Музыкальный диктант

Цель диктанта – развитие умения активного слушания, развитие языкового чутья, умения воспринимать в тексте песни изучаемое языковое явление (на слух), обогащение слуховых впечатлений.

Ход выполнения. Первый раз – учащиеся прослушивают запись песни с целью выразить свое впечатление, настроение, которое песня вызвала. Вторичное прослушивание нацелено на восприятие текста песни, музыки, слов. Третий раз учащиеся слушают песню, чтобы записать языковые средства (слова, словосочетания, предложения определённой структуры и т.д.), которые создают определённое настроение, вызывают какое-то чувство, являются ключевыми (в зависимости от задания). Выписанные конструкции и слова анализируются с точки зрения их функции в данном тексте. Задача учителя при выполнении диктанта – не разрушить целостного представления о тексте, эстетического впечатления от музыкального произведения.

Немой диктант

Цель диктанта – развивать умение переводить образы видимых предметов, явлений, действий в слова и предложения (= записать то, что вижу). Учащимся предъявляется материал (визуально – картинки, рисунки, фото; кинестетически – движения, действия, позы), который вербализуется и записывается.

Словарный немой диктант. Учитель показывает рисунки или фотографии с изображениями предметов (цветы, игрушки, виды транспорта и т.п.), а учащиеся записывают слова-названия. Например: экскаватор, автобус, троллейбус, трамвай. Задание можно усложнить, включить слова в однородный ряд, сочинить рассказ.

Этот вариант (без названия) близок к сочинению по наблюдениям. Диктант проводится при подготовке к сочинению-описанию или сочинению-повествованию – при изучении глагола, глагольных форм, прилагательного и наречия. Задача учащихся – описать действия, которые производит учитель.

Ход работы. Учащиеся молча наблюдают за тем, что делает учитель. Например, выполняя диктант при изучении темы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-» у учеников может получится такой текст: «Учитель пришёл в класс. Затем повернулся и приоткрыл дверь. Взял со стола лист бумаги и приклеил к нему фотографию, этот листок прицепил за прищепку на доске. Учитель приписал к слову букву» и т.п.

Во время второй демонстрации действий учителем учащиеся составляют и записывают предложения так, чтобы получился небольшой рассказ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: