Тяговый расчет

Результатом тягового расчета является определение скоростей и времени движения машины на различных участках трассы при известном уклоне или выбор уклона соответствующего участка; определение тормозного пути, пропускной способности выработки [5].

Суммарное сопротивление движению

,

где g – ускорение свободного падения, м/с; Р – фактическая грузоподъемность транспортной машины, т; Р 0 – масса машины; w 0 –удельное сопротивление движению, Н/кН; w к – удельное дополнительное сопротивление движению от кривизны трассы, w к = = (0,05-0,08) w 0; i – уклон дороги, ‰; d – коэффициент, учитывающий инерцию вращающихся масс машин (для машин с двигателем внутреннего сгорания d = 1,10, для машин с электроприводом d = 2¸2,25); а – ускорение движения, м/с2; W в – сопротивление воздуха, Н.

В подземных условиях по сравнению с условиями работы машины на поверхности сопротивление воздуха увеличивается в 1,5 раза:

,

где r – аэродинамический коэффициент обтекания, r = 0,08¸0,10; W – площадь лобовой поверхности машины, м2; v – скорость движения, км/ч.

Скорость движения принимается по динамической характеристике машины, но не более 20 км/ч. На прямолинейных участках горизонтальной выработки длиной более 500 м допускается увеличение скорости до 40 км/ч. Для самоходных вагонов с электроприводом максимальная скорость с грузом 7 км/ч, порожняком 8 км/ч [7].

В зависимости от типа дорожного покрытия (щебеночное, песчаное влажное, грунтовое укатанное, рудная залежь, бокситовая руда, бетонное, асфальтовое, бетонное или асфальтовое с загрязнением) удельное сопротивление движению (w 0) меняется от 10-15 до 90-210 Н/кН, а коэффициент сцепления колес с покрытием (j) колеблется от 0,6 до 0,7 (сухое покрытие) и от 0,25 до 0,6 (влажное покрытие).

Сила тяги, развиваемая машиной на ободе колеса,

,

где N дв – суммарная мощность ходовых двигателей, кВт; hп – КПД передачи от вала двигателя до ведущих колес, hп = 0,80¸0,93; hк КПД ведущего колеса, hп = 0,7¸0,9; hо.м – коэффициент отбора мощности для бортовых систем.

Сила тяги, развиваемая машиной по условиям сцепления ведущих колес с почвой выработки (в ньютонах),

F сц = 1000 Р сцj,

где Р сц – сцепной вес машины, кН.

Для подземных автосамосвалов и вагонов с телескопическим кузовом

Р сц = 0,7(Р + P 0) g.

Для электрических самоходных вагонов со всеми ведущими колесами

Р сц = (Р + P 0) g.

Для двухосных электрических самоходных вагонов с одной ведущей осью

.

Для обеспечения движения машины в режиме тяги должно быть соблюдено условие, при котором .

Уклоны дороги при выбранных скоростях движения определяются с использованием так называемого динамического фактора (силы тяги, отнесенной к общему весу машины). Динамический фактор

D = w 0 + w к ± i ± j,

где j – относительное ускорение, j = 1000d(a / g).

D 0,45 0,40 0,35 0,30 0,25 0,20 0,15 0,10 0,05
 
 
 
 
 
 
 
 

3 6 9 12 15 18 21 24 v, км/ч


Рис.59. Динамическая характеристика

автомобиля-самосвала МоАЗ-6401-9585

1-4 – номера передач

Зависимость динамического фактора от скорости движения называется динамической характеристикой (рис.59). Для определения скорости движения строят расчетный профиль, на котором указывают длину и уклон каждого элемента пути. Затем определяют соответствующее каждому элементу значение динамического фактора D = w 0 ± i. Если w 0 = 40 Н/кН, уклон i = 150 ‰ или i = 0,15 (в относительных единицах), то удельное сопротивление от уклона 150 Н/кН.

По известному значению D для каждого элемента профиля пути определяется скорость движения автосамосвала на этом элементе. Для этого откладывают значение D по оси ординат (рис.59), проводят горизонтальную линию до пересечения с кривой и проецируют точку пересечения на ось абсцисс.

 
М, Н×м
2 р = 12
 
2 р = 4


2 р = 6

0 250 500 750 1000 1250 п, об/мин


Рис.60. Механические характеристики

ходовых электродвигателей АВТ-15-4/6/12, установленных на вагонах 5ВС15 (р – число пар полюсов)

Для самоходных вагонов с электроприводом обычно задают механическую характеристику ходового электродвигателя как зависимость крутящего момента на валу электродвигателя до частоты его вращения (рис.60).

Скорость движения вагона

,

где n – частота вращения ходовых электродвигателей, об/мин; i p– передаточное отношение редукторов; r к – кинематический радиус колеса, м.

Соответствующий скорости динамический фактор при движении по прямой

,

где а – число ходовых электродвигателей; М – крутящий момент одного электродвигателя, Н·м; r д – динамический радиус колеса, м; hп – КПД передачи от вала электродвигателя к оси колеса.

При произвольной загрузке машины (Р) фактическое значение динамического фактора приводится к значению динамического фактора, указанного в динамических характеристиках,

,

где Р ном – номинальная загрузка машины, т.

При равномерном движении

.

Если задан тип дорожного покрытия (w 0) и уклон дороги, то вычисляют динамический фактор и определяют скорость движения по динамической характеристике. При известной скорости движения и типе дорожного покрытия вначале находят по характеристике динамический фактор, затем вычисляют уклон дороги:

.

Кроме того, в подземных условиях максимальный уклон i mах принимается равным 100 ‰ (6°).

Безопасная скорость на повороте

,

где R – радиус поворота, м; f сц – коэффициент бокового скольжения, f сц = (0,3¸0,4)j; i в – поперечный уклон виража, i в = 0,02¸0,03.

По характеристике продольного профиля трассы и скорости движения машины на каждом элементе профиля определяется продолжительность движения машины в грузовом и порожнем направлениях:

,

где li – длина i -го участка трассы, км; и – скорость движения машины соответственно в грузовом и холостом направлениях на i -м участке, км/ч; k р.з – коэффициент, учитывающий разгон и замедление машины на трассе, k р.з = 1,1¸1,2.

В этом случае общее время движения

t дв = t дв.гр + t дв.х.

Тормозной путь машины

,

где L р – путь, проходимый за время реакции водителя, м, L р = 0,28 v 0 t 0; v 0 – скорость в начале торможения, км/ч; t 0 – время реакции водителя, t 0 = 0,7¸1,0 с; L д – путь, проходимый машиной за время действия тормозов, м.

Когда тормозной вес машины Р т = (Р + Р 0) g,

.

При одной паре тормозных колес

,

где Р т – тормозной вес, Р т = 0,7(Р + Р 0) g.

Интервал между движущимися машинами

l > (L т + L м),

где L м – габаритная длина машины.

Пропускная способность автотранспортного уклона, тоннеля, штольни, штрека при движении автосамосвалов в одном направлении

,

где v – расчетная скорость движения, км/ч; k – коэффициент неравномерности движения, k = 1,2¸1,3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: