Система подачи топлива к двигателям включает в себя топливный бак (обычно расходный бак), из которого непосредственно топливо поступает к двигателю или двигателям (в зависимости от выбранной схемы); насосы высокого напора, которые обеспечивают требуемый расход и подпор топлива, поступающего к насосам-регуляторам двигателя (насосы-регуляторы плунжерного типа для создания давления распыла на форсунках в камерах сгорания двигателя требуют повышенного давления на входе во избежание кавитации); топливную магистраль от расходного бака с датчиком расходомера, сигнализатором давления топлива перед двигателем, перекрывным краном дистанционного управления для отсечки топлива от двигателей в аварийной ситуации; кран кольцевания для питания двигателей от другого расходного бака (при схеме с несколькими расходными баками).
Топливная система характеризуется высотой полета, до которой обеспечивается бесперебойная подача топлива к двигателям. Основными факторами, определяющими высотность топливной системы, являются:
|
|
давление топлива перед насосом-регулятором двигателя.
Система перекачки топлива
Система перекачки топлива в расходный бак обеспечивает сохранение центровки самолета при выработке топлива двигателем за счет соблюдения заранее заданной очередности и порядка перекачки топлива из баков топливной системы в расходный бак.
Наибольшее распространение получили системы перекачки топлива в расходный бак с центробежными электроприводными насосами. На некоторых самолетах по условиям повышенных темпов перекачки применяются гидроприводные насосы или турбонасосы. В последнее время в системах перекачки находят широкое применение струйные насосы.
Системы перекачки со струйными насосами
Струйные насосы применяются для перекачки топлива, откачки остатков топлива из баков сложной конфигурации с большой поверхностью днища, которая характерна для крыльевых баков.
Малые габаритные размеры и масса, отсутствие подвижных частей и электропроводки определяют широкое применение их в топливных системах, несмотря на меньший КПД, чем у другого вида насосов.
Привод струйных насосов осуществляется от насосов двигателя или электроприводных центробежных насосов.