Критерии качества деятельности преподавателя

Сфера деятельности Признаки качества деятельности
социально- профессиональные функционально-ролевые этико-психологические индивидуально-типологические
Образовательная (преподавание) 1. Профессио- нальная компе­тентность 2. Дидактиче- ская технич­ность 3. Профессио- нальная этика 4. Стиль преподавания
Научная (научно-исследовательская деятельность, НИР) 5. Научная активность 6. Научная продуктивность 7. Научная корректность 8. Научный стиль и позиция
Методическая (научно-методическая, учебно- методическая и организационно-методическая работа) 9. Целесообразность методических средств 10. Методическая обеспеченность деятельности 11. Методическая корректность 12. Методический подход (система)
Организационно- управленческая (руководство структурными подразделениями) 13. Стратегичность 14. Оперативность 15. Управленчекая эффективность (продуктивность подчиненных) 16. Стиль управления (руководства)
Общественная (выполнение общественных поручений, участие в деятельности проф- объединений 17. Общественная значимость 18. Добровольность 19. Социальный такт (тактич­ность во взаимодействии с сотрудниками) 20. Адекватность самореа­лизации

Основаниями для описания уровней качества являются: масштаб (объем) деятельности преподавателя; нормативы должности и звания; удовлетворенность потребителей.

Технология представляет собой программу оценочной деятельно­сти, раскрывающую общие задачи, логику этапов оценки, необходи­мые условия.

Гуманитарность рассматриваемой технологии определяется ее целью — для решения каких задач предпринимается оценка качества деятельности преподавателей и кто предполагается субъектом оцени­вания — руководители вуза или конкретных его структурных подраз­делений, представители органов управления, а также те, кто наделен экспертно-оценочными функциями, сами преподаватели. Важно, что оценка качества деятельности преподавателя фиксирует ее состояние лишь на данный, конкретный момент времени или период работы, т.е. эта оценка дается не навсегда, а только как характеристика состояния деятельности на момент оценки. И если сам преподаватель, чья деятель­ность оценивалась, неудовлетворен по каким-то причинам оценкой ее качества (у каждого бывают профессиональные неудачи, периоды спа­да трудовой и другой активности), он получает достаточно ясное пред­ставление о том, в каких направлениях улучшения качества собствен­ной профессиональной деятельности ему следует «двигаться».

На 1-м этапе проводится самооценка. Задача — оценить степень вы­раженности показателей качества собственной деятельности в разных сферах с помощью оценочных бланков (см. приложение, формы 1—5).

Инструкция преподавателю. Оценить степень выраженности каж­дого показателя по предложенной шкале (от 0 до +3), сделав отметку в соответствующей графе бланков, представленных в виде таблицы. (форма 1 — оценка качества преподавания; форма 2 — научно-иссле­довательской деятельности; форма 3 — методической; форма 4 — орга­низационно-управленческой; форма 5 — общественной работы).

Процедура самооценки должна быть максимально корректна по отношению к преподавателю во всех случаях обращения к ней. Эта корректность предполагает добровольность и доступность инстру­ментария самому преподавателю в случае самооценки. Для само­оценки необходимо выделять удобное и достаточное для преподава­теля время. Самооценку преподаватель проводит «наедине с собой». При организации самооценки необходимо создавать такие условия, чтобы преподаватели могли проявить откровенность, честность, принципиальность.

По результатам самооценки недопустимо применять администра­тивные санкции, моральные и психологические воздействия на преподавателей. Не следует также обнародовать эти данные. А вот при анализе результатов самооценок преподавателей при статистической обработке следует учитывать, что оценка может быть не только адекватной, но заниженной или завышенной.

Вывод об уровне качества деятельности преподавателя в каждой
из сфер делается при сопоставлении полученных сумм баллов со следующей шкалой:

до 6 баллов — недопустимый;

от 6 до 12 баллов — допустимый;

от 13 до 24 баллов — оптимальный;

от 25 до 36 баллов — высокий.

На 2-м этапе проводится экспертная оценка качества деятельно­сти преподавателя с учетом мнения Студентов о качестве деятельности преподавателя. Мнение студентов имеет существенное значение при оценке качества преподавания. Для этого студентам предлагается во­просник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: