Глава 3 Московский финансовый институт и основные направления его деятельности в 1946–1964 годах

Становление МФИ проходило в трудных условиях послевоенного развития. Война принесла Советскому Союзу тяжелейшие потери: были полностью или частично разрушены 1710 городов и 70 тыс. сел, десятки тысяч промышленных предприятий, 100 тыс. колхозов и совхозов, мосты, железнодорожные пути, вокзалы, жилой фонд. Миллионы людей остались без крова.

Послевоенное десятилетие – это время, когда страна возвращалась к мирной, полной надежд жизни. Процессы восстановления страны проходили в условиях усиления политического и идеологического давления. Особенно усилился идеологический пресс в сфере науки и культуры. На науку и образование распространились схоластические идеологические дискуссии.

В непростое послевоенное время в 1946 г. на базе объединения двух родственных финансово-экономических вузов был учрежден Московский финансовый институт. Через МКЭИ и МФЭИ новый укрупненный вуз воспринял традиции финансово-экономического образования 1920–1930 годов.

Новый этап в развитии Московского финансового института пришелся на период «хрущевской оттепели». Середина 1950 – начало 1960-х гг. отмечены глубокими переменами в жизни страны, процессами десталинизации, обновления и развития жизни общества, науки, культуры, образования.

Это создало почву для широких социально-экономических реформ. Но хрущевские реформы не могут быть оценены однозначно. Немало было сделано для повышения уровня благосостояния советского народа: повышена зарплата, отменена плата за обучение в старших классах и вузах, введено пенсионное обеспечение колхозников, развернулось широкое жилищное строительство и т.п. Вместе с тем реформы носили противоречивый характер. Не все они дали ожидаемый экономический эффект, что негативно отражалось на народном хозяйстве и общественном развитии страны. Ряд непродуманных преобразований болезненно отразились и на системе высшего образования, в том числе и на МФИ. Для нашего института хрущевское десятилетие было непростым временем становления, когда закладывались основы для дальнейшего развития вуза.

3.1. Создание и деятельность Московского
финансового института в первое послевоенное
десятилетие

17 сентября 1946 г. два московских вуза – МФЭИ и МКЭИ по решению советского правительства были объединены. В результате их слияния был учрежден Московский финансовый институт, который расположился в здании бывшего МКЭИ на Церковной горке, дом 30. Процесс объединения двух вузов занял несколько месяцев и проходил с ноября 1946 г. до февраля 1947 г. под руководством и.о. директора Д.А. Буткова.

В июне 1947 г. был назначен новый директор МФИ – Н.Н. Ровинский, в этой должности он работал вплоть до самой смерти 22 июня 1953 года. Николай Николаевич проявил себя блестящим педагогом высшей школы, человеком высокой культуры и огромной эрудиции, теоретиком и практиком в области экономики, финансов и особенно бюджета. Заместителем директора по научной и учебной работе был назначен Д.А. Аллах­вердян.

Аллахвердян Дереник Акопович (1906–1987) – доктор экономических наук, профессор. В 1932 г. окончил экономическое отделение Московского педагогического института, а затем аспирантуру. С 1935 г. Д.А. Аллахвердян преподавал политическую экономию. В 1946 г. Д.А. Аллахвердян – заместитель директора МФИ по научной и учебной работе, в 1947–1949 гг. – декан факультета международных финансовых отношений, в 1951–1961 гг. – заместитель директора по научной работе. В 1959 г. Д.А. Аллахвердяну присуждена степень доктора экономических наук. Несколько лет он руководил кафедрой финансов, был одним из авторов учебника «Финансы СССР». С 1975 г. работал в Институте экономики АН СССР.

Главной причиной создания МФИ как «укрупненного» вуза стал острый недостаток экономистов и финансистов для возрождавшегося народного хозяйства страны. Поэтому при создании МФИ была поставлена задача: в вузе должно обучаться не менее двух тысяч студентов и не менее 60 аспирантов. Однако первый послевоенный набор составил менее 1900 студентов. По преимуществу это были фронтовики, инвалиды войны, выпускники рабфака, возраст которых составлял 30–40 лет. Многие из них испытывали трудности из-за перерыва в учебе, но они преодолевались на многочисленных консультациях, которые давали им преподаватели МФИ.

В МФИ были сформированы четыре факультета: финансово-экономический (ФЭФ), кредитно-экономический (КЭФ), учетно-экономический (УЭФ) и факультет международных финансовых отношений (МФО), а также 17 кафедр. В 1951 г. был создан факультет «Механизации учета и вычислительных работ».

В послевоенный период в финансистах высокой квалификации остро нуждались армия и флот. Руководство Московского финансового института, несмотря на организационные сложности, недостаток помещений, дефицит преподавательских кадров, дало согласие Министерству обороны СССР на создание в 1947 г. при МФИ Военного факультета для подготовки офицеров финансовой службы. Более половины дисциплин его слушателям читали преподаватели МФИ. Самостоятельным вузом военный факультет стал лишь в 1998 г.

На этапе становления МФИ нехватка педагогических кадров была острой проблемой, без решения которой институт не мог развернуть полномасштабную работу по подготовке финансистов. Например, на кафедре страхования было всего два преподавателя: заведующий, профессор Г.И. Болдырев и доцент В.С. Гохман. К концу первого послевоенного учебного года в вузе насчитывалось 129, а в 1950 г. – уже 170 преподавателей.

Кафедры возглавили крупные ученые и педагоги, сочетавшие преподавательскую деятельность с практической работой в органах советской власти, хозяйственных и финансовых учреждениях. Профессор З.В. Атлас успешно сочетал научную работу с заведованием кафедрой денежного обращения и кредита, руководителем кафедры международных финансовых расчетов был профессор Н.Н. Любимов. В 1920–1930 гг. Н.Н. Люби­мов – сотрудник Наркомфина, эксперт в области финансов на международных переговорах, в том числе на Генуэзской конференции. Кафедрой статистики руководил П.П. Маслов – автор многочисленных научных работ по теории и практике статистических исследований. К руководству аспирантами были привлечены академики С.Г. Струмилин и И.А. Трах­тенберг.
В институт были привле­чены молодые преподаватели, лучшие из окончивших аспирантуру МКЭИ, МФЭИ и МФИ. Среди них – Ф.П. Васин, И.В. Левчук, Л.Н. Красавина, Н.П. Ко­пей­ки­на, П.С. Ни­коль­ский.

В послевоенные годы на вузы возлагалась задача усиленной идеологической и политико-воспитательной работы. Преподавание всех без исключения дисциплин носило ярко выраженный идеологический характер.

Главной задачей кафедр МФИ, как и в довоенное время, оставалась учебно-методическая работа. В центре их внимания находились проблемы преподавания базовых дисциплин: «Политическая экономия», «Финансы», «Деньги, кредит, банки», «Бухгалтерский учет», «Народно-хозяйственное планирование». Успешно преодолевались проблемы в организации учебного процесса. Студенты, пропустившие занятия или неподготовленные к ним, на консультации должны были отчитаться по пропущенной теме. Осуществлялся контроль над конспектами лекций и семинарских занятий студентов.

В 1946–1955 гг. активизировалась работа по подготовке учебников и учебных пособий. Вышли учебники: «Финансовый контроль» (Н.Н. Ровинский), «Анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий» (И.А. Шоломович), «Курс бухгалтерского учета» (Е.И. Глейх), «Организация кредитования и расчетов» (М.М. Усоскин), а также учебные пособия по денежному обращению и кредиту (З.В. Атлас), по финансовым системам иностранных государств (Н.Н. Любимов). Всего к 1950/1951 учебному году было издано 51 пособие.

Шоломович Иосиф Аронович (1904–1956) – доктор экономических наук, профессор. В 1921–1925 гг. учился в Харьковском институте народного хозяйства. В 1920–1930 гг. работал в финансово-банковской системе СССР. С 1944 г. и до конца жизни преподавал в МФИ. Первый заведующий кафедрой бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности. Он был талантливым организатором и блестящим лектором. И.А. Шоломович – автор монографий, учебников и учебных пособий по анализу хозяйственной деятельности для вузов и техникумов. Его аспиранты стали известными учеными и преподавателями МФИ. Среди них: д.э.н., проф. А.А. Додонов, к.э.н., доц. М.И. Офицерова, к.э.н., доц. А.П. Кононов, к.э.н., проф. Ф.П. Васин и др.

Учебно-методическая работа МФИ была тесно связана с научной деятельностью преподавателей. За первые годы в МФИ было издано несколько десятков монографий, опубликовано около 200 научных статей. Актуальные методологические вопросы финансовых наук и методики их преподавания регулярно обсуждались на научных конференциях, заседаниях Ученого совета, отдельных кафедр (так, в 1951 г. состоялись межкафедральные дискуссии на тему: «О сущности и функциях советских финансов»). Эта работа и сейчас является составной частью работы по совершенствованию качества преподавания в нашем вузе.

Активно велась научно-исследовательская работа со студентами (НИРС). С этой целью в институте было создано научное студенческое общество (НСО), на кафедрах работали научные кружки, по итогам работы которых проводились научные студенческие конференции, а лучшие студенческие работы направлялись на конкурсы. К руководству научными студенческими кружками привлекались опытные преподаватели, включая директора института. Таким образом, именно в эти годы закладывались традиции НИРС, которые развиваются и сегодня.

Были четко определены приоритеты исследований – разработка актуальной научной тематики, обобщение передового практического опыта, внедрение научных исследований в экономику, оказание помощи производству. Это предполагало тесные контакты преподавателей МФИ с предприятиями и финансово-кредит­ными учреждениями. В конце 1940 – начале 1950-х гг. это сотрудничество проводилось в различных формах. Так, преподаватели МФИ способствовали совершенствованию форм расчетных операций финансово-кредитных учреждений и предприятий; разработали новый порядок учета труда и зарплаты на Рос­токинском меховом комбинате, что заметно интенсифицировало его работу. Ученые МФИ проводили консультации сотрудников финансовых и кредитных учреждений. Только за 1949/1950 учебный год было прочитано свыше 50 лекций, проведены десятки консультаций по экономическим и финансовым вопросам на предприятиях, в финансовых органах и банках.

Большое значение уделялось производственной практике студентов. Она проходила в Минфине СССР и Минфине РСФСР, Госбанке, Правлении Ингосстраха, на предприятиях и в учреждениях столицы, финансовых органах на местах. Так, в 1950 г. во время практики студенты IV курса КЭФ написали 247 заключений по годовым отчетам кредитуемой Госбанком клиентуры, провели анализ промежуточных балансов 229 предприятий, составили 543 заключения по оформлению выдачи краткосрочных ссуд Госбанком. В Московской конторе Сельхозбанка практиканты МФИ выполнили исследовательскую работу по использованию долгосрочных кредитов. По оценке руководителей практики, студенты МФИ имели удовлетворительную теоретическую подготовку и умели применять ее на практике. Но были и недостатки, отмечалась перегруженность программы практики, необходимость сосредоточить внимание на экономической стороне работы финансовых и кредитных органов.

В первые послевоенные годы материальная база института была довольно скромной. Не хватало аудиторного фонда – на 72 группы имелось лишь три лекционных зала, 18 аудиторий и девять учебных кабинетов. Занятия велись в две смены, иногда даже на кафедрах. Институт плохо отапливался – в иные зимние дни температура не превышала 10о, и студенты на занятиях сидели в пальто. Не хватало учебников, тетрадей, стульев и классных досок, приходилось использовать школьные парты. В качестве общежития у МФИ имелось четыре двухэтажных барака в Алексеевском студенческом городке (ныне ул. Галушкина). После войны в них жили около 400 студентов, но мест не хватало, и администрация института арендовала для почти 700 человек койки у «сдатчиков» в разных районах Москвы. В 1978 г. на месте старых бараков построили новое здание общежития.

До 1947 г. студенты, как и все советские люди, получали продукты по карточкам. Институтская столовая также кормила студентов по карточкам. Благодаря подсобному хозяйству во Владимирской области иногда дополнительно студентам выдавалась порция картошки или каши.

Таким образом, период становления МФИ проходил в сложное послевоенное десятилетие. Вуз переживал трудности того времени, но, несмотря на них, он последовательно развивался. Достижением тех лет явилось создание структуры вуза в виде факультетов и кафедр, разработка учебных планов и программ, выпуск учебников и научных трудов, которые заложили основы для роста МФИ в последующие годы. Важным моментом в жизни МФИ было принятие в 1947 г. Устава.

3.2. Преподаватели и ученые МФИ – участники
разработки денежной реформы 1947 года

После Великой Отечественной войны, в 1946 г. был принят четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства. В нем предусматривалось восстановление наиболее пострадавших территорий Советского Союза, достижение довоенного уровня развития и дальнейший экономический рост. Эти планы советское правительство разрабатывало в условиях тяжелейших последствий войны, огромных человеческих и материальных потерь. В 1946–1947 гг. в стране разразился голод, причинами которого стала не только засуха, но и дополнительные хлебозаготовки. Карточная система распределения продуктов, введенная с началом войны, сохранялась, нормы хлеба по карточкам даже сокращались.

Вместе с тем советские люди ощущали себя победителями, освободителями Европы от фашизма, гражданами великой державы. Советское руководство понимало, что в этих трудных послевоенных условиях распределение продуктов по карточкам долго сохранять невозможно. Необходимо было отменить карточки и восстановить розничную торговлю. Однако положение усугублялось расстройством финансовой системы – на покрытие военных расходов существенно увеличилась эмиссия рубля, а товарная масса резко сократилась в связи с переводом промышленности на военные рельсы.

На решение важнейших задач послевоенного развития была нацелена денежная реформа в декабре 1947 г. Официально реформа обосновывалась необходимостью борьбы со «спекулятивными элементами», которые пользовались большим разрывом между государственными и рыночными ценами. Также широко распространялись данные о наводнении каналов обращения фальшивыми рублями, внедренными гитлеровцами на временно оккупированных советских территориях.

Еще в конце войны ряд советских экономистов глубоко проанализировали состояние финансов СССР и перспективы изъятия бумажной массы из обращения. В числе разработчиков денежной реформы были преподаватели Московского кредитно-экономического института – М.М. Усоскин и С. Б. Барнгольц; возглавлял реформу нарком финансов СССР А.Г. Зверев.

Усоскин Марк Михайлович (1903–1966) – профессор. Окончил Одесский институт народного хозяйства. В 1920-е гг. работал в системе Госбанка СССР, преподавал в Одесском институте народного хозяйства и Одесском кредитно-экономическом институте Госбанка СССР, где занимал должности заведующего кафедрой, заместителя директора вуза. С 1941 г. преподавал в МКЭИ, руководил кафедрой «Организация и техника кредитного дела». С момента со­здания МФИ и до 1962 г. М.М. Усоскин возглавлял кафедру кредитного дела. Одновременно с 1941 по 1959 г. работал заместителем начальника Планово-экономического управления Госбанка СССР, старшим консультантом, экспертом Правления Госбанка СССР. Один из разработчиков денежной реформы 1947 года. К числу разработанных М.М. Усоскиным проблем относятся также фундаментальные вопросы теории границ кредита. На основе анализа кругооборота оборотных средств предприятий им были научно обоснованы экономические границы собственных средств и кредита. Теоретические наработки М.М. Усоскина легли в основу нормативных документов Госбанка и инструктивных материалов для банковской системы. Существенный вклад внес М.М. Усоскин в теорию безналичных расчетов. Им впервые были выделены принципы организации системы безналичных расчетов, предложены новые критерии классификации форм безналичных расчетов в зависимости от способа платежа и особенностей кругооборота оборотных средств.

Денежная реформа была проведена в кратчайшие сроки (две недели) на следующих условиях. Вся денежная наличность населения, предприятий и учреждений обменивалась в отношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового образца 1947 года. При этом перерасчет размеров заработной платы и доходов колхозников не производился. Цены на одни товары понижались, а на другие оставались прежними.

Вклады населения до 3 тыс. руб. обменивались в пропорции 1: 1, вклады от 3 до 10 тыс. руб. – в пропорции 3: 2, а суммы более 10 тыс. руб. – в пропорции 2: 1. Все вклады, независимо от их размера, замораживались до 1951 года. Деньги, находившиеся на руках у граждан, обменивались на купюры нового образца в размере 1 тыс. руб. Колхозные депозиты пересчитывались из расчета 5: 4. Облигации довоенных займов обменивались в пропорции 3: 1, а процент по ним был понижен до 2%. Таким образом, бльшая часть бумажной массы была изъята, часть временно выведена из обращения. Замороженные вклады позволили государству осуществить перераспределение средств, которые были направлены на восстановление и развитие в первую очередь тяжелой промышленности.

Барнгольц Сарра Бенционовна (1908–2002) – доктор экономических наук, профессор. Окончила Киевский финансово-экономический институт, училась в Историко-филологическом институте, работала в Киевской областной конторе банка. В 1936–1940 гг. училась в аспирантуре МКЭИ, работала в системе Госбанка, участвовала в разработке денежной реформы 1947 г. С.Б. Барнгольцбыла одним из создателей и авторов журналов «Бухгалтерский учет» и «Деньги и кредит». С 1962 г. начала преподавать в МФИ, заведовала кафедрой анализа хозяйственной деятельности. Многие ее студенты и аспиранты в настоящее время являются преподавателями Финансового университета. С. Б. Барнгольц опубликовала более 200 работ, внесла большой вклад в развитие теории экономического анализа хозяйственной деятельности и становление практической аналитической работы на промышленных предприятиях и в кредитных учреждениях.

Первые результаты реформы были подведены председателем правления Госбанка А.А. Коровушкиным, а также М.М. Усос­ки­ным и В.М. Батыревым. В докладе наркому финансов А.Г. Зве­реву отмечалось, что возросло поступление наличных денег в кассы Госбанка, а их расходы сократились, резко возросли вклады, увеличился товарооборот. На основании этого наркомат финансов подвел итоги денежной реформы 1947 г., отмечая, что поставленные задачи решены, ликвидированы последствия войны в области денежного обращения, сокращен государственный долг и уменьшены связанные с ним расходы государственного бюджета СССР. Особо подчеркивалось, что реформа создала предпосылки к укреплению экономических рычагов советского государства.

В декабре 1947 г. карточки в СССР были отменены. Сжатие денежной массы позволило ликвидировать дефицит основных товаров потребления. В течение последующих лет государство снижало розничные цены в системе государственной торговли. Дальним последствием реформы стало повышение курса рубля в отношении иностранных валют и перевод его на золотую основу. Получила импульс развития внешняя торговля с социалистическими странами, что расширяло сферу действия рубля и, в свою очередь, укрепляло его.

Научная оценка денежной реформы была дана профессором МКЭИ – МФИ В.П. Дьяченко в его статье «Советская денежная реформа 1947 года», напечатанной в 1948 г. в журнале «Вопросы экономики». Эта работа одного из старейших преподавателей широко цитируется и в наше время.

Современная оценка денежной реформы 1947 г. неоднозначна. Признано, что она была проведена за счет населения и носила конфискационный характер. Удар пришелся по рабочим, колхозникам и служащим, которые не имели существенных накоплений – ведь сокращались в разы не избытки, а вся денежная наличность. Позитивные результаты реформы были достигнуты за счет отказа советского государства от своих обязательств по внутренним займам и перераспределения средств рядовых граждан. Реформа стала одним из средств осуществления форсированного индустриального развития в послевоенные годы.

3.3. Московский финансовый институт
в годы «оттепели»

Новый этап в развитии Московского финансового института связан с социально-экономическими реформами, которые проводились в СССР в середине 1950 – начале 1960-х гг. Хрущевские реформы были проведены и в системе образования. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью» 1958 г. наметил пути преобразований в системе среднего и высшего образования. Принятый закон требовал проведения изменения в структуре и организации учебного процесса в МФИ. Были учреждены три формы обучения студентов: очное, рассчитанное на четыре года и шесть месяцев, и вечернее обучение с пятилетним сроком обучения без отрыва от работы. Еще одной формой обучения стало вечерне-очное с таким же сроком обучения, как на дневном отделении. Оно было рассчитано на лиц, принятых по конкурсу и не имеющих двухлетнего стажа работы. Первый курс они работали и учились на вечернем отделении, а со второго курса переходили на дневное обучение.

Создание вечерней и вечерне-очной форм обучения потребовало организации в МФИ вечернего факультета. С началом его работы в 1956 г. остро встал вопрос о привлечении подготовленных абитуриентов и об увеличении конкурса в институт. С этой целью преподаватели и аспиранты ежегодно проводили профориентационную работу в школах и на предприятиях, выезжали в командировки по стране для привлечения в вуз талантливой молодежи. Для оказания помощи поступающим в МФИ были организованы подготовительные курсы. Они задумывались в помощь производственникам, поступающим на вечерний факультет, но вскоре на них стали принимать и готовящихся к поступлению на дневное отделение.

С новой организационной структурой институт вступил в 1959/1960 учебный год. В результате проведенной работы увеличился приток молодежи с производства; программы учебных дисциплин были пересмотрены и скорректированы в сторону их большей практической значимости для будущих финансистов; усилилась связь науки и образования с практикой работы финансово-кредитных учреждений, предприятий промышленности и сельского хозяйства.

Для усиления практической составляющей в профессиональном образовании специалистов финансово-кредитной сферы, для чтения лекций, руководства дипломными работами и производственной практикой выпускников приглашались практики – сотрудники банков и финансовых организаций, директора заводов, совхозов и колхозов, имевшие опыт работы в экономике. Кафедры МФИ проводили экскурсии на ВДНХ, в Политехнический музей, учреждения Госбанка, на промышленные предприятия, такие, как, например, «Борец», «Серп и молот», автозавод им. Лихачева и др. Последовательное осуществление такой системы подготовки специалистов приносило положительные результаты.

Однако некоторые административные преобразования болезненно отражались на жизни вузов. Неразбериху вызвала ликвидация в сентябре 1953 г. Министерства высшего образования СССР и создание вместо него Министерства культуры. Ему были переподчинены все институты, в том числе и МФИ. Не успела нормализоваться работа нового министерства, как в марте 1954 г. были восстановлены и союзное, и республиканские министерства высшего образования. До июня 1959 г. МФИ находился в подчинении Минвуза СССР, а затем был передан в ведение Министерства высшего образования РСФСР. В октябре 1966 г. он вновь перешел под управление союзного министерства.

Такая «реформаторская чехарда» породила череду реорганизаций в МФИ – шли ликвидации и восстановления, объединения и разъединения факультетов и кафедр. Всё это негативно отражалось на работе коллектива института. Так, в 1954 г. был закрыт факультет МФО «в связи с уменьшением потребности в специалистах финансово-экономического профиля». В 1955 г. ФЭФ и КЭФ объединены в единый финансово-экономический факультет. Кафедры механизированного учета и технических дисциплин в 1956 г. были объединены в кафедру механизированного учета, а в 1957 г. она слилась с кафедрой бухучета.
В 1963 г. эта кафедра была разделена на три структуры – бухучета, анализа хозяйственной деятельности (АХД) и счетных машин и их эксплуатации. Такая же ситуация была с кафедрой русского языка, созданной в 1956 году. В 1959 г. она была ликвидирована «в связи с сокращением педагогической нагрузки», но в 1961 г. восстановлена, а в 1969 г. снова ликвидирована.
В настоящее время в Финансовом университете кафедра русского языка выполняет важные функции подготовки иностранных учащихся к полноценному вовлечению в учебный процесс, совершенствует культуру речи российских студентов.

Наибольшее количество реорганизаций пережила кафедра финансов. В течение четырех лет – с января 1956 г. – она четырежды реорганизовывалась.

Преобразования требовали пересмотра учебных планов, перераспределения учебных часов и т.д. Педагогический коллектив МФИ, работая в таких нестабильных условиях, продолжал обеспечивать в полном объеме учебный процесс. Большая заслуга в этом принадлежит ректору В.В. Щербакову, который возглавил МФИ в августе 1953 г. и проработал в этой должности 32 года вплоть до конца своей жизни.

Под руководством В.В. Щербакова работа института значительно улучшилась. В 1950–1960 гг. МФИ добился важных результатов в образовательной деятельности. Опорой ректора в этой работе были ведущие педагоги института, среди которых Г.М. Таций, И.Д. Шер, Ф.В. Коньшин, М.Р. Азарх, Г.Н. Ман­же­ев, И.Д. Злобин и др.

Таций Григорий Михайлович (1911–1992) – доктор экономических наук, профессор. В 1939 г. окончил учетно-экономический факультет Украинского института советской торговли. Участник Великой Отечественной войны. После окончания аспирантуры работал в аппарате Министерства высшего и среднего специального образования СССР, преподавал в Московском институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, во Всесоюзном заочном институте советской торговли. В МФИ работал с 1961 по 1987 год. До 1976 г. был проректором по научной работе. Г.М. Таций был прекрасным организатором и педагогом, талантливым ученым. С 1976 г. работал профессором, затем консультантом кафедры «Анализ хозяйственной деятельности» МФИ. До выхода на пенсию в 1987 г. вел большую научно-исследовательскую работу, руководил аспирантами.

В 2011 г. в Финансовом университете отметили 100-летие со дня рождения профессора Г.М. Тация.

Новации в учебной работе МФИ дали положительные результаты. Были пересмотрены учебные программы общих и специальных дисциплин; обновилась тематика курсовых и дипломных работ, организация производственной практики; получила развитие научная работа студентов; усилилась методическая работа. К примеру, кафедра политэкономии МФИ совместно с аналогичной кафедрой экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова подготовила новую учебную программу по политэкономии.

С 1956/1957 учебного года начался серьезный пересмотр принципов методической работы. Преодолевалось дублирование программного материала по смежным наукам: политэкономия – история народного хозяйства – история КПСС; финансы – госбюджет; теория бухгалтерского учета – бухгалтерский учет отраслей народного хозяйства. Было сокращено количество аудиторных занятий и увеличено время для самостоятельной работы студентов. Например, лекционный курс дисциплины «Финансы и кредит» был сокращен на 20 часов, «Денежное обращение и кредит» – на 18 часов. Для студентов старших курсов был освобожден один день в неделю для самостоятельной работы.

Коньшин Федор Васильевич (1906–1979) – доктор экономических наук, профессор. В 1927 г. окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова по специальности экономист-страховщик. До 1951 г. работал в органах Госстраха, занимал должность заместителя начальника Управления Госстраха, одновременно работал в НИФИ Минфина СССР. С введением в МФИ программы подготовки страховщиков проводил занятия по дисциплине «Государственное страхование в СССР». Ф.В. Коньшин – автор учебников по государственному страхованию. В 1950-х гг. подготовленный им учебник «Государственное страхование в СССР» был единственным в стране. До наших дней не утратил своей актуальности раздел «Финансовая устойчивость и страховые максимумы», в котором показаны возможности применения коэффициента финансовой устойчивости для определения максимальной величины собственного удержания страховщика. Этот коэффициент финансовой устойчивости называют «коэффициент Коньшина».

Новшеством в 1963/1964 учебном году явилось создание первой в стране кафедры анализа хозяйственной деятельности предприятий (АХД). Инициатором ее создания и первым заведующим был один из ведущих отечественных специалистов в данной области кандидат экономических наук Г.Н. Манжеев. Следует заметить, что организация кафедры имела важное значение для дальнейшего развития этой молодой, возникшей на стыке ряда научных дисциплин, отрасли экономической науки.

С конца 1950-х гг. в МФИ активно внедрялись в учебный процесс технические средства обучения: кино и диапроекторы, магнитофоны, которые способствовали повышению эффективности учебного процесса. Многие кафедры создавали методики по использованию технических средств применительно к своим дисциплинам, анализировали их внедрение в учебный процесс. С 1956 года в учебном процессе в нашем вузе стали широко применяться учебные фильмы. Только в 1961 г. было показано 180 учебных фильмов. Это были начальные шаги по внедрению в МФИ новых технических средств обучения.

В связи с Постановлением Совета Министров СССР 1961 г. «Об улучшении изучения иностранных языков» в институте значительное внимание стало уделяться преподаванию иностранных языков. Уже в 1961/1962 учебном году был оборудован лингафонный кабинет. Преподаватели кафедры подготовили два сценария на английском и немецком языках по истории Москвы, проводились студенческие конференции и вечера отдыха на иностранных языках, работал кружок английского языка для преподавателей и сотрудников МФИ. Такая новаторская работа кафедры иностранных языков стала хорошей традиций в нашем вузе; и сегодня большим успехом пользуется семинар для преподавателей Университета «Методология и методика преподавания финансово-банковских дисциплин на иностранных языках».

В 1955 г. на ФЭФ и УЭФ была введена практика защиты дипломных работ. В качестве научных руководителей привлекались сотрудники Госбанка, Внешторгбанка, Стройбанка и др. Директор института В.В. Щербаков положительно оценил первый опыт работы с дипломниками. Для закрепления успехов было предложено лучшие дипломные работы издавать в виде сборника или рекомендовать к использованию в практической работе банков, организаций и предприятий. С 1958 г. стала практиковаться защита дипломных работ, написанных на материалах деятельности предприятий и учреждений столицы, в том числе конторы Промбанка Москвы, городских контор Госбанка. Нередко дипломные работы готовились по заказу предприятий. В 1962/1963 учебном году их писали 23, а в следующем году уже 37 студентов.

Как в довоенные годы, так и в первое послевоенное десятилетие важнейшим направлением деятельности МФИ оставалась научная работа преподавателей и студентов. В эпоху «оттепели» акцент был сделан на связи науки с практикой, оказании научной помощи финансово-банковским учреждениям и промышленным предприятиям.

Шер Исаак Дмитриевич (1900–1973) – доктор экономических наук, профессор, был членом Ученого совета МФИ. Окончил экономическое отделение Северо-Кавказского университета. Работал в сфере кооперации, банковской системе. В 1930-х гг. преподавал в Ростовском финансово-экономическом институте, ВЗФЭИ. В годы войны работал в структуре Промбанка СССР. С 1943 г. И.Д. Шер преподавал в МФЭИ – МФИ. Руководил кафедрой государственного бюджета, а с 1958 г. кафедрой «Финансы отраслей народного хозяйства и финансирование капитальных вложений». И.Д. Шер был автором учебника по финансированию и кредитованию капитальных вложений, принимал участие в работе над учебниками «Денежное обращение и кредит» и «Финансы СССР». В 1968 г. по инициативе И.Д. Шера при МФИ была создана научно-исследовательская лаборатория по экономике и финансам капитального строительства Стройбанка СССР. Под его руководством было подготовлено 22 кандидата экономических наук.

Руководство института и кафедр стремилось обеспечить научную и практическую значимость кандидатских и докторских диссертаций. Успешному решению этой задачи способствовало то, что профильными кафедрами руководили ученые, имевшие большой опыт практической работы. Среди них следует назвать И.Д. Злобина, заведующего кафедрой «Финансы», И.Д. Шера, заведующего кафедрой «Финансы отраслей народного хозяйства и финансирование капитальных вложений». Они оказывали своим сотрудникам реальную помощь в разработке актуальных вопросов финансово-экономической науки. В итоге всё более разнообразными становились темы и формы научной деятельности профессорско-преподавательского состава, обеспечивалась тесная связь науки и образования с потребностями народного хозяйства, продолжала развиваться традиция связи коллектива МФИ с промышленными предприятиями, учреждениями финансово-кредитной системы.

Злобин Иван Данилович (1904–1993) – доктор экономических наук, профессор, заместитель министра финансов СССР в 1948–1959 гг. Участвовал в Гражданской войне, воевал с бандформированиями в Махачкале, на Украине. Работал токарем. В 1924 г. был командирован на Рабфак ЛГУ, затем командирован в МФЭИ, там же учился в аспирантуре. В 1934 г. после защиты кандидатской диссертации был ответственным редактором Госфиниздата, директором НИФИ, начальником Валютного управления. В годы войны одновременно возглавлял Управление драгоценных металлов Наркомфина СССР. В 1942–1944 гг. работал экспертом, являлся членом советской делегации на Международной Бреттон-Вудской валютно-финансовой конференции. В последующие годы был председателем советской части Международной организации по борьбе с подделкой денежных знаков (Интерпол). Преподавать начал в 1931 году. С 1963 по 1975 г. возглавлял кафедру «Финансы» МФИ. Опубликовал научные монографии, учебники и учебные пособия, был членом Ученых советов в МГИМО МИД СССР, МИНХ им. Г.В. Пле­ханова. И.Д. Злобин имел 11 правительственных наград, в том числе за участие в Гражданской войне. Именем И.Д. Злобина названа одна из аудиторий Финансового университета.

Особое внимание в эти годы уделялось привлечению к научной работе молодежи. Студенты вовлекались в научно-иссле­до­вательскую работу через научное студенческое общество (НСО), работу научных кружков, производственную практику, дипломные работы. Издание в 1950–1960 гг. сборника «Научные записки студентов» давало талантливым студентам возможность публиковать свои научные изыскания и разработки.

Важным новшеством студенческого научного творчества стало создание в 1963 г. на московской фирме «Лира» студенческого бюро экономического анализа (СтудБЭА), которое работало на общественных началах. Руководителем бюро была С.Б. Барн­гольц. Члены СтудБЭА готовили предложения по улучшению хозяйственной деятельности предприятий, входивших в объединение, помогали в проведении подготовительной работы к введению сдельной оплаты труда, консультировали по вопросам финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

Рост молодых научных кадров осуществлялся в аспирантуре МФИ. К руководству аспирантами привлекались опытные преподаватели института, которые готовили аспирантов не только к научной работе, но и к педагогической деятельности.

Надо отметить, что ученые института принимали активное участие как в научно-исследовательской, так и в практической работе, живо откликались на проблемы хозяйственной жизни страны. С середины 1950-х гг. в практику научной работы МФИ входят совместные с работниками банков, Минфина и других учреждений разработки актуальных проблем по финансам и кредиту. Например, в связи с созданием совнархозов, в 1958/1959 учебном году кафедра финансов совместно с Министерством финансов РСФСР работала над темой «Вопросы бюджетного планирования в условиях перестройки управления промышленностью и строительством». Итогом совместной работы явились рекомендации Минфину по совершенствованию планирования налога с оборота.

В хрущевском десятилетии развитие научной работы в МФИ привело к формированию плеяды ученых, оказавших большое влияние на учебный процесс и подготовку нового поколения преподавателей и ученых МФИ. Это – М.С. Атлас, С.Б. Барн­гольц, М.З. Бор, А.Г. Грязнова, Л.Н. Красавина, О.И. Лав­ру­шин, Д.С. Моляков, П.С. Никольский, В.М. Родионова, В.С. Рож­нов, В.Н. Са­лин, Е.А. Симонян, Г.П. Солюс, М.М. Усоскин, И.Д. Шер, М. К. Шерменев, И.А. Шоломович, Е.И. Шохин, Н.С. Шумов и другие.

Рожнов Владимир Сергеевич (1928–1992) – доктор экономических наук, профессор, был членом рабочей группы ЦСУ СССР по определению качества методологических разработок по бухгалтерскому учету, заместителем председателя Научно-методического совета МВ и ССО СССР, председателем комиссии ВСНТО по проблемам учета. В 1952 г. окончил МФИ, аспирантуру нашего вуза, с 1955 г. преподаватель МФИ на кафедре «Счетные машины и их эксплуатация», с 1963 по 1985 г. заведовал кафедрой «Автоматизированная обработка экономической информации». С 1985 по 1992 г. – проректор по научной работе. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию. Руководил аспирантами. В.С. Рожнов опубликовал учебники и учебные пособия по машинной обработке информации, вычислительным машинам и программированию. В.С. Рожнов принимал активное участие в советско-итальянских встречах по экономике, консультировал зарубежных специалистов по экономическим аспектам компьютеризации и информатизации. Являлся членом Центрального правления общества «СССР – Италия».

С 1960-х гг. новой формой научно-исследовательской работы в МФИ стали комплексные темы, к исследованию которых привлекались преподаватели нескольких кафедр. Например, темы «Проблемы финансового планирования» и «Финансовые взаимоотношения социалистических предприятий с государством» разрабатывали преподаватели кафедр финансов, денежного обращения и кредита, финансов отраслей народного хозяйства (ФОНХ), кредитного дела, нархозпланирования и отраслевых экономик в сотрудничестве с НИФИ и Министерством финансов СССР. К ним привлекались также студенты и аспиранты. В ходе этой работы проводились исследования на предприятиях и в учреждениях. Результаты научных разработок, как правило, имели прикладной характер и обычно докладывались на научных конференциях, а затем передавались в Минфин и Госбанк СССР для использования в практической работе. В 1961 г. по итогам работы над темой «Проблемы финансового планирования» прошла конференция, в работе которой принял участие министр финансов СССР В.Ф. Гарбузов.

Как и в предыдущие десятилетия, ведущие ученые МФИ – З.В. Атлас, Д.А. Аллахвердян, Р.Д. Винокурова, В.С. Геращенко, М.М. Усоскин, Г.А. Шварц и др. – регулярно привлекались для научных консультаций по экономическим вопросам в государственные органы.

Геращенко Владимир Сергеевич (1905–1995) – доктор экономических наук, профессор, государственный деятель. В 1929 г. окончил экономический факультет Ленинградского университета, после службы в армии поступил в аспирантуру ЛФЭИ и одновременно работал в Ленинградской областной конторе Госбанка. Защитив кандидатскую диссертацию, стал заведующим кафедрой «Денежное обращение и кредит» в ЛФЭИ. Он был директором Ростовского финансово-экономического института. С 1940 г. В.С. Геращенко был назначен заместителем Председателя Правления Госбанка СССР. Участвовал в Потсдамской и Парижской мирных конференциях, работал в ООН.
С 1948 до 1958 г. вновь занимал должность заместителя Председателя Правления Госбанка СССР. Придя в МФИ в 1958 г., защитил докторскую диссертацию и с 1962 по 1975 г. возглавлял кафедру денежного обращения и кредита. Под редакцией В.С. Геращенко вышел ряд вузовских учебников: «Денежное обращение и кредит», «Организация и планирование кредита», «Организация и планирование денежного обращения».

В целом научные исследования преподавателей, аспирантов и студентов МФИ, тесно связанные с потребностями народного хозяйства страны, давали экономический эффект, оказывали реальную помощь финансово-кредитным учреждениям и предприятиям в их практической работе.

В период 1950 – середина 1960-х гг. начала меняться к лучшему жизнь студентов МФИ. Однако по-прежнему не хватало аудиторного фонда, лабораторий, учебных кабинетов и мастерских, занятия проводилась в три смены: с 9 до 23 часов. В среднем на одного студента в те годы приходился 1 кв. м площади. Общежитие, как и в первое послевоенное десятилетие, располагалось в двухэтажных бараках с печным отоплением. Но студенты во все времена были изобретательными и веселыми людьми. В 1961 г. они организовали Студсовет общежития, студенческие комитеты (студкомы) в его корпусах, в комнатах были избраны старосты. Для поддержания чистоты и порядка осуществляли самообслуживание, организовывали и проводили конкурсы на лучшую комнату, лучший корпус.

Больше внимания уделялось здоровью студентов. Этому способствовало как руководство МФИ, так и сами студенты.
С 1957 г. в институте приступил к работе медпункт, студентам выделялись путевки в санатории и дома отдыха. В 1959 г. был введен в строй спортивно-оздоровительный лагерь в Каширском районе Подмосковья. Приметой того времени стала обязательная работа по четыре часа в день в совхозе, при котором был организован лагерь. В 1962 г. открылся спортивный лагерь под Одессой.

\\\

Таким образом, созданный сразу после войны Московский финансовый институт, несмотря на трудности восстановительного периода, бедность материально-технической базы, многочисленные реорганизации в период хрущевских реформ, сложился к середине 1960-х гг. как ведущий вуз по подготовке специалистов для финансово-кредитной системы СССР. Ученые института приняли непосредственное участие в подготовке денежной реформы 1947 г., заложив основы тесного сотрудничества с государственными финансовыми органами. В дальнейшем эта тенденция получила развитие и положительно сказалась на уровне подготовки специалистов-финансистов. МФИ занял до­стойное место в системе финансово-экономического образования страны, успешно решал организационные и учебно-мето­ди­чес­кие проблемы, внес свой вклад в развитие советской экономической науки. Деятельность МФИ в 1946–1964 гг. послужила основой для дальнейшего развития вуза.

è Вопросы для повторения

1. Каковы были особенности организации МФИ в первое послевоенное десятилетие?

2. Укажите, какие финансово-экономические вузы явились основой для организации учебной и научной работы МФИ.

3. Какую роль сыграли преподаватели МФИ в подготовке денежной реформы 1947 г.?

4. Охарактеризуйте основные направления деятельности МФИ в 1946 – начале 1950-х гг.

5. Охарактеризуйте важнейшие новации в деятельности МФИ в период «оттепели».

6. Проанализируйте основные направления научной работы в МФИ в период 1950 – начало 1960-х гг.

7. Какие изменения в студенческой жизни (учебе, быту, отдыхе) произошли за два послевоенных десятилетия?

8. Расскажите об известных преподавателях МФИ периода 1950 – начало 1960-х гг., их учебной и научной работе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: