УТВЕРЖДАЮ
Ректор БГУКИ
________________ Ю.П. Бондарь
«____»_______________ 2014 г.
Регистрационный № УД-________/баз.
ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
РАЗДЕЛ 2: ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для направления специальности
1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) специализации
1-21 04 01-02 01 Менеджмент социальной и культурной сферы
Минск
БГУКИ
СОСТАВИТЕЛИ:
А.В. Калашникова, доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»;
С.А. Простакова, преподаватель кафедры менеджмента социально-культурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ:
кафедрой социально-культурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол)
Президиумом Научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол)
|
|
Ответственный за редакцию: В.Б. Кудласевич
Ответственный за выпуск: С.А. Простакова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Деловые отношения» - учебная дисциплина, которая занимает важное место среди дисциплин цикла «Основы практического управления» и предназначена для студентов первого курса специальности «культурология (прикладная)», специализации «менеджмент социальной и культурной сферы» факультета культурологии и социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств».
Преподавание учебной дисциплины «Деловые отношения» направлено на приобретение знаний, умений и навыков для дальнейшего усвоения учебных дисциплин социально-культурного и культурологического цикла: «Ресурсная база СКД», «Основы менеджмента», «Основы КДД», «Социально-культурное проектирование» и др.).
Программа учебной дисциплины «Деловые отношения» ориентирована на практическое освоение обучающимися правил поведения человека в рамках деловых отношений с учетом тенденций социокультурного развития Республики Беларусь, которая является активным участником процессов глобализации и межкультурного общения.
Цель учебной дисциплины ‑ приобретение будущими специалистами знаний, умений и навыков, необходимых для овладения технологией деловой коммуникации и технологиями создания имиджа делового человека.
Задачи учебной дисциплины:
- изучение научной, учебной, учебно-методической литературы по теме учебной дисциплины, закрепление материала путем выполнения практических заданной и тестов;
|
|
- ознакомление с наиболее важными теоретическими и практическими аспектами этикетной культуры и межкультурной коммуникации, влияющих на характер деловых отношений в «бизнес-среде»;
- выявление основных компонентов, составляющих имидж делового человека, раскрытие их сущности и овладение технологией составления своего имиджа;
- коррекция и совершенствование собственного имиджа, выработка риторических навыков и умений, которые необходимы современному деловому человеку.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: -основные понятия и методологию учебной дисциплины, работы отечественных и зарубежных авторов по психологии практического управления, имиджелогии, культурологии, социологии, основные документы в области трудового законодательства и международного взаимодействия.-историю и современные требования служебного этикета, делопроизводства и дипломатического протокола;
-теорию коммуникации и психологии делового общения;
-теорию имиджелогии и искусство публичной речи;
Обучающийся должен уметь:
анализировать устные и письменные виды делового общения;
владеть правилами документирования управленческой деятельности;
моделировать различные производственные ситуации с учетом этикетных и нравственных норм поведения в служебной сфере;
владеть стилистикой языка, манерами, психологическими установками, которые способствуют формированию положительного имиджа специалиста сферы культуры;
планировать прием иностранной делегации с учетом официального статуса ее руководителя и норм протокольной практики;
владеть технологией переговоров, деловой риторикой (спор, дискуссия и др.).
Обучающийся должен владеть навыками:
составления основных документов управленческой деятельности;
организации и проведения служебных совещаний и собраний;
этикета делового человека и межкультурной коммуникации - правильное поведение на рабочем месте, на официальных приемах, презентациях и др.
В числе эффективных педагогических технологий, которые содействуют развитию у студентов критического мышления, опыта формирования и использования инструментария учебно-творческой деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности осваивать новый коммуникативный опыт, поиска и выявления собственных смыслов и ценностного отношения, можно выделить технологии:
-проблемного обучения;
-развития критического мышления;
-проектного обучения;
-проведения учебных дискуссий, дебатов, публичных выступлений;
-учебной деловой игры;
-рациональной организации самостоятельной работы студентов.
Основные формы обучения - лекции, семинарские, практические и самостоятельная работа студентов. Внеаудиторная самостоятельная работа студента ориентирована на создание личной и информационно-справочной документации (резюме, автобиография, приглашения на официальные мероприятия и др.) и подбор и изучение материала для написания рефератов.
Учебным планом на изучение дисциплины «Основы практического управления: деловые отношения» предусмотрено 126 часа, из них 54 аудиторных: 14 лекционных занятий, 14 - семинарских, 16 – практических, Итоговая форма контроля - экзамен.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Лекции | Практи ческие занятия | Семинар ские занятия | Всего |
1. | Введение. Цели и задачи, базовые понятия учебной дисциплины. Деловые отношения как процесс коммуникации | ||||
2. | Документационное обеспечение управления как регламент делового взаимодействия | ||||
3. | Служебный этикет и этикетная культура менеджера СКД | ||||
Групповые формы вербальной коммуникации в служебной сфере. Спор как способ организации речевого взаимодействия между людьми в служебной сфере | |||||
5. | Организационные и психологические особенности процесса переговоров | ||||
6. | Имиджелогия как наука о законах коммуникации в современном обществе | ||||
7. | Деловые отношения в контексте развития межкультурного взаимодействия: организационно-протокольное обеспечение приема иностранной делегации | ||||
Всего |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
|
(Заочное обучение)
№ п/п | Название раздела, темы | Лекции | Практи ческие занятия | Семинар ские занятия | Всего |
1. | Введение. Цели и задачи, базовые понятия учебной дисциплины. Деловые отношения как процесс коммуникации оциально-психологическая проблемаи | ||||
7. | Деловые отношения в контексте развития межкультурного взаимодействия: организационно-протокольное обеспечение приема иностранной делегации | ||||
Всего |