Для отражения в бухгалтерском учете информации о прочих доходах и расходах предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы»

Принцип «работы» данного счета аналогичен рассмотренному ранее счету 90 «Продажи».
К счету 91 «Прочие доходы и расходы» могут быть открыты субсчета:
91-1 «Прочие доходы»;
91-2 «Прочие расходы»;
91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

На субсчете 91-1 «Прочие доходы» учитываются поступления активов, признаваемые прочими доходами.

На субсчете 91-2 «Прочие расходы» учитываются прочие расходы.

Субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и кредитового оборота по субсчету 91-1 «Прочие доходы» определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (кроме субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»), закрываются внутренними записями на субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

Пример. В декабре 2006 г. организацией, основным видом деятельности которой является производство, были получены следующие доходы: от операций по осуществлению совместной деятельности (по договору простого товарищества) начислен доход в размере 150 000 руб.; от продажи станка с программным управлением 236 000 руб. (вкл. НДС – 18%), (остаточная стоимость станка составила 170 000 руб.).

Также организацией были произведены расходы, не относящиеся к основной деятельности: уплачен штраф за нарушение договора о поставке продукции в размере 5 000 руб. и начислены к уплате проценты банку за пользование кредитом в размере 15 000 руб.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Начислен доход от операций по осуществлению совместной деятельности:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» 150 000 руб.

Отражается выручка от продажи станка:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» 236 000 руб.

Начислена задолженность бюджету по уплате НДС:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» 36 000 руб.

Списывается остаточная стоимость станка:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
К-т 01 «Основные средства», субсчет 1 «Выбытие основных средств» 170 000 руб.

Начислен штраф за нарушение условий договора с покупателями продукции:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 5 000 руб.

Перечислены денежные средства по уплате штрафа:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 51 «Расчетные счета» 5 000 руб.

Начислены, а затем перечислены денежные средства за предоставленный банком кредит:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 15 000 руб.

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т 51 «Расчетные счета» 15 000 руб.

По окончании месяца определяется финансовый результат:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
К-т 99 «Прибыли и убытки» 160 000 руб.
((150 000 + 236 000) - (36 000 + 170 000 +5 000 + 15 000))

По окончании финансового года необходимо произвести внутренние записи по закрытию субсчетов счета 91 «Прочие доходы и расходы»:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы»,
субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - 386 000 руб.

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» - 226 000 руб.


СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

ДОХОДАМИ организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)
РАСХОДАМИ организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)
ДОХОДАМИ ОТ ОБЫЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг
РАСХОДАМИ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров

18.)Учёт денежных средств:

              1.4. Учет наличных денежных средств в кассе предприятия Предприятия, независимо от организационно-правовых форм при осуществлении операций с денежной наличностью должны руководствоваться Порядком ведения кассовых операций. Денежные средства в кассу предприятия получают с расчетного счета строго на определенные цели. Денежные средства не могут быть использованы не по назначению. Предприятия могут хранить в кассе денежные средства только в пределах установленного лимита. Лимит определяется банком, обслуживающим предприятие, по согласованию с руководителем. Сверх установленного лимита денежные средства могут храниться только для выдачи заработной платы, пособий, но не более 3-х рабочих дней, включая день получения денежных средств с расчетного счета. В настоящее время законодательством установлено, что юридические лица могут осуществлять расчеты наличными на сумму не более трех тысяч рублей. Выполнение кассовых операций производится кассиром. Он является материально-ответственным лицом. При поступлении на работу с кассиром в обязательном порядке должен быть заключен договор о материальной ответственности. Прием и выдачу наличных денег кассир осуществляет на основании первичных документов типовой межведомственной формы. Прием наличных денег осуществляется по приходным кассовым ордерам, которые обязательно должны быть подписаны главным бухгалтером. Лицу, внесшему денежные средства, на руки выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, которая должна быть заверена штампом кассира. Выдача наличных денежных средств из кассы производится по расходным кассовым ордерам, которые подписываются главным бухгалтером и руководителем предприятия. Руководитель может не ставить подпись на расходном кассовом ордере в случае, если к нему прилагаются документы, на которых уже имеется разрешительная подпись руководителя. Приходные и расходные кассовые ордера после осуществления операций по ним подписываются кассиром. Расходные и приходные кассовые ордера являются первичными документами. Они выписываются в бухгалтерии предприятия. Помарки и подчистки в кассовых ордерах не допускаются. Выдача кассовых ордеров на руки лицам, получающим или вносящим деньги, категорически запрещена. Прием и выдача наличных денежных средств по первичным кассовым документам должны производиться в день их выписки. До передачи в кассу предприятия приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в бухгалтерии в специальных журналах регистрации кассовых ордеров, отдельно по приходу и отдельно по расходу. Кассир после принятия к исполнению кассовых ордеров производит записи в кассовую книгу. Кассовая книга – это регистр аналитического учета операций с наличными денежными средствами. В кассовой книге все листы сброшюрованы. До начала записей в кассовой книге все листы нумeруются, прошнуровываются и скрепляются печатью. На обороте последней страницы делается запись: "В настоящей книге всего прошнуровано и пронумеровано № страниц". Данная надпись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью предприятия. Записи в кассовую книгу производятся под копирку. Второй экземпляр является отчетом кассира, отрывается и сдается в бухгалтерию. В конце дня кассир должен подсчитать итог операций по приходу и расходу и вывести остаток. Отчет кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами передается в бухгалтерию, где проверяется и является основанием для записей в учетные регистры. Синтетический учет операций по кассе ведется на счете 50 "Касса" – счет активный, основной, денежный. Остаток показывается в балансе во 2 разделе актива. 50 "Касса"
Сальдо – остаток денежной наличности в кассе на определенную дату Выдача денежных средств
Поступление денежных средств в кассу  
Оборот по дебету (ОД) Оборот по кредиту (ОК)
Сальдо – конечное =  
CК=СН+ОД-ОК  

Операции по кредиту счета 50 отражаются в журнале-ордере № 1. К журналу-ордеру № 1 открывается ведомость № 1, в которой показываются дебетовые обороты счета 50 "Касса". Строение журнала-ордера № 1 аналогично журналу-ордеру № 2. Основанием для заполнения журнала-ордера и ведомости № 1 являются отчеты кассира.

Основные проводки по движению денежных средств в кассе предприятия.

       

19.)Бухгалтерская отчётность на малом предприятии:

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность состоит их бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

При этом сложилась определенная нумерация форм отчетности:

  • Бухгалтерский баланс считается формой № 1;
  • Отчет о прибылях и убытках – формой № 2;
  • Отчет об изменениях капитала считается формой № 3;
  • Отчет о движении денежных средств – формой № 4;
  • Приложения к бухгалтерскому балансу – формой № 5;
  • Отчет о целевом использовании полученных средств – формой № 6;

Форму бухгалтерской отчетности организации имеют право разрабатывать самостоятельно, однако это не целесообразно.

Во-первых, все равно Минфин рекомендует при разработки форм бухгалтерской отчетности, предоставляемых в установленные адреса, учитывать образцы форм, приведенные в данном приказе.

Во-вторых, составить отчетность и привести все данные, подчеркивающие специфику конкретного предприятия, можно, введя дополнительные показатели и пояснения.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное предоставление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Таковой считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

При формировании бухгалтерской отчетности организации должна быть обеспечена нейтральностью информации, содержащиеся в ней. Информация не считается нейтральной, если посредствам отбора или формы предоставления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, приводятся данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному.

При несопоставимости данных за период, предшествующий отчетному, с данными за отчетный период первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. При том каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причины, вызвавших эту корректировку.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Бухгалтерская отчетность составляется на русском языке и в валюте РФ, подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Если бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерии) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Малому предприятию не нужно составлять все формы отчетности. В соответствии с пунктом 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, могут принять решения о предоставлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статье Бухгалтерского баланса и статьями Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.

Пункт 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации разрешает не предоставлять субъектам малого предпринимательства Отчет о движении денежных средств. Также субъекты малого предпринимательства вправе не предоставлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.

Таким образом, формами бухгалтерской отчетности, обязательными к предоставлению малыми предприятиями являются форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Отчетность составляется в тыс. руб. (код по ОКЕИ 384) или млн. руб. (код по ОКЕИ 385).

Чтобы избежать ошибок при составлении бухгалтерской отчетности, бухгалтер должен помнить о том, что некоторые показатели, отражаемые в одних формах, также отражаются и в других формах. То есть показатели в разных формах отчетности взаимоувязаны и любые расхождения, не имеющие обоснованного составления форм бухгалтерской отчетности.

20.).1 Классификация элементов учетной политики по сфере регулирования

Общие элементы учетной политики регулируют организацию всей системы бухгалтерского учета организации.К таким элементам,например, относятся формы бухгалтерской отчетности,рабочий план счетов, форма бухгалтерского учета. Специальные элементы учетной политики регулируют ведение бухгалтерского учета на определенном участке. Таким элементами являются, в частности,способ оценки незавершенного производства,метод начисления амортизации основных средств,порядок списания расходов будущих периодов.

3.2 Классификация элементов учетной политики по обязательности разработки

Обязательные элементы необходимо разрабатывать и утверждать вне зависимости от того, какие объекты бухгалтерского учета присутствую в организации.К таким элементам,например, относятся форма бухгалтерской отчетности,рабочий план счетов, правила документооборота.

Факультативно-обязательные элементы учетной политики должны разрабатываться и утверждаться в учетной политике организации только в случае наличия у нее определенных объектов бухгалтерского учета или осуществления ею определенных операций. Аналогично формы первичных документов должны утверждаться в учетной политике только при осуществлении операции, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных учетных документов.

Наконец, факультативными элементами учетной политики является такие,утверждение которых не обязательно даже при наличии хозяйствующих субъектов объектов бухгалтерского учета, которые регулируют данные элементы.Например, субъекты малого предпринимательства вправе не применять положение по бухгалтерскому учету "учет расчетов по налогу на прибыль"ПБУ 18/02. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 торговые организации затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, могут включать в состав расходов на продажу.Таким образом,если хозяйствующий субъект не утвердит в своей учетной политике этот способ, то будет использоваться общий порядок,т.е. все затраты по заготовке и доставке товаров до складов будут включаться в их себестоимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: