Автомобильный транспорт

Важным фактором, определяющим уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах, выступает автомобильный транспорт. Есть основания считать, что в крупных городах его доля в общем количестве вредных веществ антропогенного происхождения, выбрасываемых в атмосферу, будет возрастать. В выхлопных газах автомобилей содержится до 3% угарного газа; 0,06% окиси азота; 0,5% углеводорода; 0,06% окиси серы; 0,004% альдегидов и т.д.

Каждый легковой автомобиль ежегодно выделяет в воздух в среднем 800 кг окиси углерода, 220 кг углеводородов и 40 кг оксидов азота. При использовании этилированного бензина с выхлопными газами в атмосферный воздух поступает 25-75% содержавшегося в нем свинца и, как теперь стало известно, - диоксины. За один год более 550 млн. автомобилей мира выбросили в атмосферу около 200 млн. т окиси углерода, 50 млн. т углеводорода, 20 млн. т азота и миллионы тонн сернистого газа, органических веществ, свинца и других элементов.

В настоящее время в нашей стране и во всем мире пытаются перейти на новый вид автомобильного топлива с более высоким октановым числом, что способствует снижению содержания окиси углерода в выхлопных газах. Однако окислы азота и свинец остаются активными компонентами выбросов. Резко повышено содержание свинца и цинка в почве и растительности вдоль транспортных магистралей.

Автомобильному транспорту как источнику загрязнения воздушной среды присущ ряд отличительных особенностей:

Во-первых, численность автомобилей в крупных городах быстро увеличивается, а вместе с тем непрерывно растет и валовый выброс вредных продуктов в атмосферу.

Во-вторых, в отличие от промышленных источников загрязнения, привязанных к определенным площадкам и, как правило, изолированных от жилой застройки санитарно-защитными зонами, автомобиль -движущийся источник загрязнения, негативное воздействие которого распространяется на жилые районы, места отдыха и т.п.

В-третьих, автомобильный выброс распространяется на уровне дыхания человека, и его рассеяние в условиях городской застройки затруднено.

И, наконец, современные возможности снижения токсичности выхлопных газов еще не в состоянии обеспечить желаемую степень чистоты воздушного бассейна. Автомобили вследствие конструктивных несовершенств и дефектов эксплуатации выбрасывают в воздушный бассейн более 200 химических соединений. Загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом в США, Японии и других развитых странах вышло на первое место, опередив промышленность и теплоэлектростанции. Предполагают, что к XXI веку 90% загрязнений будет приходиться на долю автомашин.

В последние годы, с увеличением количества транспортных средств, резко увеличилось загрязнение атмосферного воздуха, доля которого составляет 70 и более процентов от выбросов предприятий. Особенно возросли выбросы в крупных городах и промышленных центрах.

В г. Москве, городах Тюменской области доля выбросов автомобильного транспорта составляет до 90% всех валовых выбросов. В Курской области более 86%.

Из всех исследуемых ингредиентов особую тревогу вызывают чрезвычайно высокие показатели содержания в атмосферном воздухе на автомагистралях в зоне жилой застройки окислов азота. Даже средний по

России процент проб атмосферного воздуха указанного вещества составляет 17,00%, в то время как на многих территориях этот показатель значительно выше (табл. 3).

Высоки показатели загрязнения атмосферного воздуха на автомагистралях в зоне жилой застройки и окисью углерода. При среднем проценте проб атмосферного воздуха с превышением ПДК - 18,84% в целом по России, в ряде регионов этот показатель еще более значителен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: