И злым, и добрым, и заслуживающим смерти должен сочувствовать благородный. Ибо нет человека, свободного от вины.
Жестокость - даже к злым - ведет в ад. Что же говорить о жестокости к добрым?
Пусть жизнь твоя в опасности - не причиняй зла жене, жрецу, аскету и ребенку, тем более если они доверяются тебе.
Невелика мудрость - обмануть доверчивого.
Невелико мужество - убить заснувшего на твоей груди.
Легко найти людей, готовых дарить золото, коров и землю; трудно найти человека, проникнутого состраданием ко всему живому.
Нет большей скверны, чем питать свою плоть плотью других существ.
Вот один поедает мясо другого - погляди же на разницу между ними: одному - минутное удовольствие, другому - утрата жизни.
Позволяющий убить, разрезающий, убивающий, продающий, покупающий, стряпающий, подносящий поедающий мясо - все убийцы.
Сострадание правит миром. Не может злодей повредить тому, в чьих руках оружие сострадания.
Не творить зла - вот высшая добродетель, залог всеобщего блага. Даже вшей, клопов и москитов следует щадить.
|
|
Как могу я быть счастлив, если другой несчастлив? Как могу я равнодушно взирать на него, когда в моих силах помочь?
Сколь велико страдание человека при мысли: "Смерть неизбежна"! Так подумав, можно защитить и врага.
Кто радуется при виде радующихся и горюет при виде горюющих, тому ведома высшая добродетель.
Слаб от природы разум зверей, и тем более они, бедные, заслуживают жалости. Сходны помыслы живых существ - все стремятся к приятному и отвращаются от неприятного. Пойми это и не делай другим того, что нежеланно тебе самому.
Высшей власти достигает тот, кто видит во всех существах себя и все существа - в себе.
Если ты стремишься к счастью, смотри "а ближнего, как на самого себя, - ведь одинаковы радости и горести у тебя и у ближнего.
Даже тот, кто далеко, стоит рядом, если он в твоем сердце; даже тот, кто стоит рядом, далек, если твои мысли далеки от него.
Лишь ограниченные люди различают: "этот - свой, этот - чужой". Для возвышенных вся земля - одна семья.
Все стремятся к счастью и страшатся несчастья.
Поэтому, если хочешь счастья для себя, то заботься о счастье другого и сам будешь счастлив.
Как тебе самому дорога жизнь, так дорога она и другим существам. Сравнив себя с другими, добрые люди оказывают сострадание.
В деянии и в отказе, в счастье и в несчастье, в приятном и в неприятном человек познает меру, сравнивая себя с другим.
Тот мудр, кто глядит на чужую жену, как на мать, на чужое добро - как на ком земли, на себя - как на всех других.
Тот лишь истинно живет, чьей жизнью живы многие. Что пользы от ворона, набивающего свою утробу?
|
|
Пусть недолго проживет человек - жизнь его счастлива, если он прожил ее ради ближних.
Мудрый отдаст ради ближнего и богатство, и жизнь - ведь и то, и другое обречено на гибель; так не лучше ли отказаться от них для доброго дела?
Велика ли заслуга быть добрым к тому, кто сам добр к тебе? Быть добрым к тому, кто вредит тебе, - вот истинная доброта.
Ради помощи другим текут реки, ради помощи другим дают молоко коровы, ради помощи другим приносят плоды деревья, ради помощи другим свершают свои дела добрые люди.
Помогай ближнему - пусть жизнь твоя держится на волоске. Помочь ближнему - все равно что совершить сотню жертвоприношений.
Добрым нравом привлекай друга, усердием - родственников, дарами и вниманием - женщин и слуг, обходительностью - остальных.
Будь внимателен к гостю - пусть он твой враг.
Даже лесорубу с топором дерево не отказывает в тени.
Пусть хозяева - муж с женой - накормят сначала ребятишек, незамужних дочерей, стариков, беременных, больных, девочек, гостей и слуг. И лишь накормив их, пусть едят сами что останется.
Благородный жертвует своим добром, чтобы помочь ближнему; средний помогает, не жертвуя; низкий губит чужое добро ради своего. Как же назвать того, кто вредит без пользы для себя?
Даятель дорог людям, а не богач. Люди благословляют облако, дающее воду, а не все воды океана.
Дар, что дается с мыслью: "надо дать", без надежды на вознаграждение, в должном месте, в должное время и достойному - вот благой дар.
Лучший дает без просьбы, средний - по просьбе, низкий не дает, несмотря на просьбы.