Пример 2. Объект исследования

Объект исследования: психосоматические отношения при аллергических заболеваниях.

Предметом исследования стали особенности психики детей с аллергией.

Как видно из примеров, цель часто исходит из разработки темы исследования и формулируется с помощью глаголов: изучить, раскрыть, уяснить и пр.

Затем во введении следует перечень оптимальных методов, которые будут применены в исследовании: «В исследовании нами использованы такие методы как теоретический анализ источников по проблеме, наблюдение, беседа, праксиметрия» и т.п.

Далее кратко дается характеристика состояния изучаемой проблемы в науке. Следует сделать «предварительную экспертизу» проблемы. Академик Н.М. Дружинин рекомендовал в анализе литературы выделять три круга проблем: 1) проблемы, поставленные и решенные предыдущими авторами; 2) проблемы поставленные, но не решенные прежними авторами; 3) проблемы, которые должны быть поставлены и решены, но выпали из поля зрения прежних авторов. Описываются методологические аспекты данной психологической проблемы.

Например: «Термин «кризис» многозначен. В отечественной психологии представление о возрастном кризисе ввел П.П. Блонский, затем в 30-е годы XX в. его описывал основатель культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготский. Он вводит теоретическое представление о двух типах возрастов – критическом и стабильном, выделяя следующие критические периоды: кризис новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, тринадцати лет (подростковый), кризис семнадцати лет (юношеский). Ученый подчеркивал, что в критические периоды ребенок становится относительно трудновоспитуемым, но «было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение кризисных возрастов» (4, с. 87).

Автор деятельностного подхода А.Н. Леонтьев полагал, что кризисы «не являются неизбежными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием». Эта «бескризисность» развития получила подтверждение в работах М.И. Лисиной, которая исследовала генезис общения ребенка и взрослого.

Огромное место психологии возрастных кризисов занимают работы Л.И. Божович. В целом позиция Божович продолжает линию Выготского в разработке вопросов, связанных с понятием «переживание» как представлением о внутренней позиции. На примере кризиса семи лет Л.И. Божович было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельство кризиса развития. Л.И. Божович экспериментально подтвердила господствующий в 50–70-е годы тезис о психологическом содержании критических возрастов. Кризисы полагались не нормой, а патологией развития. При грамотном, целенаправленном управлении процессом воспитания критических явлений в развитии удавалось избежать. Содержание же перехода из одного возрастного периода в другой переводилось из психологической плоскости в педагогическую. Кризис переставал быть явлением психологической реальности, а был следствием неправильного воспитания.

Близкие результаты получены и в работах Т.В. Драгуновой: кризис возникает как реакция на неадекватное отношение со стороны взрослых.

Таким образом, в отечественной психологии основное место занимает взгляд на кризисы как на поведенческий синдром возрастного перехода, синдром, включающий болезненную реакцию ребенка на неадекватные педагогические воздействия со стороны взрослого. Исключение в этом ряду составляет позиция Д.Б. Эльконина, высказанная в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (25). В ней кризисы определены как переходы от одной системы к другой (от овладения мотивационно-потребностной сферой к операционально-технической и наоборот). При этом переходы между эпохами названы «большими» кризисами. В этот момент открывается новая эпоха и новый период развития мотивационно-потребностной сферы. Переход между периодами внутри одной эпохи характеризуется как «малый» кризис, он открывает следующий период формирования интеллектуально-познавательных сил ребенка».

В завершении этой части исследования автор кратко аннотирует основные источники, которыми он пользовался при написании курсовой работы.

Важной составляющей во введении становится обоснование новизны и практической значимости работы, раскрытие ее перспективы. Объем введения не должен превышать двух страниц.

При написании основной части работы студент должен добиваться сохранения внутренней логики и взаимосвязи излагаемых вопросов в строгом соответствии с разработанным планом. Каждый параграф работы должен сопровождаться выводами по теме, самостоятельно сформулированными автором. При реферировании текста указывается постраничная сноска, обозначающая источник из приведенного списка литературы. Цитаты оформляются в кавычках.

В первой главе обычно выделяют два-три параграфа, соответственно логике работы. Содержание первой главы обсуждается с научным руководителем во время консультации. Обязательно должна быть раскрыта сущность рассматриваемого понятия, его возрастные и прочие психологические аспекты.

Например, Л. Быкова в своей курсовой работе на тему «Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста», написанной в 2004 году структурировала материал первой главы следующим образом:

Глава 1. Проблема развития внимания в психологии.

1.1. Сущность внимания, его свойства и виды.

1.2. Внимательность как свойство личности.

1.3. Особенности формирования внимания в дошкольном возрасте.

В практической части исследования (глава 2) анализируется фактический материал наблюдений, диагностической работы по теме. Актуально представление этих данных в диаграммах, таблицах, схемах, графиках с последующей психологической интерпретацией. Протоколы или бланки исследований помещаются в приложениях к работе.

Глава вторая обычно состоит из двух параграфов. В первом параграфе раскрывается цель и задачи практической части исследования, программа исследования, обосновываются примененные методы. Некоторые студенты полностью переписывают методики в свою работу. Если методика не авторская, то делать этого не стоит. Достаточно указать только название и автора методики или ее модификации. Саму методику лучше дать в одном из приложений к работе. В начале второй главы описывается база исследования (где оно проводилось), рассказывается, как оно проходило, выделяются этапы исследования, трудности, которые испытал в ходе работы автор и пр. Подробно характеризуется объект исследования и его предмет. Сообщаются полученные данные с последующей интерпретацией. Делаются выводы.

Во втором параграфе второй главы традиционно студент излагает самостоятельно сформулированные рекомендации по заявленной проблеме. Объем первой и второй глав приблизительно равный.

Приведем примеры фрагментов второй главы курсовых работ студентов.

Пример 1. Михайлова Е. 2005 г. Тема «Стереотип образованного человека в самосознании современных студентов».

Нами был проведен опрос студентов физико-математического факультета ВГПУ и факультета журналистики ВГУ с целью выяснить, каково их понимание образованности как качества личности (190 человек). Студентам был предложен вопрос: «Каким, в Вашем понимании, должен быть образованный человек?»

Как показал опрос, современные студенты, в том числе и те, кто будет образовывать других, не всегда правильно понимают значение слова «образованный». В содержательных характеристиках образованного человека преобладают оценки интеллектуального развития (52% респондентов), не забывают студенты и о хорошем воспитании, культуре, умении вести себя в обществе (36%). Но мало кто говорит о том, что образованный человек должен не только знать, но и уметь правильно применять имеющиеся у него знания (10%), а также стремиться к саморазвитию (5,5%). О критерии «высшего образования» заявляют 19 % респондентов. Огорчает то, что для некоторых людей необходимость получения высшего образования воспринимается как некая не вполне понятная и часто мешающая в жизни обязанность, обусловленная требованиями работодателей.

Пример 2. Калашников В. Личностные образования: смысл жизни. 2004 г.

Категория «смысл жизни» имеет огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Особенно актуальна проблема осмысленности жизни для студентов педагогического вуза. Утверждение позитивного смысла и цели жизни должно играть адаптационную и жизнеутверждающую роль в жизни каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, осуществлять функцию интеллектуальной терапии. Активность в этом направлении особенно важна в периоды нестабильного состояния общества.

Нами сделана попытка соотнести уровень осмысленности жизни с академической успеваемостью современных студентов. В своем исследовании мы опирались на труды Н.К. Гаврюшина, В.В. Зеньковского, Д.А. Леонтьева, Н.О. Лосского.

Объектом исследования явилась группа студентов IV курса ВГПУ из 6 человек, в которую вошли 4 девушки и 2 юноши в возрасте от 19 до 21 года. Выборка была сделана на основе деления шкалы баллов успеваемости на 3 уровня – слабые, средние и высокие показатели академической успеваемости (1-й уровень – от 3,5 до 3,9 баллов; 2-й уровень – от 3,9 до 4,5 баллов; 3-й уровень – 3,6 и более баллов). В каждый из уровней вошли 2 человека. Осмысленность жизни диагностировалась по «Тесту смысложизненных ориентацицй (СЖО)», разработанному Д.А. Леонтьевым. Выделенные при исследовании факторы можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. В них включают собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, ее насыщенность и удовлетворенность самореализацией. Эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Два фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым тесно связана осмысленность жизни, причем первый характеризует мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль (образ «Я»).

По результатам тестирования была составлена следующая матрица ответов:

Испытуемый: № вопроса Студент 1 Студент 2 Студент 3 Студент 4 Студент 5 Студент 6
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
Шкала            
1-цели            
2-процесс            
3-результат            
4-локус контроля – Я            
5-локус контроля – Жизнь            
Общая ОЖ            
Сумма академических баллов 57,6 62,4     73,6  
Средний академический балл 3,6 3,9   4,5 4,6  

Для выявления корреляции между осмысленностью жизни и академической успеваемостью была построена двухосная диаграмма, выявляющая уровень корреляции между осмысленностью жизни и академической успеваемостью, графику на которой соответствует суммарный балл студента за 2 года (4 экзамена за 4 сессии – 16 оценок), а диаграмме – сумма баллов по каждой из 5 шкал (общая осмысленность жизни – ОЖ). При этом по оси абсцисс расположены данные каждого студента в порядке роста их академической успеваемости. При анализе диаграммы корреляции среднего академического балла от уровня осмысленности жизни мы приходим к выводу, что явной зависимости не наблюдается. Непрерывно растущему графику академической успеваемости соответствуют постоянные колебания общего уровня осмысленности жизни.

В своем исследовании мы обратили внимание на то, что у пяти из шести студентов самыми низкими оказались показатели по шкале «локус контроля-Я». Высокие баллы по этой шкале соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы доказывают неверие в свои силы, в способность контролировать события собственной жизни.

Пример 3. Черепанова Е. Феномен избирательных кампаний в становлении гражданского самосознания современных студентов. 2006 г.

Мы живем в эпоху социальных перемен. Постоянные избирательные кампании стали обычным делом. А ведь все, что происходит в обществе, формирует наше гражданское сознание. Обратимся к справочной литературе.

Гражданское сознание – усвоенное и принятое человеком личностное гражданское отношение к определенному обществу, государству, выражающееся в стремлении активно действовать для его защиты, охраны, развития.

Избирательная кампания – стадия избирательного процесса, которая включает выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить избирателей с их программами и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор.

Выборы – важнейший институт современной демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов и замещения некоторых высших государственных должностей.

Мы видим, что в основе трех этих понятий лежит феномен свободы волеизъявления, который предполагаетрешение субъекта на основе личностного отношения человека к происходящему. Что же в наши дни становится мотивом усердного участия студентов в избирательных кампаниях? Как это участие влияет на их гражданское становление?

Мы провели анонимное анкетирование, в котором участвовало 70 студентов г. Воронежа в возрасте от 18 до 21 года. Среди них было 28 юношей и 42 девушки. На вопрос: «Какие виды участия студентов в избирательной кампании вы знаете?» – самыми популярными были ответы: агитация (48%), расклеивание (раздача) листовок (18%), голосование (17% включили его в избирательную кампанию), соц. опрос (7%), подкуп избирателей (4%).

Понятия «выборы» и «избирательная кампания» ассоциируются у опрошенных с обманом, отсутствием демократии, скандалом, суетой, бесполезностью – 36%; агитацией – 28%; свободой выбора и серьезным решением – 26%; сменой власти – 24%; голосованием – 17%.

На вопрос о педагогических возможностях избирательных кампаний 53% студентов ответили, что избирательные кампании воспитывают в человеке отрицательные качества, 33% – положительные, а остальные 14% затруднились или воздержались от ответа.

На предложение заработать участием в избирательной кампании 75% юношей и 55% девушек согласились бы работать. 64% из них пошли бы на это из-за недостатка средств и потому, что они одни ничего не могут изменить; 11% не обосновали свой выбор, и только 16% согласились бы лишь в том случае, если бы разделяли убеждения кандидата. Среди тех, кто отказался, 57% просто поленились бы или считают, что у них не получилось бы, и только 40% отказавшихся считают, что это неправильно, не хотят участвовать «в обмане». Так ответили всего 9 человек, а это 13% от общего числа опрошенных! Печально, но мы – новое поколение, со своими идеями и мыслями – взращены на почве отчаянного пессимизма.

На вопрос: «Что бы Вы изменили в современных избирательных кампаниях, если могли бы?» 30% процентов опрошенных воздержались от ответа или сказали, что им «все равно». Большинство же тех, кому «не все равно» предлагали исключить или уменьшить агитацию, строже наказывать за подкуп, было предложение об испытательном сроке для депутатов, часто встречался лозунг «меньше слов – больше дела», все говорили о справедливости и даже мечтали об «эликсире правды» для кандидатов.

Да, мы в большинстве своем противоречим сами себе, вновь и вновь соглашаясь работать в предвыборной грязи или просто бездействовать наедине со своими убеждениями. Но это не будет продолжаться вечно! Однажды мы проснемся и будем менять мир!..

Мой выбор – он волен, как ветер!

Мой голос – он тверд и свободен!

Я – гражданин, я в ответе

За жизнь и судьбу моей Родины!

Угасли зарницы сомнений,

И грудь моя полнится гордостью!

И я совершенно уверена:

Однажды мы справимся с подлостью!

Мы веру народа залечим,

Свободу дадим свободе,

Мы – граждане, мы в ответе

За жизнь и судьбу нашей Родины! (Авторское)

Следующим этапом работы становится заключение. В заключительной части курсовой работы четко формулируются выводы и рекомендации в соответствии с заявленной целью. Объем этой части работы не более двух листов. Приветствуется рефлексия по поводу изученного, исследованного.

Прежде, чем сдавать работу для рецензирования, необходимо ее тщательно вычитать, проверить текст на соответствие нормам современного русского литературного языка. Необходимо устранить речевые несоответствия, алогизмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: