Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова, ориентироваться в составе слов, относящихся к различным частям речи; вырабатывать орфографическую зоркость, развивать словарный запас, слуховое внимание, воспитывать умение взаимодействовать с партнерами.по команде.
Ход занятия
♦ Оргмомент
Распределение детей по командам (2 команды).
♦ Однокоренные слова
Входит Корень «лет» — ученик с табличкой.
Корень. Грустно мне, никому я не нужен, ничего из себя не представляю.
Учитель. Дети, как нам помочь Корню? Кого позовем на помощь, чтобы Корень превратился в разные слова? (Приставку и Суффикс.) Входят Приставка и Суффикс:
Приставка и Суффикс. Дорогой «лет»! Не расстраивайся! Ты совсем не одинок. У тебя есть много родственников. На тебе держится целая семья слов. В каждом из них ты — самая главная часть. Сейчас мы позовем твоих братьев и сестер».
Командам дается задание: записать на доске как можно больше слов с корнем «лет». Одна команда составляет слова с приставками, другая — с суффиксами.
|
|
Корень. Спасибо, ребята, утешили вы меня. Но не один я брожу по свету, ищу родственников. Помогите подобрать родственные слова к словам «горе» и «гора», разложите на две группы карточки с однокоренными словами к данным.
Дети выполняют задание: кто быстрее и правильнее распределит слова на 2 группы. (Горец, горестный, горный, пригорок, пригорюнился, гористая, горевать, горюшко.) Суффикс. Я тоже хочу поиграть с ребятами, у меня в"
сумке для них приготовлены слова... Но что же это
такое? Все слова рассыпались по составу. Придется
вам, ребята, восстановить слова.
Каждой команде за определенное время нужно восстановить слова, рассыпанные по составу. к, за, стеж, а столь, на, н, ая
пере, чик, плет, и к, а, пол, про
крыш, по, к, а ее, н, осей
ый, вод, н на, щик, строй, и
П6
Приставка. «Пришла пора мне поиграть с ребятами. Предлагаю игру «Аукцион». Я буду «продавать» приставки, а вы должны «покупать» их, то есть называть слова сданной приставкой. Выиграет та команда, которая назовет правильное слово последней.
«Продаются» приставки про-, по-, вы-, пере-, с-, из-, на-.
Корень, суффикс, приставка. «Нам пора в словарь, но для вас мы оставляем еще одно интересное задание — веселые стихи с пропущенными морфемами. Вам нужно вставить подходящие по смыслу морфемы в слова, чтобы рифмы не нарушились.
Я...брался под кровать,
Чтобы брат......пугать.
На себя всю пыль...брал,
Очень мам......пугал.
Дал списать я на контроль...ой Все задач...и Кол...е. И теперь у нас в тетрад...ах У обоихдво...и.
♦ Подведение итогов занятия.