Как составить и оформить список к дипломной работе?

Как показывает практика, дипломники, как правило, не уделяют слишком много внимания составлению списка литературы к своей дипломной работе (варианты: список использованной литературы, библиография, библиографический список). Почему? Чаще всего, на это просто не остается времени. Но многие по незнанию считают, что эта структурная часть дипломной работы – не более чем формальность. Но это совсем не так. Попробуем с этим разобраться.

Список литературы, которая используется Вами при написании дипломной работы – это не формальность, а, образно говоря, «зеркало» уровня Вашей научной подготовленности и практического владения той массой информации, с которой современный специалист должен уметь не только обращаться, но и справляться. Вряд ли можно оспорить тот факт, что поток информации во всех сферах деятельности с каждым годом неумолимо растет, причем информации нужной, необходимой. Это – данность, к которой следует приспособиться.

В самом деле, приступая к написанию дипломной работы, многие из Вас столкнулись с проблемой отбора из огромного множества источников (учебники и учебные пособия, монографии, статьи, электронные источники и т.д.) той литературы, которая нужна для раскрытия темы именно Вашей дипломной работы (см. наши статьи «Как подобрать литературу для диплома?», «Как работать с литературой для диплома?» ). Скорее всего, не всем это вообще удалось сделать так, как нужно.

Между тем, опытный преподаватель (например, член аттестационной комиссии) с первого взгляда определяет, какой литературой Вы пользовались при написании дипломной работы. Какой – это значит: современной, научной, соответствующей актуальным представлениям об объекте и предмете Вашего исследования в конкретной области научной и (или) практической деятельности.

Если в списке литературы к Вашему диплому указаны давно написанные, устаревшие издания (хотя они могут, а часто просто должны там присутствовать), если отсутствуют новые монографии, вообще нет научных статей, если (что очень плохо) имеются только учебники и учебные пособия, то это уже само по себе – свидетельство того, что дипломная работа написана на низком научном уровне.

Еще хуже, если в тексте дипломной работы содержатся современные, актуальные положения, если отражены ведущиеся дискуссии и пр., а список использованной литературы содержит то, о чем сказано в предыдущем абзаце. Это может означать, что дипломная работа – не что иное, как плагиат, то есть, проще говоря, Вы ее откуда-то списали. Причем сделали это непрофессионально, плохо, примитивно.

Так что же нужно знать дипломнику для того, чтобы список использованной им литературы (библиографический список) (даже если дипломная работа была собрана Вами из нескольких работ, в том числе взятых из Интернета) отражал научную и (или) практическую ценность дипломной работы и не вызывал подозрений у преподавателей?

Можно дать следующие рекомендации:

  1. Список использованной литературы должен в разумном соотношении содержать названия учебников и учебных пособий, монографий, научных статей и публикаций в специальных изданиях (сборники научных статей, профессиональная периодика и т.п.), авторефератов диссертаций, статистики, если нужно – законодательных и нормативных правовых актов и пр. (в зависимости от предмета, по которому пишется дипломная работа, и ее темы).
  2. Число учебников и учебных пособий в списке использованной литературы должно быть минимальным: ссылки на них можно делать при работе с терминологией, при отражении дискуссионных вопросов по теме дипломной работы. Но при этом ссылаться нужно не на название учебника, а на его автора.
  3. Основной акцент в списке использованной литературы следует делать на монографии, научные статьи и публикации, а также на фактические и практические материалы (статистика, аналитика, опыт работы компаний в исследуемой Вами сфере и т.д.). Это повышает научную и практическую ценность Вашей дипломной работы.
  4. По меньшей мере, не менее 50 % названий в списке использованной литературы в дипломной работе должны датироваться тремя последними годами, то есть 2008-2011 гг. Это также относится и к учебникам и учебным пособиям.
  5. При разработке определенных тем в дипломных работах бывает просто необходимо ссылаться на авторов и их работы прежних лет (1950-х – 1990-х гг. и даже ранее). Однако если Вы это делаете, то обязательно нужно отразить современное состояние вопроса и привести в списке использованной литературы новые издания.
  6. Если Ваша дипломная работа написана по правовым источникам (законы, нормативные правовые акты), то в списке использованной литературы обязательным является указание на последнюю редакцию правового акта (помимо источника его первой публикации). Без этого можно будет подумать, что Вы пользовались устаревшей или недействующей редакцией документа.
  7. В списке использованной литературы в дипломной работе следует указывать лишь те названия, которые были упомянуты по тексту Вашей дипломной работы, в том числе в сносках. Учтите, что если преподаватель или член аттестационной комиссии обнаружит, что список литературы составлен Вами произвольно, это вызовет на защите диплома ненужные вопросы.

Оформлять список использованной литературы к дипломной работе можно по-разному, поскольку:

· с одной стороны, действует ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», в соответствии с которым многие вузы сегодня требуют от студентов оформления списков литературы к курсовым и дипломным работам;

· с другой стороны, кафедры в своих собственных методических рекомендациях по написанию курсовых и дипломных работ формулируют иные требования к оформлению списков литературы к курсовым и дипломным работам, и эти требования отличаются от указанного ГОСТа.

Чтобы Вам было более понятно, о чем идет речь и о каких именно различиях в оформлении списков литературы нужно знать дипломникам, познакомьтесь с примерами оформления библиографических описаний в следующей заметке и сравните их со своим методическим указанием.

Желаем успеха.

В статьях использовался материал сайта diplomadviser.info.


Образцы библиографических описаний (ГОСТ 7.1–2003)

Книги

Один автор

  1. Сергеев, А.М. Организационное поведение [Текст]: учебное пособие/ А.М. Сергеев. - М.: Академия, 2008. - 288с.
  2. Тимофеева, Т.В.Анализ денежных потоков предприятия [Текст]: учебное пособие/ Т.В. Тимофеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 368 с.: ил.

Два автора

  1. Шеремет, А.Д. Аудит [Текст]: учебник/ А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 448 с. - (Высшее образование).
  2. Шрайвер, Д. Неорганическая химия. Т. 1 [Текст]: учебник в 2 т./ Д. Шрайвер, П. Эткинс; под ред. В. П. Зломанова. - М.: Мир, 2004. - 679с. - (Лучший зарубежный учебник).

Три автора

  1. Елисеева, Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий [Текст]: учебное пособие/ Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 476 с.: ил. - (Высшее образование).
  2. Макарова, Н. В. Компьютерное делопроизводство [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова. - СПб.: Питер, 2006. - 410с.:ил. - (Учебный курс).

Четыре и более автора

  1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие/ А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 712 с.
  2. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / Г. И. Михайлина, Л.В. Матраева [и др.]; под ред. Г.И. Михайлиной. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К., 2008. – 288с.

Законодательные материалы под общим заглавием

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Юрайт, 2007. – 48 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1,2,3 [Текст]: по сост. на 10 марта 2009 г. - М.: Кодекс, 2009. – 544 с.

Сборники под общим заглавием

  1. Актуальные проблемы социокультурного знания [Текст]: сборник научных трудов/ отв. ред. И.Н. Грифцов. – М.: Прометей, 1998. – 551 с.
  2. Молодые ученые - экономике. Вып. 10 [Текст]: сборник работ молодежной научной школы/ ИСЭРТ РАН. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 244 с.: ил.

Статьи из сборника

  1. Анализ графических ошибок студентов по инженерной графике [Текст]/ М. М. Харах, Т. В. Гусева, Н. Ю. Жилякова, И. А. Козлова // Материалы междунар. науч. конф., посвященной 70-летию ЯГТУ. Т.З. - Ярославль, 2001. - С. 62-63.
  2. Цветков, Д.С. Экономические механизмы противодействия теневой экономике [Текст]/ Д.С. Цветков// Вестник ИНЖЭКОНа. - 2011. - №1 (44). - С. 393-396.

Статьи из периодических изданий

  1. Мальгинов, Г. В. Финансово-экономический кризис и динамика отношений собственности в России [Текст]/ Г.В. Мальгинов// Общество и экономика. - 2010. - №7-8. - С. 79-100.
  2. Шрамко, И. П. Реформа и сфера управления [Текст]/ И.П. Шрамко// Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2008. - № 3. - С. 19-22.

Электронные ресурсы

  1. Мануйленко, В.В. Реализация концепции доходности капитала с учетом риска [Электронный ресурс]/ В.В.Мануйленко// Финансы и кредит. - 2011. - №15. - С. 27-34. - Режим доступа: http://elibrary.ru/.
  2. Исследование образования [Электронный ресурс]: научный интернет-журнал. – Режим доступа: http//www.oim.ru/. - 10.02.2010.
  3. Щербаков, В.А. Страхование [Электронный ресурс]: учебник/ В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. - М.: КНОРУС, 2008. - 1 электрон. опт. диск: зв., цв. - (Электронный учебник).

Используются следующие способы построения списков:

  • алфавитный;
  • хронологический;
  • систематический;
  • последовательный (в порядке первого упоминания публикации в тексте и) др.

Алфавитный, т.е. расположение библиографических описаний в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий публикаций (если фамилия автора не указана, либо авторов четыре и более). Работы одного автора располагают по алфавиту названий работ, работы авторов-однофамильцев — по алфавиту инициалов. Подобный способ группировки оправдан, когда количество источников в составе списка не превышает нескольких десятков. По этой причине им часто пользуются авторы небольших письменных работ. Не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке письменной работы.

В хронологическом порядке материал располагается по годам публикаций, а в каждом году — по алфавиту авторов или названий книг. Хронологический порядок позволяет показать историю изучения какого-либо вопроса. Обратнохронологическое расположение рекомендуется для работ, в которых основное внимание уделено современному состоянию вопроса.

При систематическом расположении литературы библиографические описания располагаются по отраслям знаний, отдельным вопросам, темам в логическом соподчинении отдельных рубрик. Систематические разделы лучше устанавливать в соответствии с главами рукописи или важных проблем темы. Литературу общего характера, относящуюся к теме в целом, целесообразно выделять в особый раздел.

Расположение литературы в порядке первого упоминания в тексте используется довольно часто. Однако такое расположение делает список трудно используемым, т. к. в нем сложно просмотреть охват темы, по нему трудно проверить, на какие работы данного автора есть ссылки в материале. Список, составленный таким образом, будет неполным, так как включает только литературу, упоминаемую и цитируемую в тексте, и не отражает других использованных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: