Анализ соотношения технико-тактических сторон (нападение—защита) в отечественном и мировом волейболе показывает постоянное усиление нападающих действий в командах. Эта главная тенденция развития современного волейбола. В тактическом плане игре сильнейших команд свойственно:
1. Увеличение в стартовом составе команды числа нападающих игроков (система 4—2 или 5—1).
2. Использование комбинационной игры как средства активного противодействия блоку. При изучений игры ведущих команд мира в нападении выявляется общая тенденция роста комбинационной игры с применением выходящего игрока.
3. Повышение скорости выполнения технических приемов с целью ослабления защитных действий соперников. Причем нападающие удары со скоростных передач составляют 50% и более.
4. Максимальное использование индивидуальных особенностей всех игроков команды. Отсюда определенная универсализация в игровых функциях и специализация в отдельных действиях.
5. Широкое использование всего состава команды (12 игроков) для усиления нападающих или защитных действий и изменения тактического рисунка игры.
Знание тенденций развития техники и тактики мирового и отечественного волейбола, а также специфики условий проведения соревнований позволяет разработать прогностическую модель каждого игрока и команды в целом.
В модели учтены все стороны игровой деятельности команды, комплектование состава и стартовой шестерки, система игры в нападении и защите, эффективность применения технических приемов.
Модель, разумеется, может изменяться. В нее постоянно вносятся определенные коррективы в целях ее оптимизации.
Проверка эффективности модели команды осуществляется на всех этапах ее создания и подготовки посредством участия команды в контрольных и календарных соревнованиях в течение года.
Примерная модель мужской команды
Комплектование команды
В полном составе команды 12 игроков, из них четыре связующих и восемь нападающих. Среди связующих желательно иметь высокорослых игроков, которые будут располагаться по диагонали с основным связующим и осуществлять промежуточные выходы. В современном волейболе универсализация нападающих продолжается. Очевидно, это приведет к дальнейшему стиранию граней между основными и вспомогательными нападающими. Основная шестерка комплектуется по системе 5+1 (т. е. 5 нападающих и 1 связующий).
В зависимости от соперника, хода игры, счета партии и т. д. команда должна иметь на вооружении шестёрки, скомплектованные по принципу 4+2 или 5+1. В ходе встреч с основными противниками команда должна иметь игроков, с вводом которых игру можно было бы усилить в атаке или в обороне.
В возрастном плане целесообразно иметь в команде игроков трех поколений: «ветераны»—игроки 26 лет и старше (3—4 человека, из них 1—2 обязательно связующие); «среднее рабочее звено» — игроки 23—26 лет (4—5 человек); и «молодежь»—игроки 22 лет и моложе (3—4 человека). При таком составе сохраняется принцип преемственности поколений.
По ростовым данным можно ожидать дальнейшего увеличения среднего роста игроков в команде. Средний рост волейболистов ведущих команд будет 192—195 см. Можно предположить, что крайние показатели в росте игроков одной команды будут сближаться. Это обусловлено требованиями универсализации игроков. Связующие должны иметь рост в 188—193, нападающие— 192—198 см.
Требования к игрокам
Специальная физическая подготовка. Повысятся.требования (табл. 1) к скоростно-силовой подготовке, прыжковой и игровой выносливости игроков, их координаци-
онным возможностям. Необходимо отметить, что к высокорослым игрокам предъявляются те же требования по общей и специальной физической подготовке.
Таблица 1
Требования по специальной физической подготовке, предъявляемые к игрокам
№ п/п | Вид упражнения | Связующие | Нападающие |
Перемещения 94 м («елочка»), с | 22,5 | 23,5 | |
Прыжки с места (по Абалакову), | |||
см | |||
Прыжки с разбега, см | |||
Перемещение на блок, с | 7,3 | 7,5 | |
Серийные прыжки, кол-во раз |
Технико-тактическая подготовка. В связи с изменением правил (4 касания) международной федерацией по волейболу в 1977 г. нормативные требования остаются прежними. Общее требование к универсализации игроков говорит о том, что пробелов ни в одном из технических приемов у них быть не должно.
Подача. Необходимо будет стремиться к сочетанию различных подач—нацеленной, планирующей и укороченной. Безусловно, агрессивность в подаче должна возрасти, но без увеличения потерь подач. Главное— затруднить прием противнику на 45—50%.
Прием подач. Следует добиться стабильности и высокого качества так называемой доводки мяча при приеме подач (не ниже 75—80%).
Передача. Все игроки должны освоить выполнение вторых предач из глубины площадки.
Нападение. При выполнении нападающего удара необходимо уметь обработать любую по высоте и скорости передачу. В тренировочной работе необходимо создавать сложные по выполнению задания, которые бы заставили игроков вести единоборство против группового блокирования. Сочетать силовые нападающие удары с обманными, уметь изменять направление удара, применять различные кистевые удары, уметь играть первым и вторым темпом.
В нападении планируются следующие показатели (в процентах); выигрыш—50 и выше, проигрыш—10 и ниже, эффективность — 40—42.
