История этических учений

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.....................………………………………………………………………………………...........5[1] (6)

Раздел первый. Китай.........................…………………………………………………………………………7 (7)

Глава I. Китайская философия как суперэтика.......………………………………………………………...7 (7)

Глава II. Четыре главные этические программы.……………………………………………...……….... 12 (9)

§ 1. Конфуцианство (жу цзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого

самосовершенствования.……………………………………………………………………………….. 12 (9)

§ 2. Даосизм (дао цзя): индивидуалистический натурализм - этика природосообразного

недеяния........……………………………………………………………………………………..……... 17 (12)

§ 3. Моизм (мо цзя): религиозно-популистский утилитаризм - этика объединяющей любви

и взаимной пользы.……………………………………………………………………………………….22 (15)

§ 4. Легизм (фа цзя): законнический этатизм - этика тотальной власти..............……………...........26 (17)

Глава III. Категориальные основы китайской этики..…………………………………….……………....32 (20)

§ 1. Категория "благопристойность" (ли) как единство этики и ритуала...…...................…………...32 (20)

§ 2. Категория "благодать" (дэ): магическая сила и моральный императив........……….................38 (23)

§ 3. Категории "путь" (дао), "орудийные предметы" (ли) и "великий предел" (тай цзи):

синергия неба и человека в благом абсолюте.........…………………………………………..........52 (31)

§ 4. Категория "гуманность" (жэнь): любовь к людям и гармония мира...........……………...............67 (39)

§ 5. Категория "должная справедливость" (и): бескорыстная ответственность

и соответствие смыслу......…………………………………………………………………………........70 (41)

Глава IV. Конфуцианская антропология.......………………………………………………………...….....75 (43)

§ 1. Концепция природы человека от Конфуция до Хань Юя.………………………………………... 75 (43)

§ 2. Концепции природы и чувственности от Сюнь-цзы до Чжу Си...........................………………..87 (50)

§ 3. Концепция природы и чувственности, выработанная Ван Янмином................…………….......93 (53)

§ 4. Эволюционная преемственность представлений о человеческой природе в

конфуцианстве и категория "предопределение" (мин)..........………………..……………...........99 (57)

Литература....................…………………………………………………………………………………......106 (60)

Раздел второй. Древняя и средневековая Индия.....…………………………………………...……....109 (62)

Глава I. Предварительные понятия............……………………………………………………………....109 (62)

§ 1. "Ценности", блага и цели.......……………………………………………………………………....... 110 (62)

§ 2. Границы этического............………………………………………………………………………….... 122 (68)

§ 3. Оценки "извне" и "изнутри"........…………………………………………………………………….... 125 (70)

Глава П. Этическая дидактика................………………………………………………………………... 130 (73)

§ 1. Аретология индийских религий.…………………………………………………………………....... 130 (73)

§ 2. Моральные нормы совершенства..........………………………………………………………..…... 139 (77)

§ 3. Моралистическая афористика и "наглядная проповедь" ……………………………………….. 154 (86)

§ 4. Этика и индийские пути к "освобождению".....………………………………………………….….. 166 (92)

Глава III. Этическое теоретизирование.............……………………………………………….……….. 174 (96)

§ 1. Дискуссионное пространство эпохи первых философов ………………………………………...174 (96)

§ 2. Философия нравственности и безнравственности шраманского периода...……………...…. 179 (98)

§ 3. Философская этика буддистов и мимансаков...…………………………………………….….... 187 (102)

§ 4. Индия и современная философская этика.......……………………………………………...…... 198 (107)

Литература............................…………………………………………………………………………….... 203 (109)

Раздел третий. Классическая арабо-мусульманская мысль..…………………………………….....204 (110)

Глава I. Этика в арабо-мусульманской культуре.....……………………………………………….…. 204 (110)

§ 1. Понятия "мусульманская этика" и "этика в мусульманских обществах"....………………..... 204 (110)

§ 2. Соотношение этики и права в арабо-мусульманской культуре..........……………................ 211 (114)

§ 3. Системообразующие принципы мусульманской этики ………………………………………....215 (116)

Глава II. Намерение-и-действие как предмет мусульманской этики …………………………..…. 216 (116)

§ 1. Предмет мусульманской этики. Намерение и действие ………………………………………. 216 (116)

§ 2. Правильность намерения-и-действия.......………………………………………………………... 222 (119)

§ 3. Основные классификации намерений-и-действий в мусульманской этике..……................ 223 (120)

Глава III. Благо и зло. Утилитаристская классификация намерений-и-действий.......…............ 224 (120)

§ 1. Понимание блага и зла в мусульманской этике..………………………………………………... 224 (120)

§ 2. Утилитаристская классификация намерений-и-действий …………………………………….. 236 (126)

Глава IV Пригодность. Апроприаторная классификация намерений-и-действий..............….... 239 (127)

§ 1. Апроприаторная классификация намерений-и-действий.......…………………………………..239 (127)

§ 2. Обоснование интересов и их соотношение......………………………………………………...... 242 (129)

Глава V. Состояние и предрасположенность. Аффективная классификация

намерений-и-действий………………………………………………………………………………. 252 (134)

§ 1. Аффективная классификация намерений-и-действий…………………………………………. 252 (134)

§ 2. Мусульманский этос.................……………………………………………………………………... 261 (139)

Глава VI. Общие черты мусульманской этики.........………………………………………………..... 274 (145)

§ 1. Отличительные черты мусульманской этики в контексте общих особенностей ислама… 274 (145)

§ 2. Макропроблемы мусульманской этики.……………………………………………………….…....278 (148)

§ 3. Основные жанры, в которых обсуждалась этическая проблематика.................…………....283 (150)

Глава VII. Философская разработка мусульманской этики в каламе, исмаилизме и суфизме..285 (151)

§ 1. Калам и ранняя мусульманская мысль: ригоризация этики…………………………………….285 (151)

§ 2. Исмаилизм: императивная этика совершенствования.....………………………………..……..290 (154)

§ 3. Суфизм: этика "растерянности"....……………………………………………….……………........293 (156)

Глава VIII. Этика в мусульманских обществах........………………………………………………..….299 (159)

§ 1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей.......…………..….300 (160)

§ 2. Политическая утопия: "добродетельный город" аль-Фараби ……………………………….... 303 (161)

§ 3. Интуитивизм: Ибн-Сина и Ас-Сухраварди.......…………………………………………………...305 (162)

Литература.................…………………………………………………………………………………........308 (164)

Раздел четвертый. Европа: Античность....……………………………………………………………...310 (165)

Глава I. Моральный канон античности: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов................……………....310 (165)

§ 1. Гомер..................…………………………………………………………………………………..…... 310 (165)

§ 2. Гесиод...............…………………………………………………………………………………..........316 (168)

§ 3. Семь мудрецов...........................……………………………………………………………..……….320 (170)

Глава II. Этика в ранней греческой философии...... ……………………………………………….….325 (170)

§ 1. Анаксимандр.......................... ……………………………………………………….………….…….325 (171)

§ 2. Гераклит................................ ……………………………………………………….…………….….328 (172)

§ 2. Пифагор и пифагорейцы... ……………………………………………………….…………...….......332 (174)

§ 3. Парменид.......................... ……………………………………………………….………………..…..335 (176)

§ 4. Демокрит.............................. ……………………………………………………………………...…...338 (177)

Глава III. Софисты, Сократ, сократики...... ………………………………………..……………….........344 (180)

§ 1. Софисты.......................... ……………………………………………………………………………...344 (181)

§ 2. Сократ............................. ……………………………………………………………………………….351 (184)

§ 3. Сократики...................... …………………………………………………………………………….....359 (188)

Глава IV. Платон и Аристотель.. ………………………………………………..……………..................364 (190)

§ 1. Платон................................ ……………………………………………………………………………..364 (191)

§ 2. Аристотель.......................... …………………………………………...…………………………….....377 (198)

Глава V. Этические учения эпохи эллинизма.......... ………………………………..…………………..401 (210)

§ 1. Эпикур....................... ……………………………………………………………………………….......401 (210)

§ 2. Стоицизм............................. ………………………………………………………...……………….....410 (215)

§ 3. Скептицизм..................... …………………………………………………………………..……….......430 (225)

Глава VI. Конец античной этики: Плотин... ………………………………………………………............435 (228)

Литература......................... …………………………………………………………………..…………..... 444 (233)

Раздел пятый. Европа: Средневековье... ……………………………………………………….........… 446 (233)

Введение.................................. ………………………………………………………………..………..…. 446 (233)

Глава I. Основоположения средневековой морали... ………………………………………………... 460 (240)

§ 1. Этический смысл "Посланий" ап. Павла (I в. н.э.).... …………………………………………….. 460 (240)

§ 2. Божественное пари: контроверсия морализма и легизма ……………………………………… 466 (243)

§ 3. Раннехристианская литература........... ……………………………………………………….…….. 474 (248)

Глава II. Недогматические формы морального сознания Средневековья..………………..……. 477 (249)

§ 1. Синкретические доктрины первых веков новой эры……………………………………………… 477 (249)

§ 2. Недоктринальные формы бытийствования морали.………………………………………….….. 486 (254)

§ 3. Аскетическая традиция Восточной церкви......………………………………………………….…. 492 (258)

Глава III. Формирование моралистической традиции Западной церкви.................…...……......... 509 (266)

§ 1. Амвросий Медиоланский.........……………………………………………………………………...... 509 (266)

§ 2. Аврелий Августин...............…………… ……………………………………………………………... 510 (266)

§ 3. Происхождение зла. Теодицея................ …………………………………………………………... 514 (269)

§ 4. Добродетели разума и добродетели веры……………………………………………………...…. 523 (273)

§ 5. Григорий Великий.....................…………………………………………………………………….... 526 (274)

Глава IV. Схоластическая традиция в истории средневековой этики............................……….... 527 (275)

§ 1. Ансельм Кентерберийский. Диалог "О свободном выборе".........................……….……….. 527 (275)

§ 2. Бернар Клервоский. "О благодати и свободной воле" ……………………………………….... 530 (277)

§ 3. Петр Абеляр. "Познай самого себя"..........……………………………………………………..... 532 (278)

Глава V. Этика Фомы Аквинского...............…………………………………………………………….. 535 (279)

§ 1. Воля и интеллект......................…………………………………………………………………..….. 535 (279)

§ 2. Типология добродетелей....……………………………………………………………………......... 539 (281)

Глава IV. Этические идеи Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама …………………………..…... 543 (283)

Литература..........................……………………………………………………………………………....... 549 (286)

Раздел шестой. Европа: Новое время.........…………………………………………………………..... 552 (288)

Введение.................…………………………………………………………………………………............ 552 (288)

Глава I. Гуманизм и Реформация.……………………………………………………………….............. 556 (289)

§ 1. Лоренцо Валла..........................……… ………………………………………..…………………….. 556 (289)

§ 2. Джордано Бруно................. ………………………………………………………………………....... 560 (291)

§ 3. Макиавелли.................... ……………………………………………………………………….…....... 565 (294)

§ 4. Лютер............................ …………………………………………………………………………….….. 570 (296)

Глава II. XVII в...............…………………………………………………………………………….............. 578 (300)

§ 1. Декарт............................ ……………………………………………………………………………...... 578 (300)

§ 2. Спиноза......................... ………………………………………………………………………..…….... 583 (302)

§ 3. Гроций........ ……………………………………………………….....………………………................. 590 (306)

§ 4. Гоббс........... ………………………………………………………...........………………………...........595 (308)

§ 5. Локк.........……… …………………………………………….………………………………..................603 (312)

Глава III. XVIII в...........................…………………………………………………………………………....611 (315)

§ 1. Этический сентиментализм...........…………………………………………………………………....611 (315)

§ 2. Мандевиль.......……………………………………………….………………………………................628 (323)

§ 3. Дидро..........................…………………………………………………………………………………...631 (325)

§ 4. Гельвеций...............………………………………………………………………………………..........638 (328)

§ 5. Руссо.......................……………………………………………………………………………………....645 (331)

Глава IV. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. ……………………………………….....651 (334)

§ 1. Кант.....................……………………………………………………………………………………........651 (334)

§ 2. Гегель.....................…………………………………………………………………………………........659 (338)

§ 3. Фейербах.......…………………………………………………………………………………................667 (341)

Литература...........…………………………………………………………………………………...............672 (344)

Раздел седьмой. Европа: XIX-XX вв..........……………………………………………………………....663 (344)

Глава I. Антинормативный поворот в этике........………………………………………………………...673 (344)

§ 1. Шопенгауэр..................………………………………………………………………………………....673 (344)

§ 2. Маркс и марксистские традиции.……………………………………………………………….........680 (348)

§ 3. Ницше..........................……………………………………………………………………………...…...687 (352)

Глава II. Основные этические учения.......……………………………………………………………......696 (356)

§ 1. Утилитаризм...................……………………………………………………………………….............696 (356)

§ 2. Эволюционная этика.........……………………………………………………………………….........703 (360)

§ 3. Прагматизм................……………………………………………………………………………….......710 (363)

§ 4. Фрейдизм.............………………………………………………………………………………..............716 (366)

§ 5. Феноменология...................……………………………………………………………………………..723 (369)

§ 6. Экзистенциализм.......................………………………………………………………...…………......733 (374)

§ 7. Аналитическая этика и метаэтика..........……………………………………………………………..742 (379)

Глава III. Современные дискуссии и тенденции.....…………………………………………………....753 (384)

§ 1. Новые споры вокруг старых нормативных программ..…………………………………………….753 (384)

§ 2. Прикладная этика.......………………………………………………………………………….............761 (388)

§ 3. Постмодернизм.................……………………………………………………………………………...765 (390)

Литература.......…………………………………………………………………………………...................770 (393)

Раздел восьмой. Россия......…………………………………………………………………….................771 (394)

Введение.............................………………………………………………………………………………... 771 (394)

Глава I. Нравоучение средневековой Руси (XI-XVII вв.)…………………………………………….....775 (395)

§ 1. Нравоучение как вид христианского учительства..………………………………………………...775 (395)

§ 2. Этический "номинализм" нравоучительной литературы.....……………………………………...776 (396)

§ 3. Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость, юродство.................…………....….778 (397)

§ 4. Христианский этический идеал, мирское благочестие и житейская нравственность.........…783 (399)

Глава II. Нравоучительная философия Просвещения

(сер. XVIII - первая треть XIX в.)........………………………………………………………...........786 (401)

§ 1. Секуляризация этической мысли...……………………………………………………………….... 786 (401)

§ 2. Этическое образование. Место этики в системе нравоучительной философии..........…..... 787 (402)

§ 3. Нравственное учение масонства...............…………………………………………………………. 789 (403)

§ 4. Эстетический морализм русских романтиков.......………………………………………………... 792 (404)

Глава III. Нравственная философия: становление этики как самостоятельной науки

(вторая половина XIX в.).....…………………………………………………………………………. 794 (405)

§ 1. Утилитарная переоценка морали: нигилистический и утопический морализм 60-х годов… 794 (405)

§ 2. Моральный метод в социологии: социальный морализм народничества

(П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский)...…………………………………………………………………. 795 (406)

§ 3. Этическое "оправдание" христианства: этика "абсолютного добра"

Ф.М. Достоевского; этика "непротивления злому" Л.Н. Толстого.....………………….......…... 798 (407)

§ 4. Православно-христианское учение о нравственности: богословский морализм.................. 801 (408)

§ 5. "Научное" обоснование этического идеализма: этико-психологический синтез

К.Д. Кавелина…………………………………………………………………………………………… 806 (411)

§ 6. Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики...........................…….. 808 (412)

§ 7. Метафизический поворот в этике (80-90-е годы)..…………………………………………..…….813 (414)

§ 8. Нравственная философия как система: этика "соборного добра" B.C. Соловьева.............. 822 (419)

§ 9. Этические итоги конца XIX в............……………………………………………………………….... 827 (422)

Глава IV. Философская этика: от этической автономии к институциональной морали (XX в.)… 829 (423)

§ 1. Этический "ренессанс" начала века (1900-1922) ……………………………………………….... 831 (424)

§ 2. Основные направления этической мысли..………………………………………………………... 839 (428)

§ 3. Пореволюционный этический идеализм в России (1918-1922)................…………………...... 854 (436)

§ 4. Этический "раскол": моральная идеология в Советской России и этика русского

зарубежья (сер. 20-х - кон. 50-х годов)..........................……………………………….……….... 858 (437)

§ 5. Неортодоксальные этические учения в Советской России.....…………………………………...863 (440)

§ 6. Этика русского зарубежья: основные учения.……………………………………………………... 867 (442)

§ 7. Советская этика. Общая характеристика (60-80-е годы)..……………………………………......887 (453)

§ 8. Российская этика. Основные тенденции развития (90-е годы)..................…………………... 892 (455)

Литература..........................…………………………………………………………………………………. 894 (456)

Приложение. Этика ненасилия.........…………………………………………………………………........896 (457)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая книга представляет собой исторический обзор философских этических учений. К философским авторы относят те учения, которые складывались в рамках философского взгляда на мир в отличие от религиозного или конкретно-научного (социологического, этнологического, педагогического и др.). Их идентифицирующим признаком в качестве этических являются моральные понятия добра, зла, долга, справедливости, совести и др. Философскими их делает то обстоятельство, что они рассматривают человеческое поведение с точки зрения предельных ценностных оснований, которые задают ему сознательный и индивидуально-ответственный характер (нередкое в истории философии отрицание таких предельных оснований само является их частным случаем). Они, как правило, заключают в себе более или менее развернутую рационально аргументированную нравственную программу человеческой жизнедеятельности. Вопрос о том, как достойно жить, является одним из важнейших, если не самым важным среди вечных вопросов философии.

Книга охватывает философские этические учения в их качественной полноте. Они структурированы соответственно основным оригинальным линиям философского развития. Названия разделов означают не географические регионы, а духовные "континенты": Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия. Здесь требуются по крайней мере две оговорки. Арабо-мусульманская философия произросла из античных источников и переплелась с европейским Средневековьем; мера ее автономности по отношению к европейской философии выражена не так чисто, как в случаях китайской и индийской философий. Выделение в особый раздел русской этики, которая, как и русская философия в целом, несомненно, находится внутри европейской философской традиции, объясняется тем, что книга предназначена для российского читателя.

Поскольку речь идет о различных и соразмерных в этих различиях философско-этических традициях, остро стоит проблема их адекватной реконструкции. Исследователь не может рассмотреть миро-

вую философию с некой равноудаленной точки зрения, ибо он сам находится внутри какой-то одной традиции, подобно тому, как антрополог, исследующий расы, сам принадлежит к одной из них. Это таит в себе опасность односторонностей и искажений. О такой опасности мы знаем из европоцентристских версий мировой философии. Наряду с ними существуют, разумеется, и разные варианты восточно-центристских историй философии. Авторы данной книги принадлежат к русско-европейской философской традиции и смотрят на развитие мировой философии сквозь ее призу. Но они при этом ясно осознают данный факт и сознательно стремятся блокировать искажения, которые могут из-за него возникать. В частности, они не рассматривают европейскую философию как единственно истинную или даже как вершину, по отношению к которой другие традиции могли бы выглядеть как более ранние, незрелые. Кроме того, они руководствуются убеждением, согласно которому философия вообще существует во множественном числе, как многообразие конкурирующих учений, систем, школ. Философские положения не могут быть взвешены на весах универсальной истины и требуют конкретно-исторического, контекстуального подхода. Это в особенности верно применительно к этике, которая более индивидуализирована и конкретнее вписана в ткань культуры, более явно несет на себе печать эпохи, чем другие части (аспекты) философии.

Применительно к работе в целом авторы намеренно отказались от каких-либо обобщающих схем, поскольку современное состояние историко-философской науки не дает достаточных оснований для синтетических теорий, охватывающих всю мировую философскую этику. Целостность книге придает единство предмета рассмотрения, методов анализа и методических приемов организации материала. Что касается отдельных разделов, то они концептуальны и каждый из них представляет собой развернутый теоретический очерк, реализующий исследовательские результаты его автора (за исключением, пожалуй, раздела, посвященного европейской этике XIX и XX столетий, так как в этом случае речь идет о современных теориях, для адекватной оценки которых требуется более отдаленная интеллектуальная и историческая дистанция).

А.А. Гусейнов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: