Генетические ряды фонематического развития

Эксперимент выявил закономерную последовательность в фо­нематическом развитии речи ребенка.

Несмотря на некоторые индивидуальные различия в развитии слуха и произвольной артикуляции детей на втором году жизни, все же можно в схематической форме наметить генетические ряды фо­нематического развития речи ребенка.

Первый фонематический ряд (различение гласных) Акустические и фонематические исследования подтверждают факт лучшего восприятия гласных по сравнению с согласными. Во-первых, гласные сонорнее согласных и бла­годаря этому воспринимаются лучше. Во-вторых, одни и те же глас­ные повторяются в речи взрослых чаще согласных. Пешковский [1925], в результате статистического анализа нескольких отрывков русской устной речи, установил, что на десять тысяч звуков прихо­дится 5353 согласных и 4647 гласных. Если учесть, что в русском языке гласных в пять раз меньше, чем согласных, то получится весьма большой процент частоты употребления слышания одних и тех же гласных. Гласные в среднем встречаются в 5 раз чаще согласных.

Однако не все гласные различаются ребенком сразу. Существу­ют гласные, которые в отдельных случаях различаются даже позже некоторых согласных.

Опыты над различением гласных были проведены на основе треугольника гласных' (схема 1 а).

Эксперимент показал, что из всех гласных звуков сначала выде­ляется гласный а. Вычленяя из общей группы гласных звук а, ребе­нок как бы делит звуковую стихию гласных на две части: а и не-сг.

Следует полагать, что первоначальное различение а и не-а оп­ределяется, в первую очередь, акустической характеристикой глас­ного а. По высоте главной форманты, т. е. характерной для каждого гласного области звуковых частот, в которой частичные тоны имеют увеличенную силу звучания, гласные образуют следующий восхо­дящий ряд у, о, а, э, и. Гласный а занимает в этом ряду среднее ме­сто. Известно, что слуховая чувствительность является наибольшей именно в средней части звуковысотного ряда; звуки средней высоты - наиболее слышимые звуки. На этом основании а можно назвать «наиболее слышимым звуком» из всех гласных.<...>

Первичное выделение гласного а определяется не только аку­стическими особенностями этого звука. При различении этого звука дети руководствуются также зрительным восприятием: они внима­тельно следят за движением рта экспериментатора.

Гласные группы не-а (и, э, у, о) различаются между собой не сразу. Как показывают результаты исследования, сперва наступает различение и-у, э-о, и-о, э-у. Позже всего возникает различение гласных и-э, у-о.


Данные филогенеза речи также указывают на более позднее различение гласных и-э, у-о. В качестве наиболее древних гласных обычно фигурируют а, и, у. Значительно позже возникают э и о, ко­торые находятся в треугольнике гласных между а и и, а и у. Имеют­ся языки, которые по сей день фонематически различают только а, и, у: лакский, арабский, новопсрсидский и др. В древнесемитском язы­ке не различаются фонетически даже и-у, т. е. мы в нем имеем толь­ко фонематическое различение гласных а-на-а.

Поздняя дифференциация и-э, у-о объяснятся, в первую оче­редь, акустической близостью этих гласных. Очень часто встречает­ся замена о на у, э на и. Воячек отмечает, что «гласные о и у имеют басовую, низкую характеристику и различаются только на неболь­шом расстоянии» [Воячек 1911, 122].

Раннее различение и-у, э-о определяется не только акустиче­скими моментами. Эти гласные различаются весьма резко артикуля- ционно. Гласные и, э произносятся без участия губ, у, о - с участием губ. Это различие, несомненно, отражается в зрительном восприятии ребенка.

Позднее различение о-у, э-и сказывается и в речи ребенка. К сожалению, у нас нет точных наблюдений в этом направлении. Только Сикорскому удалось отметить: о и у так мало дифференци­рованы в известных словах, что трудно сказать, которую из них го­ворит ребенок. То же должно сказать об э и и [Сикорский 1899, 140].

Таким образом, выявляются три этапа в развитии фонематиче­ского восприятия гласных:

первый этап: различение а и нс-а, второй этап: различение у—и, а-э, у-э, о-и, третий этап: различение у-о, и-э.

Второй фонематический ряд (различение наличия согласных) Ребенок сначала отмечает наличие или присутст­вие лишнего звука. Это весьма характерно для восприятия ребенка. В его навыке сравнивания происходит значительный сдвиг. Слух его явно совершенствуется. Он постепенно начинает улавливать присутствие лишнего звука при сравнении таких слов, как «бок» - «ок», «век» - «ек» и др. Он, таким образом, сперва воспринимает со­гласный звук как «нечто»: лишь затем наступает различение в пределах согласных. Различение наличия согласного звука является предвари­тельной ступенью к различению согласных между собой.<.. >

К сожалению, в отношении различения гласных нельзя было ус­тановить наличие такой предварительной ступени. В известном смысле начальное различение а-нс-а является такой ступенью. Точ­но так же, как ребенок вычленяет гласный из общей группы гласных и, отличая его от других гласных, отмечает его наличие, так и при различении наличия согласного ребенок вычленяет из общей группы согласных «согласный как нечто» и отмечает его присутствие.

Кроме глухого согласного х, я оперирую звонкими согласными, руководствуясь тем фактом, что звонкие согласные воспринимаются лучше глухих. Эта схема, отражающая реальный ход опытов, пока­зывает, что ребенку все время напоминается пройденный этап раз­личения. В данном случае была особая надобность в этом, ибо, как не раз указывалось выше, наличие согласных ребенок часто воспри­нимал раньше различения гласных о-у, э-и. Наконец, на данной схеме видно, что я постоянно пытался уловить у ребенка наступле­ние последующего этапа различения.

Третий фонематический ряд (различение сонорных и артикулируемых шумных)

Характерная черта восприятия ребенка заключается в том, что он выделяет из общего звукового потока речи взрослых определен­ную группу звуков и отличает ее от остальных звуков речи. Это осо­бенно ярко проявляется в процессе различения согласных. Из об­щей группы согласных ребенок сначала выделя­ет сонорные. Он как бы делит всю звуковую группу согласных на две части: сонорные и не-сонорные, т.е. шумные.

Данные филогенеза речи равным образом указывают на такую ступень фонетического развития языка, на которой фонематически раз­личались только сонорные и шумные согласные. Дифференциация сре­ди шумных возникает значительно позже. Имеются языки, которые по сей день фонематически различают только сонорные и шумные соглас­ные: язык Тамиль, тасманийский язык, австралийские языки и др.

Первичное выделение сонорных согласных объясняется тем, что из всех согласных они наиболее близки к гласным.

Но не все шумные отличаются детьми от сонорных одновре­менно и в одинаковой мере. Как выше отмечалось, артикулируемые шумные различаются раньше неартикулируемых. На этой ступени фонематического развития мы впервые встречаемся с влиянием артикуляции на фонематическое развитие речи. До сих пор слух играл ведущую роль в определении закономерностей фенема- тического развития. С этого момента артикуляция начинает вносить свои коррективы в это развитие. Ребенок, владеющий определенны­ми звуками, различит их скорее, чем дети, не владеющие данными звуками. Это не звначит, что в отношении онтогенеза речиможно полностью принять положение С. И. Бернштейна, который пишет, «Можно утверждать, что безусловно правильно мы слышим только те звуки речи, которые умеем правильно произнести» [Бернштейн 1937, 15]. Приведенный самим автором диалог с шестилетней девоч­кой, произносившей вместо г губно-губной согласный w и, отличав­шей слухом эти звуки, уже опровергает это категорическое положе­ние. Можно только сказан., что (пуки, которыми ребенок еще не владеет, различает им позже тех звуков, которые он произносит. С другой стороны, наблюдаются случаи, когда ребенок, не выговари­вая, например, в и замещая его звуком т, при появлении различения т-в, начинает произносить последний как более мягкий т, а затем как губно-губное w. Прежнее отождествление т и в разрушается.

Можно, следовательно, сказать, что ребенок, отличающий оп­ределенную фонематическую оппозицию, в некоторой степени диф­ференцирует и произношение звуков этой оппозиции. Иногда эта дифференцировка в произношении состоит лишь в некотором незна­чительном звуковом нюансе, но появление этого звукового нюанса сигнализирует о распаде прежнего отождествления, и расхождение в произношении этих звуков со временем будет постепенно возрастать вплоть до оформления их в качественно различные звуки.

Русский лингвист Александров тонко отметил постепенное раз­витие артикуляции звуков у своего сына. Этот мальчик к крнцу года последовательно заменял в произношении звуки fmp;v на b\ г, z, h на d\ t'. В период 1;0-1;4 он начал отличать эти звуки, но не сразу. В качестве переходного звука от р к/Александров указывает на губно- губное <р; от b к v - переходным звуком является губно-губное w; от d',t',Tnr,z,h перходный звук - / [Александров 1893, 86].<...>

Факт постепенного развития артикуляции ребенка отмечает в своих наблюдениях и Сикорский. «Те дети, - сообщает он, - кото­рые заменяли звук к звуком t вначале действительно употребляли более или менее специфически отчетливо t во всех случаях безраз­лично, где встречался звук t или звук к, но затем, оставляя более от­четливое t для случаев, где этому звуку действительно надлежит быть, для слов, начинающихся звуком к, они ставили язык не у края зубов, а гораздо дальше, так что их t уже было не t зубное, a t нёбное. Наконец, мы могли убедиться в существовании дальнейших переход­ных фаз; именно в известную пору дети начинали употреблять три раз­личные t: одно обыкновенное губное t в тех случаях, где этому звуку надлежит быть на самом деле, и, кроме того, два другие t, а именно t небное и t верхушечное (caeuminale), довольно безразлично для тех случаев, где следовало быть звуку к» [Сикорский 1899, 155]. То же са­мое Сикорский наблюдал при развитии артикуляции других звуков.