Блокирование. В основу качества группового блокирования должно быть положено индивидуальное мастерство игроков. Необходимо быть готовыми к блокированию нападающих ударов с различных по высоте и скорости передач. В клубных командах надо больше уделять внимания индивидуальному блокированию.
В блокировании планируются следующие показатели (в процентах): полезный блок—50, выигрыш—15, проигрыш — 5.
Защита. Особое внимание должно быть обращено к так называемой общей игре, прежде всего в защите, технике обработки мяча на задней линии, постоянной готовности к приему мяча в процессе игры.
В защите планируются следующие показатели: оставлено в игре 55%.
Тактика. В нападении надо стремиться использовать 3 нападающих в каждой из 6 расстановок. В основе тактики нападения команд лежит комбинационная игра в сочетании с более рациональной игрой в отдельные моменты партий. Целесообразно добиваться примерно равной загрузки зон нападения и примерно равному распределению нападающих ударов между всеми игроками шестерки. В защите команда должна быть готова к игре по различным системам. Страховка может меняться в зависимости от противника, хода игры и других обстоятельств. В команде необходимы 2—3 лидера, которые проявляли бы инициативу при любой расстановке на каждой линии.
Примерная модель женской команды
Комплектование команды
Желательно иметь в команде спортсменок старше 25 лет—2—3 человека, 20—25 лет—6—7 человек, 19 лет 3—4 человека.
По игровым функциям состав должен быть таким:
нападающие—8 человек, связующие—2 человека, вспомогательные связующие — 2 человека, из них 1 нападающий, 1 защитник.
Требования к игрокам
Специальная физическая подготовка. В современном волейболе требования, предъявляемые к волейболисткам по специальной физической подготовке, очень высоки (табл. 2).
Таблица 2
Требования по специальной физической подготовке, предъявляемые к волейболисткам
№ п/п | Вид упражнения | Нападающие | Связующие |
Перемещения 94 м («елочка»), с | 23—24 | 22,5—23,5 | |
Прыжки с места (по Абалакову), см | 55—60 | 50—55 | |
Прыжки с разбега, см | 65—70 | 60—70 | |
Упражнение на гибкость, см | 22—25 | 22—25 | |
Из положения лежа на спине, ступ- | 25—30 | 25—30 | |
ни закреплены, силой принять поло- | |||
жение седа, кол-во раз |
Технико-тактическая подготовка. Спортсменкам необходимо в нападении:
уметь одновременно с партнерами входить в разные зоны передней линии для организации и завершения атаки;
владеть всем разнообразием нападающих ударов и применять их в зависимости от конкретной игровой обстановки;
определять основного нападающего и блокирующего противника в каждой расстановке для результативного нападения и организованной защиты над сеткой;
быстро переключаться от выполнения нападающих действий к защитным и наоборот;
правильно выбирать место для приема подач, нападающих ударов в зависимости от расположения партнеров;
уметь взаимодействовать с игроками своей линии, а также с игроками другой линии (блокирование, страховка нападающих, блокирующих и т. д.).
* Показатели технической подготовки приведены в табл. 3.
8
Волейболисткам необходимо в защите:
своевременно выбирать место для вторых передач;
выполнять передачи в зону при расположении левым и правым боком к сетке;
определять по действиям блокирующих и защитников противника наиболее слабые участки обороны и ориентировать своих нападающих;
быстро переключаться от нападения к защите и выполнять вторые передачи;
определять целесообразность выхода при доигровках мяча;
владеть разнообразными нападающими ударами с первых передач и уметь выполнять так называемую откидку в зависимости от конкретной игровой обстановки.
Подача. Основная задача подачи—затруднение приема. Нацеленные подачи на связующего игрока или на активного нападающего на линии, завязывающего комбинации, с целью сбить организацию и темп развития атаки.
Прием подачи. При приеме игроки должны организовывать и успешно осуществлять различные тактические комбинации с заранее обусловленной сменой мест.
Нападение. При игре в нападении рекомендуется:
специализация нападающих игроков в различных зонах;
одновременный вход в зону нападения всех трех игроков;
концентрация игроков (2—3 человека) в определенной зоне с последующей расконцентрацией по всей ширине сетки;
выход на блокирующего противника с целью создания заслона и образования свободной зоны.
Блокирование. При блоке игроку следует:
определить свое первоначальное местонахождение в зависимости от количества и расположения нападающих;
определить основного нападающего в каждой конкретной расстановке и нейтрализовать его;
быстро переключаться от защитных действий к нападению;
выполнять перестроение в зонах внутри линии при своих подачах;
закрывать основное направление ударов.
Основой блокирования должно быть индивидуальное мастерство.
Показатели техники
Амплуа игрока | Подача | Прием | ||
Затруднено | Потеряно | Доводка | Потеряно | |
Нападающий (рост 176—180) | 40—50 | 4-5 | 70—75 | 3—4 |
Связующий (рост 175—178 см) | 40—50 | 4—5 | 70—75 | 3—4 |
Защита в поле. Защитник должен уметь:
выбирать место для приема нападающих ударов в зависимости от действия блокирующих;
перестраиваться в зонах при своих подачах;
налаживать взаимодействие внутри линии и между линиями (защитник—защитник, защитник—страхующий, страхующий—блокирующий и т. д.).