируются в виде таблиц и диаграмм;

· отчет может быть сформирован на русском или английском языках, начиная с версии MS Excel 97 возможность конвертации данных в формат HTML, с версии MS Excel 2000

· возможность прямой публикации данных в интернет. Достоинства "Альт-Инвест" - простота и ясность структуры конечного документа.

ООО "Общество финансового и экономического развития предприятий". Предлагает набор программ, направленных на автоматизацию финансовых расчетов, анализ деятельности предприятия, решение вопросов бюджетирования, автоматизацию написания текста бизнес-плана.

Особенности программ:

· имеется расширенный блок для оценки потребности проекта во внешнем финансировании и построении графиков привлечения и возврата кредитов (с выбором различных типов кредита и моделированием различных способов погашения долга и процентов);

· проводится расширенный анализ кредитоспособности проекта, т.е. зависимости результатов расчета от изменения условий кредитования;

· имеется расширенный анализ чувствительности проекта к изменению входных параметров (проводится однопараметрический и двухпараметрический анализы чувствительности)

· имеется возможность оформлять расчеты в виде форм, утвержденных "Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (СНиП 11-01-95);

· учитываются лизинговые договоры;

· рассчитываются параметры инвестиционного проекта на приращениях;

· результаты расчетов формируются в виде таблиц и диаграмм.

Программа AE-Project [2,8]. Программа имеет следующие особенности:

· в программе реализован вероятностный расчет бизнес-процессов;

· программа использует широко распространенные и надежные пакеты программ;

· открытость программы предоставляет возможность свободно ориентироваться в методике расчетов, адаптация под конкретные запросы пользователя осуществляется путем создания собственных форм исходных данных и алгоритмов расчетов;

· имеется возможность вводить данные в виде произвольных форм, а результаты расчетов выводить в виде требуемых отчетов. Имеются хорошие редакторы формирования форм и отчетов;

· проводится расширенный анализ кредитоспособности проекта, т.е. зависимости результатов расчета от изменения условий кредитования;

· проводится вероятностный расчет финансовых рисков проекта в зависимости от вероятностных характеристик исходных данных;

· результаты расчетов формируются в виде таблиц и диаграмм;

· имеется возможность конвертации данных в формат HTML.

Все описанные системы — не отдельные продукты, а наиболее яркие представители семейств программ. Модификации этих продуктов, отличающиеся большими или меньшими возможностями или просто ориентированные на специализированные рынки, могут встретиться и под другими именами. Перечислим некоторые торговые марки, используемые для программ инвестиционного проектирования:

· семейство Ргоjесt Ехреrt: Вiz Р1аnnег, РIС Вusiness Вuilder, РIС Ноlding, АНАИС;

· семейство "Аналитик": "Инвестор", "Банковский Аналитик";

· семейство ОФЭРП "РОФЭР": "Business Plan PL", "Business Plan PL Analyzer", "Business Plan PL Integrator", "Business Plan PL Report Designer";

· семейство "Альт-Инвест": "Альт-Инвест Прим".

Из набора вариантов этих программ можно подбирать программы, удовлетворяющие практически любому комплексу требований. Важно только помнить: ни одна из них не заменит профессионального эксперта и, в конечном счете, все зависит от его способности правильно понять и представить суть проекта.

Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей. Не существует стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует. Следовательно, требуются навыки и усидчивость, чтобы описать 3- или 5- летнюю перспективу развития бизнеса, особенно в быстро меняющихся экономических условиях. Поэтому значительной частью любого бизнес-плана будут разделы планомерного контроля и регулирования бизнеса.

Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим целям:

· выявление целей бизнеса;

· оказание содействия в выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса;

· создание системы измерения результатов деятельности;

· предоставление инструментария управления бизнесом;

· предоставление средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявления альтернативных стратегий выживания.

Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью разделов. Выполненные исследования проведены в соответствии с рекомендованной для Российской Федерации структурой бизнес-плана [2], [7]. Результаты работы следует рассматривать как руководство по составлению бизнес-плана. В Табл. 2.1 приведены основные разделы бизнес-плана и вопросы, затрагиваемые в них.

Таблица 2.1. Рекомендуемые разделы бизнес-плана и затрагиваемые в них вопросы:
Титульный лист
Подраздел Содержание подраздела
  Название и адрес фирмы. Имена и адреса учредителей. Суть предлагаемого проекта. Стоимость проекта. Ссылка на конфиденциальность материалов.
Краткое описание или резюме проекта
Цель плана Привлечение инвестора, кредитора, разработка операционного плана для оптимизации хозяйственной деятельности
Анализ рынка Характеристики сектора рынка (демографические, географические и пр.), размер вашего рынка
Предприятие Какие потребности покупателей вы намерены удовлетворить? Предлагаемые вами продукты и услуги для удовлетворения этих потребностей
Маркетинг и сбыт Стратегия маркетинга. Стратегия сбыта. Ключевые факторы в конкурентной борьбе
Роль НИОКР при подготовке продукта, услуг Периодические усилия по внедрению новых разработок
Организационная структура и персонал Основные управляющие и владельцы предприятия. Ключевые исполнители
Финансовые данные Источники и направления использования средств. Ретроспективная финансовая отчетность. Прогнозируемые формы финансовой отчетности (включая краткое обоснование предполагаемых уровней реализации)
Бизнес и его стратегия
Характер бизнеса Потребности рынка, требующие удовлетворения. Методы удовлетворения потребностей (продукты/услуги). Потребности населения (предприятий)
Отличающие преимущества Превосходное удовлетворение спроса Эффективность системы поставок. Персонал. Географическое положение
Детальное описание продукта/услуг Особые преимущества продукта (услуги). Способность удовлетворять потребности. Конкурентные преимущества. Текущее состояние (идеи, прототип, опытное производство …)
Жизненный цикл продукта Текущее состояние в рамках цикла. Факторы, способные изменить прогнозируемый жизненный цикл
Торговые секреты, патенты, авторские права Зарегистрированные или заявленные патенты или авторские права. Предполагаемые заявки на патенты и авторские права. Ключевые аспекты ваших продуктов/услуг, которые нельзя защитить патентами, авторскими правами. Ключевые аспекты ваших продуктов/услуг, которые можно отнести к торговым секретам. Действующие соглашения с персоналом и владельцами (соглашение о неразглашении, об отказе от конкуренции)
Исследовательские и конструкторские работы Текущие работы. Планируемые работы (с указанием этапов). Прогнозируемые результаты запланированных работ (новые продукты (услуги), новое поколение производимых продуктов (услуг), дополнительные продукты (услуги), замена продуктов (услуг). Исследовательские и конструкторские работы конкурентов (прямые конкуренты, косвенные формы конкуренции, поставщики, потребители)
Рынок и маркетинговая стратегия
Описание и обзор отрасли Описание отрасли. Масштабы отрасли (исторические данные, текущее состояние; ближайшие пять, десять лет) Характеристики и тенденции отрасли, этапы её жизненного цикла (исторические аспекты, текущее состояние, перспективы). Основные потребительские группы (бизнес, правительство, население)