Приведенные факты обнаруживают взаимодействие слуха и артикуляции в процессе фонематического развития речи. Они указывают а интимную связь этих двух моментов. В дискуссии о том, определяет ли слух развитие артикуляции или артикуляция определяет развитие речевого слуха, факты онтоге­неза речи говорят о двустороннем взаимодействии слуха и артику­ляции[26]. Их взаимодействие в фонематическом развитии ребенка об­наруживается в том, что сперва различаются сонорные и неартику- лируемые шумные и лишь весьма поздно возникает различение со­норных и неартикулируемых шумных (з, х, ж).

Четвертый фонематический ряд (различение твердых и мягких согласных)

Вслед за разделением сонорных и артикулируемых шумных происходит разделение всех согласных на твердые и мягкие. Здесь снова ярко обнаруживается взаимодействие слуха и артикуляции: с значительным опозданием фонематически различаются ребенком в отношении твердости и мягкости те согласные, которые он в произ­ношении различает позже.

Сравнительно раннее различение русским ребенком твердых и мягких согласных, однако, нельзя объяснить просто артикуляцией и слухом. Здесь сказываются лингвистические особенности этих фо­нем в русском языке; во-первых, это различение имеет в русском языке (в отличие, скажем, от английского, французского и немецкого) семан­тическое значение, во-вторых, играет роль частота чередования в рус­ском языке твердых и мягких согласных: по данным Пешковского, по­сле каждых двух твердых согласных ребенок в большинстве случаев встречает мягкий согласный [Пешковский 1925,10].<...>

Пятый фонематический ряд (различение сонорных согласных)

Ребенок, разделив согласные на сонорные и шумные, твердые и мягкие, переходит к дифференциации сперва со­норных, затем шумных согласных. Сонорные, в своею очередь, он разделяет на две группы: 1) назальные, 2) плавные и jot. Имеются основания полагать, что в противопоставлении назальные - плавные ребенок раньше выделяет назальные. Это наиболее легко артикулируемые звуки. Плавные, как правило, ребенок на втором году жизни совсем не артикулирует. Таким образом, здесь еще раз проявляется роль артикуляции в фонематическом развитии речи.

Позже возникает дифференциация сперва между назальными, затем между плавными со­гласными.

Первоначальная дифференциация назальных подтверждает, не­сомненно, факт выделения назальных в противопоставлении назаль­ные - плавные.


Необходимо подчеркнуть, что плавные согласные ребенок чет­ко дифференцирует в том возрасте, когда он, как правило, ими еще не владеет. Этот факт как будто стоит в противоречии с развитым выше положением о взаимодействий слуха и артикуляции. Но это, как мне кажется, мнимое противоречие.

Когда говорится о взаимодействии каких-нибудь двух моментов А и В, то это не значит, что оно должно быть однозначно. Взаимодейст­вие предполагает, наоборот, возможность того, что в одном случае А влияет на В, в другом случае В - на А. Имеются случаи, когда артику­ляция превалирует над слухом, - это мы наблюдаем при выделении назальных по отношению к плавным, несмотря на то, что плавные со- норнее назальных. Имеются случаи, когда, наоборот, слух превалирует над артикуляцией, - это мы имеем при различении плавных.<...>

В процессе различения согласных ребенок должен получить возможность на что-то опереться, чтобы выделить определенную группу звуков из общего звукового потока речи взрослых; в одних случаях таким опорным моментом служит слуховое восприятие зву­ка, в других случаях - артикуляция его. Плавные и jot различаются ребенком позже всех других фонематических оппозиций именно по той причине, что как артикуляционно, так и акустически для ребенка одного-двух лет они не отличаются друг от друга; ребенку здесь не на что опереться.*:...>

В процессе перехода к различению шумных согласных ребенок успевает окончательно установить дифференциацию между со­норными и неартикулируемыми шумными. Неарти- кулируемыми шумными в данном случае являются не вполне адекват­но произносимые придувные (з, ж, х). Отсутствие адекватной артику­ляции придувных, несомненно, влияет на их отличение от сонорных. Это отличение, как мы видим, происходит весьма поздно. <...>

Шумные разделяются прежде всего по признаку локализации; при этом начальная локализационная дифференциация согласных весьма примитивна. Ребенок сперва различает только губные и язычные согласные. При различении назальных губно-язычная диф­ференциация уже наметилась, теперь же ребенок овладевает губно- язычной дифференциацией всех согласных. Дифференциация губ­ных и язычных обусловлена, в первую очередь, артикуляционным моментом. Несовершенством артикуляции язычных придувных сле­дует объяснить более позднее различение этих согласных. Следует полагать, что помимо слуха, зрение также играет определенную роль при различении губных и язычных.с...>

Восьмой фонематический ряд (различение взрывных и придувных) В переходе к различению язычных наступает дифференциация взрывных и придувных. Выше уже отмечалось более раннее выделе­ние взрывных по сравнению с придувными. Артикулируются ребен­ком они также раньше придувных. Этот момент впоследствии по­зволяет ребенку, отталкиваясь от взрывных, выделять их от не­взрывных шумных, т.е. придувных.

Данные филогенеза речи указывают на такую ступень фонема­тического развития, на кототром шумные фонематически разделя­лись только на взрывные и придувные. Дифференциация глухих и звонких наступила позже. Имеются языки, которые по сей день фо­нематически различают только взрывные и придувные: язык Папуа, тасманийский язык, некоторые языки Банту и др.

Данные филогенеза речи подтверждают положение о психоло­гическом процессе выделения определенной группы звуков из об­щей звуковой массы языка. Именно в результате такого выделения происходит фонематическое различение. В отношении филогенеза речи этот факт особенно ярко обнаруживается на ступени различе­ния взрывных и придувных. На вопрос о том, каким образом воз­никло различение взрывных и придувных, некоторые лингвисты отвечают: придувные возникают на основе взрывных, они появля­ются как что-то отличное от ранее выделенных взрывных. Это же мы констатируем у ребенка. <...>

Девятый фонематический ряд (различение передне- и заднеязычных) Различение передне- и заднеязычных требует точной артикуляции этих согласных. Локализация языка удаетяс ребенку с трудом. Многие дети заменяют заднеязычные согласные переднеязычными или переднеязычные заднеязычными. Несовер­шенство артикуляции и вместе с ней слуха приводит к более позд­нему различению этих согласных. <...>

Десятый фонематический ряд (различение глухих и звонких согласных) Относительно поздно возникает различение глухих и звонких согласных. Это различение затруднено не только тем, что между этими звуками имеется очень тонкая аку­стическая нюансировка; близкое сходство артикуляции глухого и звонкого согласного также вводит ребенка в заблуждение. Он дол­жен не руководствоваться сходством артикуляции, а заострить свое слуховое восприятие звуков до различения тончайшей нюансировки, должен руководствоваться слухом и только слухом.

Ребенок, таким образом, начинает, в основном, с акустической дифференциации звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференциации согласных снова завершается, в основном, акустическим различением. Но как велико различие первичной и заключительной акустической дифференциации!

При первоначальном различении сонорных и артикулируемых шумных мы имеем сравнительно грубое примитивное слуховое раз­личение согласных; ребенок на этой ступени артикулирует очень мало согласных, он руководствуется в основном слухом. При заклю­чительном различении глухих и звонких согласных слух ребенка достигает уже булынего совершенства. К этому моменту ребенок проходит сложный путь развития в условиях взаимодействия слуха и артикуляции. К этому моменту он должен не только овладеть ар­тикуляцией звуков, ориентирующей его в различении этих звуков, он должен также овладеть возможностью не всегда считаться с ар­тикуляцией и, несмотря на артикуляционное сходство, различать данные звуки только слухом.

Данные филогенеза речи подтверждают несомненно более позднее фонематическое различение глухих и звонких согласных. Выше были приведены языки, которые по сей день фонематически не различают этих оппозиций: тасманийский, язык Папуа, некоторые языки Банту и др. <...>

Различение шипящих и свистящих и разли­чение плавных и jot возникает очень поздно. Вопрос о возникновении различения шипящих и свистящих принад­лежит к наиболее трудноразрешимым вопросам лингвистики. Значи­тельно количество языков не различает эти звуки. Для различения этих звуков необходима очень тонкая дифференциация движений передней части языка и максимальное совершенство слуха. Еще труднее диффе­ренцировать плавные согласные и jot. Ребенок, как известно, не разли­чает их артикуляционно и, в отличие от дифференциации глухих и звонких, не различает плавные и jot также и фонационно. Несмотря на большое уже совершенство слуха детей, в конце всей серии опытов им удалось лишь с большим трудом различать эти звуки.

III


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: