+ (повторите портфолио преподавателя!)
Оценку качества деятельности профессорско-преподавательского корпуса высшего учебного заведения правомерно рассматривать как составную часть системы оценки качества высшего образования, как важнейшее основание для решения задач управления качеством образования в вузе и подготовки специалистов.
Оценка качества деятельности преподавателей необходима в следующих случаях:
§ в период аттестации и аккредитации вуза;
§ при проведении конкурса на замещение вакансий, избрании преподавателей на ту или иную должность;
§ на этапе разработки программ развития вуза, его структурных подразделений, локальных целевых программ;
§ для принятия управленческих решений по кадровым вопросам;
§ при подведении итогов за определенные периоды функционирования структурных подразделений – факультетов, кафедр и др.;
§ для решения задач, связанных с развитием системы повышения квалификации кадров.
Оценка предназначена:
§ для получения объективной информации о состоянии деятельности преподавателей разных категорий (ее условиях, процессе и результатах) в вузе;
|
|
§ установления степени соответствия фактического содержания и качества деятельности преподавателей разных категорий нормативным требованиям, зафиксированным в Положении о высшем учебном заведении;
§ в выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности преподавателей вузов на уровне однородных кафедр, факультетов одной специальности и однопрофильных вузов;
§ установления причин повышения или снижения качества деятельности преподавателей в различные периоды их работы.
Такая оценка обеспечивает руководителям и административным органам соответствующих уровней возможность обоснованного решения вопросов:
§ о соответствии занимаемой преподавателем должности;
§ подтверждении или неподтверждении правомочности притязаний преподавателя на новую должность или звание;
§ поощрениях, награждениях и применении различных средств морального и материального стимулирования деятельности преподавателей;
§ необходимости оказания профессиональной помощи конкретным преподавателям, содействия повышению их квалификации и т.п.
Субъектами оценки качества деятельности преподавателей могут стать сами преподаватели (при самоанализе своей деятельности в вузе); студенты; руководители разных уровней (кафедры, факультета, вуза); независимые эксперты.
Независимые эксперты выбираются (назначаются) из профессорско-преподавательского состава других вузов и экспертов по контролю качества высшего образования или качества деятельности высших учебных заведений.
|
|
Впроцессе оценивания качества деятельности преподавателей могут быть выделены этапы, и в этом случае можно говорить о технологии такой оценки:
§ самооценка качества деятельности преподавателей;
§ внутривузовская оценка качества деятельности, осуществляемая студентами, коллегами и руководителями структурных подразделений, в которых работает преподаватель;
§ аттестационная оценка качества деятельности преподавателя, проводимая внешними экспертами.
Необходимо иметь в виду, что своего рода психологическая сложность оценки качества деятельности преподавателя вуза (как и любой другой педагогической деятельности) заключается в том, что кто бы ни оценивал эту деятельность — сам преподаватель, его коллеги, студенты или эксперты, — практически невозможно избежать субъективизма этих отдельно взятых оценок. Вот почему мы относим эту технологию к гуманитарным. Ибо каждый субъект оценивания при наличии каких угодно объективных показателей все же будет непременно исходить из собственных (субъективных) представлений, ценностных ориентации и профессиональных компетенций. Снизить субъективизм оценки можно лишь за счет сопоставления оценок разных субъектов, разграничения их компетенций и обоснованности системы критериев и показателей.
Объективность и разносторонность оценки может быть обеспечена в том случае, если персональные суждения внешних экспертов будут основываться на результатах изучения материалов самооценки и внутривузовской экспертной оценки, а также анализе деятельности персонально каждого преподавателя в конкретных вузах на местах, Поэтому основное и решающее значение должна иметь итоговая оценка качества деятельности преподавателя.
Желательно, чтобы в структуре вуза были подготовленные специалисты, которые занимались бы организацией процесса оценивания и систематизацией результатов, а также при необходимости проводили консультации.
Для того чтобы разработать технологию оценки качества деятельности преподавателей вузов, необходимо прежде всего задать своеобразную систему координат, в которых будет осуществляться такая разработка, обозначить концептуальные позиции, на которые эта технология опирается и которые также будут определять возможности границы применения.