Эксперимент выявил закономерную последовательность в фонематическом развитии речи ребенка.
Несмотря на некоторые индивидуальные различия в развитии слуха и произвольной артикуляции детей на втором году жизни, все же можно в схематической форме наметить генетические ряды фонематического развития речи ребенка.
Первый фонематический ряд (различение гласных) Акустические и фонематические исследования подтверждают факт лучшего восприятия гласных по сравнению с согласными. Во-первых, гласные сонорнее согласных и благодаря этому воспринимаются лучше. Во-вторых, одни и те же гласные повторяются в речи взрослых чаще согласных. Пешковский [1925], в результате статистического анализа нескольких отрывков русской устной речи, установил, что на десять тысяч звуков приходится 5353 согласных и 4647 гласных. Если учесть, что в русском языке гласных в пять раз меньше, чем согласных, то получится весьма большой процент частоты употребления слышания одних и тех же гласных. Гласные в среднем встречаются в 5 раз чаще согласных.
|
|
Однако не все гласные различаются ребенком сразу. Существуют гласные, которые в отдельных случаях различаются даже позже некоторых согласных.
Опыты над различением гласных были проведены на основе треугольника гласных' (схема 1 а).
Эксперимент показал, что из всех гласных звуков сначала выделяется гласный а. Вычленяя из общей группы гласных звук а, ребенок как бы делит звуковую стихию гласных на две части: а и не-сг.
Следует полагать, что первоначальное различение а и не-а определяется, в первую очередь, акустической характеристикой гласного а. По высоте главной форманты, т. е. характерной для каждого гласного области звуковых частот, в которой частичные тоны имеют увеличенную силу звучания, гласные образуют следующий восходящий ряд у, о, а, э, и. Гласный а занимает в этом ряду среднее место. Известно, что слуховая чувствительность является наибольшей именно в средней части звуковысотного ряда; звуки средней высоты - наиболее слышимые звуки. На этом основании а можно назвать «наиболее слышимым звуком» из всех гласных.<...>
Первичное выделение гласного а определяется не только акустическими особенностями этого звука. При различении этого звука дети руководствуются также зрительным восприятием: они внимательно следят за движением рта экспериментатора.
Гласные группы не-а (и, э, у, о) различаются между собой не сразу. Как показывают результаты исследования, сперва наступает различение и-у, э-о, и-о, э-у. Позже всего возникает различение гласных и-э, у-о.
Данные филогенеза речи также указывают на более позднее различение гласных и-э, у-о. В качестве наиболее древних гласных обычно фигурируют а, и, у. Значительно позже возникают э и о, которые находятся в треугольнике гласных между а и и, а и у. Имеются языки, которые по сей день фонематически различают только а, и, у: лакский, арабский, новопсрсидский и др. В древнесемитском языке не различаются фонетически даже и-у, т. е. мы в нем имеем только фонематическое различение гласных а-на-а.
|
|
Поздняя дифференциация и-э, у-о объяснятся, в первую очередь, акустической близостью этих гласных. Очень часто встречается замена о на у, э на и. Воячек отмечает, что «гласные о и у имеют басовую, низкую характеристику и различаются только на небольшом расстоянии» [Воячек 1911, 122].
Раннее различение и-у, э-о определяется не только акустическими моментами. Эти гласные различаются весьма резко артикуля- ционно. Гласные и, э произносятся без участия губ, у, о - с участием губ. Это различие, несомненно, отражается в зрительном восприятии ребенка.
Позднее различение о-у, э-и сказывается и в речи ребенка. К сожалению, у нас нет точных наблюдений в этом направлении. Только Сикорскому удалось отметить: о и у так мало дифференцированы в известных словах, что трудно сказать, которую из них говорит ребенок. То же должно сказать об э и и [Сикорский 1899, 140].
Таким образом, выявляются три этапа в развитии фонематического восприятия гласных:
первый этап: различение а и нс-а, второй этап: различение у—и, а-э, у-э, о-и, третий этап: различение у-о, и-э.
Второй фонематический ряд (различение наличия согласных) Ребенок сначала отмечает наличие или присутствие лишнего звука. Это весьма характерно для восприятия ребенка. В его навыке сравнивания происходит значительный сдвиг. Слух его явно совершенствуется. Он постепенно начинает улавливать присутствие лишнего звука при сравнении таких слов, как «бок» - «ок», «век» - «ек» и др. Он, таким образом, сперва воспринимает согласный звук как «нечто»: лишь затем наступает различение в пределах согласных. Различение наличия согласного звука является предварительной ступенью к различению согласных между собой.<.. >
К сожалению, в отношении различения гласных нельзя было установить наличие такой предварительной ступени. В известном смысле начальное различение а-нс-а является такой ступенью. Точно так же, как ребенок вычленяет гласный из общей группы гласных и, отличая его от других гласных, отмечает его наличие, так и при различении наличия согласного ребенок вычленяет из общей группы согласных «согласный как нечто» и отмечает его присутствие.
Кроме глухого согласного х, я оперирую звонкими согласными, руководствуясь тем фактом, что звонкие согласные воспринимаются лучше глухих. Эта схема, отражающая реальный ход опытов, показывает, что ребенку все время напоминается пройденный этап различения. В данном случае была особая надобность в этом, ибо, как не раз указывалось выше, наличие согласных ребенок часто воспринимал раньше различения гласных о-у, э-и. Наконец, на данной схеме видно, что я постоянно пытался уловить у ребенка наступление последующего этапа различения.
Третий фонематический ряд (различение сонорных и артикулируемых шумных)
Характерная черта восприятия ребенка заключается в том, что он выделяет из общего звукового потока речи взрослых определенную группу звуков и отличает ее от остальных звуков речи. Это особенно ярко проявляется в процессе различения согласных. Из общей группы согласных ребенок сначала выделяет сонорные. Он как бы делит всю звуковую группу согласных на две части: сонорные и не-сонорные, т.е. шумные.
Данные филогенеза речи равным образом указывают на такую ступень фонетического развития языка, на которой фонематически различались только сонорные и шумные согласные. Дифференциация среди шумных возникает значительно позже. Имеются языки, которые по сей день фонематически различают только сонорные и шумные согласные: язык Тамиль, тасманийский язык, австралийские языки и др.
|
|
Первичное выделение сонорных согласных объясняется тем, что из всех согласных они наиболее близки к гласным.
Но не все шумные отличаются детьми от сонорных одновременно и в одинаковой мере. Как выше отмечалось, артикулируемые шумные различаются раньше неартикулируемых. На этой ступени фонематического развития мы впервые встречаемся с влиянием артикуляции на фонематическое развитие речи. До сих пор слух играл ведущую роль в определении закономерностей фенема- тического развития. С этого момента артикуляция начинает вносить свои коррективы в это развитие. Ребенок, владеющий определенными звуками, различит их скорее, чем дети, не владеющие данными звуками. Это не звначит, что в отношении онтогенеза речиможно полностью принять положение С. И. Бернштейна, который пишет, «Можно утверждать, что безусловно правильно мы слышим только те звуки речи, которые умеем правильно произнести» [Бернштейн 1937, 15]. Приведенный самим автором диалог с шестилетней девочкой, произносившей вместо г губно-губной согласный w и, отличавшей слухом эти звуки, уже опровергает это категорическое положение. Можно только сказан., что (пуки, которыми ребенок еще не владеет, различает им позже тех звуков, которые он произносит. С другой стороны, наблюдаются случаи, когда ребенок, не выговаривая, например, в и замещая его звуком т, при появлении различения т-в, начинает произносить последний как более мягкий т, а затем как губно-губное w. Прежнее отождествление т и в разрушается.
Можно, следовательно, сказать, что ребенок, отличающий определенную фонематическую оппозицию, в некоторой степени дифференцирует и произношение звуков этой оппозиции. Иногда эта дифференцировка в произношении состоит лишь в некотором незначительном звуковом нюансе, но появление этого звукового нюанса сигнализирует о распаде прежнего отождествления, и расхождение в произношении этих звуков со временем будет постепенно возрастать вплоть до оформления их в качественно различные звуки.
|
|
Русский лингвист Александров тонко отметил постепенное развитие артикуляции звуков у своего сына. Этот мальчик к крнцу года последовательно заменял в произношении звуки fmp;v на b\ г, z, h на d\ t'. В период 1;0-1;4 он начал отличать эти звуки, но не сразу. В качестве переходного звука от р к/Александров указывает на губно- губное <р; от b к v - переходным звуком является губно-губное w; от d',t',Tnr,z,h перходный звук - / [Александров 1893, 86].<...>
Факт постепенного развития артикуляции ребенка отмечает в своих наблюдениях и Сикорский. «Те дети, - сообщает он, - которые заменяли звук к звуком t вначале действительно употребляли более или менее специфически отчетливо t во всех случаях безразлично, где встречался звук t или звук к, но затем, оставляя более отчетливое t для случаев, где этому звуку действительно надлежит быть, для слов, начинающихся звуком к, они ставили язык не у края зубов, а гораздо дальше, так что их t уже было не t зубное, a t нёбное. Наконец, мы могли убедиться в существовании дальнейших переходных фаз; именно в известную пору дети начинали употреблять три различные t: одно обыкновенное губное t в тех случаях, где этому звуку надлежит быть на самом деле, и, кроме того, два другие t, а именно t небное и t верхушечное (caeuminale), довольно безразлично для тех случаев, где следовало быть звуку к» [Сикорский 1899, 155]. То же самое Сикорский наблюдал при развитии артикуляции других звуков.
Приведенные факты обнаруживают взаимодействие слуха и артикуляции в процессе фонематического развития речи. Они указывают а интимную связь этих двух моментов. В дискуссии о том, определяет ли слух развитие артикуляции или артикуляция определяет развитие речевого слуха, факты онтогенеза речи говорят о двустороннем взаимодействии слуха и артикуляции[26]. Их взаимодействие в фонематическом развитии ребенка обнаруживается в том, что сперва различаются сонорные и неартику- лируемые шумные и лишь весьма поздно возникает различение сонорных и неартикулируемых шумных (з, х, ж).
Четвертый фонематический ряд (различение твердых и мягких согласных)
Вслед за разделением сонорных и артикулируемых шумных происходит разделение всех согласных на твердые и мягкие. Здесь снова ярко обнаруживается взаимодействие слуха и артикуляции: с значительным опозданием фонематически различаются ребенком в отношении твердости и мягкости те согласные, которые он в произношении различает позже.
Сравнительно раннее различение русским ребенком твердых и мягких согласных, однако, нельзя объяснить просто артикуляцией и слухом. Здесь сказываются лингвистические особенности этих фонем в русском языке; во-первых, это различение имеет в русском языке (в отличие, скажем, от английского, французского и немецкого) семантическое значение, во-вторых, играет роль частота чередования в русском языке твердых и мягких согласных: по данным Пешковского, после каждых двух твердых согласных ребенок в большинстве случаев встречает мягкий согласный [Пешковский 1925,10].<...>
Пятый фонематический ряд (различение сонорных согласных)
Ребенок, разделив согласные на сонорные и шумные, твердые и мягкие, переходит к дифференциации сперва сонорных, затем шумных согласных. Сонорные, в своею очередь, он разделяет на две группы: 1) назальные, 2) плавные и jot. Имеются основания полагать, что в противопоставлении назальные - плавные ребенок раньше выделяет назальные. Это наиболее легко артикулируемые звуки. Плавные, как правило, ребенок на втором году жизни совсем не артикулирует. Таким образом, здесь еще раз проявляется роль артикуляции в фонематическом развитии речи.
Позже возникает дифференциация сперва между назальными, затем между плавными согласными.
Первоначальная дифференциация назальных подтверждает, несомненно, факт выделения назальных в противопоставлении назальные - плавные.
Необходимо подчеркнуть, что плавные согласные ребенок четко дифференцирует в том возрасте, когда он, как правило, ими еще не владеет. Этот факт как будто стоит в противоречии с развитым выше положением о взаимодействий слуха и артикуляции. Но это, как мне кажется, мнимое противоречие.
Когда говорится о взаимодействии каких-нибудь двух моментов А и В, то это не значит, что оно должно быть однозначно. Взаимодействие предполагает, наоборот, возможность того, что в одном случае А влияет на В, в другом случае В - на А. Имеются случаи, когда артикуляция превалирует над слухом, - это мы наблюдаем при выделении назальных по отношению к плавным, несмотря на то, что плавные со- норнее назальных. Имеются случаи, когда, наоборот, слух превалирует над артикуляцией, - это мы имеем при различении плавных.<...>
В процессе различения согласных ребенок должен получить возможность на что-то опереться, чтобы выделить определенную группу звуков из общего звукового потока речи взрослых; в одних случаях таким опорным моментом служит слуховое восприятие звука, в других случаях - артикуляция его. Плавные и jot различаются ребенком позже всех других фонематических оппозиций именно по той причине, что как артикуляционно, так и акустически для ребенка одного-двух лет они не отличаются друг от друга; ребенку здесь не на что опереться.*:...>
В процессе перехода к различению шумных согласных ребенок успевает окончательно установить дифференциацию между сонорными и неартикулируемыми шумными. Неарти- кулируемыми шумными в данном случае являются не вполне адекватно произносимые придувные (з, ж, х). Отсутствие адекватной артикуляции придувных, несомненно, влияет на их отличение от сонорных. Это отличение, как мы видим, происходит весьма поздно. <...>
Шумные разделяются прежде всего по признаку локализации; при этом начальная локализационная дифференциация согласных весьма примитивна. Ребенок сперва различает только губные и язычные согласные. При различении назальных губно-язычная дифференциация уже наметилась, теперь же ребенок овладевает губно- язычной дифференциацией всех согласных. Дифференциация губных и язычных обусловлена, в первую очередь, артикуляционным моментом. Несовершенством артикуляции язычных придувных следует объяснить более позднее различение этих согласных. Следует полагать, что помимо слуха, зрение также играет определенную роль при различении губных и язычных.с...>
Восьмой фонематический ряд (различение взрывных и придувных) В переходе к различению язычных наступает дифференциация взрывных и придувных. Выше уже отмечалось более раннее выделение взрывных по сравнению с придувными. Артикулируются ребенком они также раньше придувных. Этот момент впоследствии позволяет ребенку, отталкиваясь от взрывных, выделять их от невзрывных шумных, т.е. придувных.
Данные филогенеза речи указывают на такую ступень фонематического развития, на кототром шумные фонематически разделялись только на взрывные и придувные. Дифференциация глухих и звонких наступила позже. Имеются языки, которые по сей день фонематически различают только взрывные и придувные: язык Папуа, тасманийский язык, некоторые языки Банту и др.
Данные филогенеза речи подтверждают положение о психологическом процессе выделения определенной группы звуков из общей звуковой массы языка. Именно в результате такого выделения происходит фонематическое различение. В отношении филогенеза речи этот факт особенно ярко обнаруживается на ступени различения взрывных и придувных. На вопрос о том, каким образом возникло различение взрывных и придувных, некоторые лингвисты отвечают: придувные возникают на основе взрывных, они появляются как что-то отличное от ранее выделенных взрывных. Это же мы констатируем у ребенка. <...>
Девятый фонематический ряд (различение передне- и заднеязычных) Различение передне- и заднеязычных требует точной артикуляции этих согласных. Локализация языка удаетяс ребенку с трудом. Многие дети заменяют заднеязычные согласные переднеязычными или переднеязычные заднеязычными. Несовершенство артикуляции и вместе с ней слуха приводит к более позднему различению этих согласных. <...>
Десятый фонематический ряд (различение глухих и звонких согласных) Относительно поздно возникает различение глухих и звонких согласных. Это различение затруднено не только тем, что между этими звуками имеется очень тонкая акустическая нюансировка; близкое сходство артикуляции глухого и звонкого согласного также вводит ребенка в заблуждение. Он должен не руководствоваться сходством артикуляции, а заострить свое слуховое восприятие звуков до различения тончайшей нюансировки, должен руководствоваться слухом и только слухом.
Ребенок, таким образом, начинает, в основном, с акустической дифференциации звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференциации согласных снова завершается, в основном, акустическим различением. Но как велико различие первичной и заключительной акустической дифференциации!
При первоначальном различении сонорных и артикулируемых шумных мы имеем сравнительно грубое примитивное слуховое различение согласных; ребенок на этой ступени артикулирует очень мало согласных, он руководствуется в основном слухом. При заключительном различении глухих и звонких согласных слух ребенка достигает уже булынего совершенства. К этому моменту ребенок проходит сложный путь развития в условиях взаимодействия слуха и артикуляции. К этому моменту он должен не только овладеть артикуляцией звуков, ориентирующей его в различении этих звуков, он должен также овладеть возможностью не всегда считаться с артикуляцией и, несмотря на артикуляционное сходство, различать данные звуки только слухом.
Данные филогенеза речи подтверждают несомненно более позднее фонематическое различение глухих и звонких согласных. Выше были приведены языки, которые по сей день фонематически не различают этих оппозиций: тасманийский, язык Папуа, некоторые языки Банту и др. <...>
Различение шипящих и свистящих и различение плавных и jot возникает очень поздно. Вопрос о возникновении различения шипящих и свистящих принадлежит к наиболее трудноразрешимым вопросам лингвистики. Значительно количество языков не различает эти звуки. Для различения этих звуков необходима очень тонкая дифференциация движений передней части языка и максимальное совершенство слуха. Еще труднее дифференцировать плавные согласные и jot. Ребенок, как известно, не различает их артикуляционно и, в отличие от дифференциации глухих и звонких, не различает плавные и jot также и фонационно. Несмотря на большое уже совершенство слуха детей, в конце всей серии опытов им удалось лишь с большим трудом различать эти звуки.
III