Рынки сбыта Отличительные характеристики, необходимый минимальный объем рынка, степень охвата, демографические характеристики, факторы влияния на покупательский спрос, сезонные тенденции Размеры рынков сбыта (количество потенциальных покупателей, годовые объемы реализации продуктов на рынке, удовлетворяющих те же или подобные потребности, что и ваши продукты, географическая зона) прогнозируемые темпы роста рынка. Охват рынка (доля рынка, количество покупателей, географический ареал, система предпосылок при прогнозировании охвата рынка). Методы определения потребительских групп на вашем рынке. Средства воздействия на отдельные группы потребителей, потребительский цикл потенциальных покупателей. Основные тенденции и прогнозируемые изменения на ваших основных рынках сбыта. Результаты тестирования рынка
Ценовые уровни рентабельность продаж Уровни цен, соответствующая валовая прибыль, структура скидок для стимуляции сбыта.
Конкурентоспособность Доля рынка, потенциальные возможности, непосредственная и косвенная конкуренция, конкурентные преимущества (способность удовлетворять потребности покупателей, охват рынка, отзывы и репутация, стабильность позиции финансовые ресурсы). Слабости позиции (возможность удовлетворения потребностей покупателей, проникновение на рынок, отзывы и репутация, стабильность позиции финансовые ресурсы), ключевые исполнители. Значение рынков сбыта для определения вашей конкурентоспособности
Трудности выхода на рынок Издержки (инвестиции), необходимое время, технологические ограничения, ключевые исполнители, инерция спроса (преданность марке, сложившимся связям и т.д.), полученные патенты и торговые знаки. Ограничительные требования правительства, потребителей, прогнозируемые изменения в системе этих требований
Производство и эксплуатация
Система поставок продукции Собственные и внешние возможности. Запланированный запас производственных возможностей
Преимущества производственной системы Технико-технологические. Накопленный опыт. Снижение прямых и накладных расходов.
Поставщики Выявление поставщиков критических товарных позиций Требования к срокам поставки. Оценка рисков срыва поставок критических позиций. Описание отношений с поставщиками.
Управление и процесс принятия решений
Структура органов управления Организационная схема управления. Словесное описание схемы Основные руководители
Планируемые команды руководителей Основные обязанности и компетенция. Требуемые знания и опыт фирмы, уровни оплаты
Организационно-правовая форма собственности Акционерное общество, товарищество, частное предприятие. Обыкновенные, привилегированные акции, акции, пай в полном товариществе, пай в товариществе с ограниченной ответственностью.
Финансы
Текущие финансовые потребности Суммы. Сроки. Виды финансирования (акционерный капитал, кредиты, комбинированные виды финансирования). Условия предоставления средств
Прогнозируемые финансовые потребности Суммы. Сроки. Условия предоставления средств Финансовая стратегия ликвидация позиций учредителей
Финансовый план Счет прибылей/убытков, баланс, движение средств на расчетном счете.
Анализ Анализ ключевых показателей, анализ тенденций с графической интерпретацией данных
Факторы риска
Анализ и оценка рисков проекта Анализ стадий производственного цикла и выявление рисков Метод оценки вероятности рисковой ситуации. Оценка финансовых последствий рисковой ситуации
Выработка мероприятий по уменьшению рисков Оценка стоимости мероприятий по уменьшению риска. Локализация, диссипация и компенсация рисков. Определение итоговых результатов по оценке рисков проекта
Приложения
  Данные об управляющих. Изображения продуктов. Деловые рекомендации. Материалы о рынке
Публикации Журнальные статьи. Ссылки на упоминания в книгах. Патенты
Важнейшие контракты Аренда. Товарные сделки. Сырьевые контракты. Соглашения о партнерстве/совладении. Соглашения об опционах на акции. Трудовые/компенсационные соглашения с персоналом. Соглашения картельного типа Страховые соглашения на: верность продукту, преданность делу директоров и руководителей, преданность интересам фирмы.

Программный пакет АЕ-Project состоит из двух связанных программ: программы расчета экономических показателей (реализованной на программе Excel) и текстовая заготовка бизнес-плана (реализованная в редакторе Word). Определенные результаты из программы экономического расчета могут автоматически вставляться в соответствующие места программы с текстовой заготовкой.[2,8] Текстовая заготовка представляет собой структуру типового бизнес-плана, и в каждом разделе этой заготовки указывается, какой материал должен быть представлен, приводятся примеры таких разделов. Таким образом, заготовка бизнес-плана имеет в своих разделах подсказки и рекомендации по написанию этих разделов.

Заготовка состоит из следующих разделов и подразделов:

· Компания (Миссия и философия, История, Стратегические преимущества, Организация бизнеса, Структура компании, Ключевые подразделения, География, каналы сбыта и дистрибуции, Текущее состояние);

· Описание продукции (Продукция компании, Ценовая стратегия);

· Анализ положения дел в отрасли (Используемые методы анализа рынка)

· План маркетинга (План мероприятий, Реклама и стимулирование сбыта, Прогноз продаж);

· Производственный план (Себестоимость продукции, Прогноз продаж);

· Организационный план (Команда проекта, Организационная структура);

· Финансовый план (Налоги, Баланс расходов и доходов, Баланс движения денежных средств, Прогнозный баланс, Оценка эффективности инвестиционного проекта);

· Управление рисками

Предлагаемое содержание может быть изменено с учетом особенности проекта и назначения бизнес-плана, некоторые разделы могут оказаться несущественными для отдельных проектов и их можно удалить из оглавления и текста.

В расчетный модуль через входные формы вводятся все исходные цифровые данные по проекту, по ним вычисляются результаты, определяющие ход экономических процессов, связанных с реализацией проекта. При каждом новом открытии тестового файла бизнес-плана программа запрашивает – обновить данные экономических расчетов в тексте? В случае подтверждения этого действия, исходные данные и результаты последнего варианта вычислений автоматически вставляются в соответствующие места текста. Для выполнения такой процедуры оба файла (текстовый и расчетный) должны находиться в одной папке.

Если автору проекта понадобятся какие-либо специальные данные по проекту, он может их самостоятельно извлечь из расчетного файла и использовать в текстовом документе.

Работа с расчетным файлом начинается с открытия страницы, в которой запрашивается разрешение на использование в программе макросов. Обычно не рекомендуется оставлять макросы в активном состоянии, так как это понижает защищенность компьютера от вирусов. В нашей программе макросы используются для автоматизации расчета, поэтому необходимо дать разрешение на включение макросов. В последних версиях программы Excel для включения макроса необходимо на главной странице активировать кнопку "Параметры" и в открывающейся форме разрешить работу с макросами. В более ранних версиях этой программы такое разрешение активируется через страницу управления безопасностью.

После включения макросов открывается титульная страница проекта Рис. 2.1, куда автор записывает название проекта, фамилию автора, выбирает дату начала проекта, интервалы расчета проекта (месяц, квартал) и продолжительность рассчитываемого периода. В этой же форме выбирается формат валюты, в которой будут вестись финансовые расчеты (руб, тыс. руб, дол. США, тыс. долларов США и т.д.).


Рис. 2.1. Титульная страница проекта

После заполнения и подтверждения паспортных данных программа выводит на экран главную форму, состоящую из десяти управляющих кнопок. Рис. 2.2


Рис. 2.2. Главное меню проекта

Первые семь управляющих кнопок обеспечивают ввод исходных данных по проекту

Первая кнопка открывает форму для ввода данных по инвестиционной программе проекта. (Табл. 2.2) Каждая из колонок этой формы имеет кнопку, после нажатия которой выводится справочный материал по содержанию этой колонки и порядку ее оформления.

Таблица 2.2. Пример формы по инвестиционным затратам на проект  
Мероприятие, основные средства кв. тыс.руб % амортизации кв.  
Период начала Стоимость Стоим Макс Стоим Мин Основные средства Длительность выполнения  
  Разработка технологической схемы производства                
  Участок вакуумной подготовки (10 установок)                
  Участок стендовой тренировки (10 установок)                
  Участок подготовки материалов (10 печей)                
  Участок сборки                
  Участок испытания                
  Участок механобработки                
  Участок финишной сборки                
  Участок складирования                
  Рекламная продукция                

Форма представляет собой перечень всех мероприятий, которые необходимо выполнить для реализации проекта. Для каждого из этих мероприятий вводятся данные по его стоимости (рассматриваются варианты средней, минимальной и максимальной стоимости), данные по началу реализации мероприятия и его продолжительности, по наличию основных средств, связанных с этим мероприятием и ставке амортизационных отчислений для каждой группы основных средств. Данные этой входной формы будут использованы для определения финансовых потоков, необходимых для организации выпуска продукции или оказания услуг, для построения диаграммы и план- графика выполнения работ по реализации проекта, для вычисления совокупности амортизационных отчислений на любой момент выполняемого проекта.

Переход к следующей входной форме осуществляется через управляющую форму, Рис. 2.3. Для выхода на главную управляющую форму необходимо активировать кнопку "В главное меню " на присутствующей в каждой форме панельки "Редактирование данных"


Рис. 2.3. Форма перехода в главное меню

Второй входной формой является форма "Постоянные расходы ". Пример заполненной формы "Постоянные расходы " представлен наТабл. 2.3.

Особенностью данных этой формы является учет всех затрат проекта, не связанных с выпуском продукции или услуг. К таким расходам относятся расходы, связанные с содержанием здания, оплата за коммунальные услуги, связь, транспорт, систему безопасности и т.д. В этот раздел включены расходы, связанные с проведение рекламной кампании по проекту. Обычно рекламная кампания представляет собой комплекс мероприятий, связанных с продвижение продукта в разных группах потребителей и расписанная по месяцам проекта. Определению окончательных сумм затрат на рекламную кампанию предшествует анализ возможных рекламных акций, оценка возможной эффективности от их проведения и выбор оптимальных мероприятий с позиций эффективности и затрат.

Таблица 2.3. Пример формы "Постоянные расходы"
увеличить изображение

Определить эти затраты на предстоящий период можно с некоторой погрешностью, поэтому в форме "Постоянные расходы " предлагается ввести допустимые максимальные и минимальное значение постоянных расходов по всем возможным видам затрат.

При заполнении этой формы удобно пользоваться средствами редактирования и ввода, которыми располагает Excel. Если значения повторяются, можно ввести данные по одному периоду проекта, скопировать их в буферную память, а затем вставить эти значения в те периоды, в которых затраты совпадают с затратами, введенными в буфер. Для учета сезонности в постоянных затратах можно провести корректировку по каждому конкретному периоду, к которому это относится. Например, статья расходов "отопление" может варьироваться, достигая максимума в зимние периоды и минимума - в летние.

Если представленные в данной форме затраты не полностью охватывают весь список постоянных затрат, то все неохваченные этой формой затраты могут быть отнесены к статье "другие расходы ". Исходные данные этой формы будут использоваться для определения финансовых потоков, связанных в процессе выполнения проекта с постоянными расходами.

Следующая форма для ввода данных "Продукты" связана с данными, характеризующими доходы и расходы на каждый планируемый вид продукции или услуги.

Для проведения экономических расчетов с помощью пакета "AE-Project" необходимо определить общий перечень товаров или услуг, которые будут продаваться и являются конечной целью проекта. Пример заполнения таблицы "Продукты" представлен на Табл. 2.4. В представленном примере рассматриваются два вида продукции. Количество планируемых товаров или услуг в общем случае может быть произвольным.

Таблица 2.4. Пример формы "Продукты или услуги"
увеличить изображение

В разделе "Цена" разработчик вводит значение предполагаемой цены реализации продукта или услуги. Возможно изменение и колебание цены в зависимости от сезона продажи, конъюнктуры рынка и других факторов. Значение цены определяется по одной из известных методик и в форму вводятся значения возможной средней, максимальной и минимальной цены.

Каждый из видов продуктов связан с определенными затратами на его изготовление. Планируя производство на перспективу, трудно точно определить цену всех затрат на единицу продукции. За время подготовки производства и во время его выпуска ситуация на рынке может изменяться и соответственно будут изменяться цены на материалы, комплектующие, сдельную заработную плату. Для расчета производственного процесса и оценки его возможных вариантов развития предлагается авторам проектов заполнить исходные данные, характеризующие затраты на единицу продукции. К таким затратам относятся расходы материалов, комплектующих, сдельная заработная плата и непредвиденные расходы. Разработчик проекта вводит перечисленные данные на единицу выпускаемой продукции и задает наиболее вероятное значение параметра и диапазон возможного изменения этих параметров. Диапазон задается максимальным и минимальным возможными значениями параметров.

Выпуск продукции характеризуется продолжительностью производственного цикла, связанного с закупкой материалов, его исполнением и реализацией продукта, завершающейся поступлением финансов на счет предприятия. Параметр " Норма незавершенного производства" вводится в виде количества дней, в течение которых будет производиться рассматриваемый продукт или услуга. Параметр вводится в виде наиболее вероятного значения.

Выпуск продукции связан с необходимостью закупки всех материалов и комплектующих изделий до момента запуска его производства. Для этих целей должны быть выделены финансы, покрывающие стоимость необходимых материалов. Количество дней, которое выделяется для закупки материалов, зависит от вида выпускаемой продукции, договоренности с поставщиком, удаленности поставщика и т.д. Во входной форме этот период задается в виде параметра " Норма запасов", который вводится в виде количества дней, которые требуются для закупочной кампании по выпуску рассматриваемого вида продукции или услуги. Параметр вводится одним, наиболее вероятным значением.

По завершении производственного цикла товар или услуга продаются потребителю, который перечисляет стоимость товара или услуги производителю. Различные варианты реализации продукции характеризуются различными периодами задержки поступления стоимости реализованного товара от момента его выпуска с производства. В некоторых случаях товары поступают на склад, затем передаются дистрибьюторам, через которых поступают к потенциальным потребителям. Количество дней, которые проходят от момента выпуска продукции до момента его стоимости от потребителя вводится в виде параметра " Норма по готовой продукции", которому присваиваются наиболее вероятное значение. При выполнении расчетов эти параметры позволяют определить финансовые потоки, необходимые для закупки материалов, для реализации производства и для выполнения процесса продажи готового продукта.

Для каждого товара или услуги может быть определен свой процент налога на добавленную стоимость. Этот процент указывается в колонке " НДС ".

Входная форма "Выпуск продуктов или услуг" Табл. 2.5. является итоговой для проведенных маркетинговых исследований и отвечает на вопрос, сколько и когда будет реализовано произведенной продукции, перечисленной в форме "продукты или услуги".В форму "Выпуск продуктов или услуг" вводится планируемое число продаж по каждому виду продуктов на все периоды проекта в виде среднего значения параметра, максимального и минимального. За единицу периода выбирается месяц или квартал, эти данные вводятся в титульной форме программы.

Таблица 2.5. Пример формы "Выпуск продуктов или услуг"
увеличить изображение

Объемы продаж в этой форме представляются в количестве реализованных продуктов, характеристики которых представлены в форме "Товары или услуги"

Следующая форма для ввода исходных данных по проекту касается финансовой деятельности. Табл. 2.6.

Таблица 2.6. Пример формы "Финансы"
увеличить изображение

В форме имеется основная таблица, в которой разработчик планирует денежные потоки на период выполнения проекта по основным статьям этого раздела: собственный капитал, займы, возврат займов, проценты по займам, субвенции и бюджетное финансирование, выплаты дивидендов.

Для расчета финансовых потоков, связанных с получением кредита на заданный период, под заданные проценты, с условиями по выплате займа и процентов по займу используется дополнительная таблица "Займы", позволяющая рассчитать финансовые потоки, связанные с планируемыми займами. Дополнительная таблица дает возможность рассматривать одновременно четыре различных займа. Результаты расчета по данным дополнительной таблицы вносятся в основную таблицу в строки "Займы", "Возврат", Проценты по займу". Например, в Табл. 2.6. Планируется получение займа 500 тыс. руб. во 2 периоде проекта с возвратом этого кредита в 12 периоде, годовой процент по займу принят 12%, начало выплат по процентам – 5 период, завершение выплат по процентам 10 период. В расчетах принята выплата процентов равными долями. После введения условий получения кредита в таблицу "займы" результаты расчета автоматически вставляются в основную таблицу по финансовым потокам.

В случае, когда по условиям кредита приняты особые условия выплат процентов и возврата займа, автор проекта вставляет данные этих выплат в основную таблицу, не используя вспомогательную таблицу по займам.

Входная форма "Налоги" (Табл. 2.7) задает исходные данные для вычисления планируемых налогов. Порядок выплаты и величина налогов зависят от организационно-правовой формы предприятия, от принятой на нем формы бухгалтерской и налоговой отчетности.

Таблица 2.7. Пример формы "Налоги"
Ставки налогов, %
База Фонд оплаты труда Вмененые доходы Прибыль Доходы Имущество Месяц анализа рисков
           

В форму "Налоги" авторы проекта вводят принятую ставку налога по основным налогооблагаемым базовым показателям: фонд оплаты труда, доходы, вмененные доходы, прибыль, имущество. В этой же форме предлагается ввести номер периода, для которого будут рассчитаны и построены графики вероятностного распределения доходов. Эта информация интересна для критических периодов, поэтому автору предоставляется возможность самостоятельного выбора этого периода.

Для определения финансовых потоков, связанных с оплатой труда персонала, получающего установленную зарплату, используется форма "Персонал" Табл. 2.8.

В этой форме указывается период, в течение которого сотрудник будет работать в проекте, его должность и установленная зарплата. Возможно введение обезличенных ставок, когда не известны фамилии специалистов, которые будут привлечены к работе в проекте.

Таблица 2.8. Пример формы "Персонал"
Фонд оплаты труда (ФОТ)
Код Фамилия Имя Отчество Должность тыс.руб/Зарплата Начало работы Окончание работы
  Иванов Иван Иванович Директор      
  Петров Николай Семенович Гл. бухгалтер      
  Сидорова Наталья Николаевна инженер по технике безопасности      
  Разработчики     Инженеры- 5 человек      

Для расчета влияния рисков в программе используется входная форма "Общие риски проекта" Табл. 2.9. Для оценки влияния факторов риска рассматриваются такие характеристики как период возможного проявления этого фактора риска, вероятность наступления рисковой ситуации, финансовые затраты при наступлении рисковой ситуации. Для построения розы рисков предлагается отнести рассматриваемый организационные, финансовые, экологические, технологические и т.д.

Таблица 2.9. Пример формы "Общие риски проекта"
Общие риски проекта
Месяц конец Риски Вероятность наступления, % Оценка ущерба, тыс.руб Категория рисков
    Неправильное оформление заявочных документов     технические
    Неправильные исходные теоретические расчеты и оценки     технические
    Отсутствие необходимой технологической базы     орг-технол.
    Отсутствие необходимой элементной базы     технические
    Высокая стоимость комплектующих     орг-технол.
    Отрицательный результат теоретического обоснования идеи     технические
    Невозможность технической реализации идеи     технические
    Выявление экологических проблем     экологические
    Отсутствие необходимых производственных мощностей     технические
    Плохое качество выполнения работ субподрядчиками     орг-технол.
    Недостаточная квалификация участников проекта     орг-технол.
    Затруднения с защитой интеллектуальной собственности     технические
    Ошибки в стратегии организации серийного производства     орг-технол.
    Несанкционированное использование идеи     технические
    Снижение качества разработок     технические
    Задержка выполнения этапов     орг-технол.
    Срыв договоренности о поставке датчиков на серийные изделия     технические
    Снижение качества разработок     технические
    Увеличение стоимости наемного труда     Финансовые
    Появление конкурирующих технологий     орг-технол.
    Увеличение затрат на проект     Финансовые

Введением данных в рассмотренные формы заканчивается формирование финансовой модели проекта. Результаты деятельности по сформированной модели можно наблюдать по выходным отчетам, которые выдаются в виде таблиц (кнопка главного меню "Отчеты") или графиков (кнопка главного меню "Диаграммы").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: