На современных самолетах с основной энергосистемой переменного тока напряжение и род тока преобразуются трансформаторами и выпрямительными установками.
В качестве преобразователей напряжения используются трансформаторы, которые по назначению подразделяются на силовые измерительные и специальные, а по числу фаз на однофазные и трехфазные.
Принцип действия трансформатора основан на использовании закона электромагнитной индукции, в соответствии с которым напряжение U2 в сети и вторичной обмотке зависит от подводимой напряжения U1 и отношения числа витков первичной w1 и вторичной w2 обмоток.
U2= U1 w2: w1.
Автотрансформаторы выполняются так, что их вторичная обмотка w2 является частью первичной обмотки и имеет не только магнитную, но и электрическую связь с ней.
Схема автотрансформатора
Схема трансформатора
Структурная схема трансформаторно-выпрямительного блока (ТВБ):
1-трансформатор; 2-выпрямительный блок; 3-фильтр.
Соотношение токов в автотрансформаторе определяется из выражения
|
|
I2 = I1 w1: (w1- w2)
Переменный ток преобразуется в постоянный выпрямительными устройствами. Существуют разнообразные схемы выпрямления (однополупериодная, двухполупериодная, мостовая).
Нередко необходимо изменять не только род тока, но и величину напряжения для питания отдельных потребителей. С этой целью промышленностью выпускаются трансформаторно-выпрямительные блоки (ТВБ).
Конструкция такого блока состоит из трансформатора 1, выпрямительного устройства 2 и фильтра 3. Он имеет вспомогательные устройства, обеспечивающие регулирование выходного напряжения, температурного режима и сигнализации предельных режимов.
Классификация и принципиальные схемы преобразователей