По психологии

КАК НАПИСАТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ

Курсовая работа является одной из форм научно-исследова­тельской работы студентов по психологии. Основные цели написания курсовой работы заключаются в привитии студентам навыков самостоятельной работы над литературой по психологическим дисциплинам, умения анализировать и обобщать данные заявленной проблемы, осуществлять практическое исследование и разрабатывать соответствующие психологические рекомендации.

Первым этапом работы над курсовым проектом является обоснованный выбор темы исследования. Тема индивидуальна. Выбор ее может быть продиктован: научными интересами студента; желанием решить свою личностную проблему, глубоко уяснив ее содержание и другими причинами. Тема обязательно согласовывается с руководителем. Перечень тем утверждается на заседании кафедры общей и педагогической психологии.

Для полноценного исследования необходим график работы. Важно учесть, что курсовая сдается в строго отведенные учебным планом сроки, поэтому при планировании принимается во внимание последовательность основных этапов выполнения проекта: выбор темы, подбор и изучение литературы по теме, обоснование оптимальных методов исследования, реферирование источников, осмысление логики работы, структурирование материала и ее написание, продумывание формулировок полученных в исследовании выводов, оформление работы, подготовка к ее защите.

Следующий этап становится работа с источниками. Литература подбирается самостоятельно. Как правило, в учебных пособиях дается перечень основных исследований по теме. Можно опираться на него. В итоговом списке ссылка на учебные пособия не корректна, нужно указывать первоисточники. На этом этапе студент демонстрирует свое умение работы с каталогом. Количество источников произвольно, но в них должны быть отражены основные направления теоретических разработок по проблеме. В список источников включаются труды классиков отечественной и зарубежной психологии по теме, статьи ученых, разрабатывающих проблему, публикации авторов в соответствующих журналах и газетах за последние пять лет, специальная литература в виде словарей, справочников, энциклопедий и пр. В итоговом перечне в алфавитном порядке указываются книги, брошюры, статьи. Запись книг осуществляется в соответствии с современными библиографическими требованиями. Консультации по этому вопросу можно получить в библиографическом отделе библиотеки. Наличие хорошо составленного списка использованной литературы свидетельствует о степени изученности темы, о навыках и культуре самостоятельной работы студента.

Изучив литературу, осмыслив тему заново, с научных позиций, студент приступает к работе над содержанием. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложений.

Ниже предлагается примерное содержание курсовой работы по теме «Особенности психологической поддержки ребенка в условиях возрастных кризисов».

Введение

Глава 1. Теоретический анализ источников по проблеме возрастных кризисов в онтогенезе

1.1. Понятие возрастных кризисов в психолого-педагогической литературе

1.2. Особенности поведения детей в переходный период, или проблема трудновоспитуемости в условиях возрастного кризиса

Глава 2. Особенности психологической поддержки ребенка в периоды возрастных кризисов

2.1. Диагностика трудностей становления социальной ситуации

развития ребенка на примере возрастного кризиса 7 лет

2.2. Рекомендации по профилактике трудновоспитуемости ребенка в кризисные периоды

Заключение

Список литературы

Приложения

В содержании указываются страницы.

Особая роль отводится введению. В нем обосновывается актуальность темы исследования, излагаются мотивы выбора темы автором (обоснование темы), формулируется цель работы, которая конкретизируется в задачах исследования. Приведем примеры частных формулировок данной части исследования из студенческих работ прошлых лет.

Пример 1. Авраменко И. Особенности социокультурной осведомленности современных студентов. 2006 г.

Насколько сегодняшняя молодежь осведомлена о социально-культурных событиях, происходящих в мире, стране, в родном городе? Как хорошо она знает наши национальные приоритеты и культурные ценности? Именно эти составляющие очень важны для формирования полноценного жизненного опыта личности нашего современника. Эти вопросы и вызвали к жизни данное исследование по теме «Особенности социокультурной осведомленности современных студентов».

Целью нашей работы является определение степени социокультурной осведомленности современной молодежи, ее качественных составляющих.

Задачи:

1. Изучить теоретические источники по проблеме, разработать основные критерии понятия «осведомленность».

2. Провести опрос по специально разработанной авторской
анкете.

3. Дать психологические рекомендации по эффективному использованию наработанного материала в организации воспитательной деятельности с современными старшеклассниками.

Пример 2. Киселев И. Профилактика страхов у младших школьников. 2006 г.

Каждый из нас помнит свои детские страхи: домовой под кроватью, приведение, которое так и хочет нас напугать, угроза войны и многое другое. Диапазон страхов очень велик: от боязни сказочных существ до реальных природных явлений, от ужаса перед замкнутым пространством до боязни оказаться смешным в глазах окружающих. Наверное, невозможно найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится замкнутым, агрессивным и неуверенным в себе.

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями развития и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов или конфликтных отношений в семье. К сожалению, возникновение страхов в большинстве случаев – это вина самих родителей, и очень важно предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами или же просто родительской невнимательностью.

Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, родителям и учителям необходимо знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Нередко родители считают, что страхи пройдут сами собой и на них не нужно обращать внимания, есть родители, уделяющие этой проблеме чрезмерно много внимания, что наоборот приводит к усилению детских страхов.

К сожалению, в последние годы специалистами отмечается существенный рост детских страхов, резкое увеличение количества детей, испытывающих чувство страха, поэтому тема моей курсовой работы: «Страхи младших школьников» очень актуальна, а тем более она актуальна для меня как для будущего педагога.

Целью работы является изучение причин возникновения страхов младших школьников.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

2) в ходе диагностической работы выявить причины преобладающих страхов у младших школьников;

3) разработать рекомендации по профилактике детских страхов.

Пример 3. Черепанова Е. Чувство любви в жизни современного человека. 2006 г.

Любовь – чувство, волнующее человеческое сердце с незапамятных времен. Люди всегда пытались разгадать загадку этого необычного явления, понять, в чем причина волнений и переживаний, связанных с любовью, почему это чувство способно заставить человека совершать несвойственные ему поступки. Любовь – необычайно сложный и интересный процесс, достойный внимания ученых и восхищения поэтов.

В наше время настоящая любовь встречается редко, браки распадаются, не выдержав и нескольких лет; многие предпочитают оставаться одинокими, однажды разбив свое сердце; часто встречаются семьи, где супруги просто терпят друг друга ради детей, ради выгоды, ради чего угодно…терпят… Кажется, случается это потому, что люди перестали отличать настоящую любовь от мимолетной страсти, простой симпатии, больше стали думать о материальных благах, развлечениях, учебе, работе, о будущих прибылях и покупках. Возможно, это неплохо, но наше настоящее осталось не у дел, сжалось до горошины между тяжелым прошлым и светлым будущим. Мы стали забывать о нашем внутреннем мире, о духовных потребностях, о том, что сердце хочет любви и неподдельного чувства радости от того, что тебя понимают и принимают. И наша душа просит счастья не вчера и не завтра, а сейчас же, в этот же миг.

Какая же она – настоящая любовь? Как понять в суете сегодняшних дней, что именно любовь поселилась у нас в сердце, а не иное чем-то схожее с ней чувство? Эти вопросы давно интересовали меня, поэтому курсовую работу я решила написать о любви.

Цель: изучить специфику проявления чувства любви у наших современников.

Задачи: обобщить труды ученых о чувственных проявлениях любви, провести практическое исследование по этой теме, проанализировать полученную информацию, составив «портрет» любви в современном обществе.

Далее во введении характеризуется база исследования (где оно проходило), формулируются объект и предмет исследования. Объектом исследования является сам феномен изучения. Предмет указывает на то, что подлежит изучению в объекте. В зависимости от темы работы, это может выглядеть следующим образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: